Тип урока |
Изучение нового материала |
Ресурсы |
Учебник: Арсентьев, Н. М. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч. 2. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – параграф 27.
Фрагменты документов (с. 114-115)
Карты: Нашествие Хана Батыя на Русь (с. 16); Российское государство во второй половине XV - начале XVI вв. (с. 90-91); Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV - первой половине XVI вв. (с. 110) |
Основные понятия |
Поэма. Регалии. Сказания. |
Основные даты |
1433 – завершение строительства Грановитой палаты Московского Кремля;
1466-1472 – путешествие Афанасия Никитина;
1479 – Московская летопись;
1512 – первая редакция русского «Хронографа» |
Персоналии |
Иван III, Василий III, Филофей, Сафоний Рязанец, Афанасий Никитин, Аристотель Фиорованти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Андрей Рублев, Дионисий |
Цель урока |
Формирование представления об особенностях русской культуры XV - начала XVI вв. на основе знания исторических фактов и источников периода |
Задачи урока |
1. Развитие интереса к отечественной истории и культуре.
2. Развитие навыков работы с познавательно значимой информацией.
3. Развитие навыков коллективной работы, формулирования и изложения мысли.
4. Формирование системного знания о факторах и этапах образования единого культурного пространства, о составляющих культуры (общественная мысль, летописание, литература, зодчество, живопись), их содержании и особенностях.
5. Формирование понимания особенностей русской культуры периода формирования единого Российского государства, ее связей с культурами других народов и государств, ее месте в мировой культуре. |
Предполагаемые результаты |
Личностные результаты (задачи 1, 5):
– осмысление социально-нравственного (культурного) опыта предшествующих поколений;
– уважение к культуре своего народа.
Метапредметные результаты (задачи 2, 3):
– умение работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
– готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.
Предметные результаты (задачи 4, 5):
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
– умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны и мира в целом. |
Этап урока |
Содержание |
Способы познавательной
деятельности учащихся |
УУД |
1. Организационно-целевой |
Формулирование темы урока.
Постановка цели урока.
Формулирование проблемы на основе ответов на вопрос «Что могло повлиять на развитие русской культуры в XV веке?» |
Выделение существенных черт предмета вопроса, формулирование и изложение ответа |
Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, структурирование знаний. |
2. Актуализация знаний |
Задания с использованием атласа или карты на с. 16, изученного материала:
1. Вспомните, какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия на Русь?
2. Обоснуйте, почему именно Москва стала культурным центром возрожденной Руси. |
Работа с картой и изученным материалом.
Формулировка аргументов, выбор наиболее убедительных аргументов, формулировка и изложение своей позиции. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации. |
3. Первичное усвоение и проверка |
Работа с текстом учебника, иллюстрациями, соответствующими картами и фрагментами документов.
Пункты 3-6 параграфа распределяются между группами, в которых выполняется задание по общей схеме:
1. Выделить основную информацию в тексте.
2. Оформить ее в виде кластера.
Дополнительно сформулировать вопросы по своему пункту параграфа для этапа 5.
3. Изложить результат для других групп. |
Работа в группах.
Планирование совместной работы, распределение функций в группе.
Работа с текстом: анализ содержания, выделение смысловых единиц текста, выбор существенных фактов, обстоятельств, персоналий.
Работа с картой, интерпретация картографической информации, работа с легендой карты.
Работа с иллюстративным материалом.
Работа с текстом документа.
Оформление результата в заданной форме.
Формулирование логически корректных вопросов по содержанию текста.
Формулирование и изложение результатов работы. |
Личностные: смыслообразование, оценивание (эстетическое, нравственное, познавательное).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция познавательных действий.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации, построение логической цепочки рассуждений, самостоятельный поиск или создание способов решения проблем творческого или поискового характера. |
4. Первичное закрепление |
Обмен информацией, совместное выделение общих черт составляющих культурного пространства, фиксация результата. |
Работа в группах.
Работа с информацией, представленной другими группами.
Обобщение, выделение существенного, формулирование результата. |
Личностные: смыслообразование, оценивание (эстетическое, нравственное, познавательное).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации. |
5. Контроль усвоения |
Вопросы другим группам по своему пункту параграфа. Совместное (в том числе за пределами группы) формулирование особенностей русской культуры XV - начала XVI вв. Соотнесение результата с содержанием пункта 2 параграфа.
Фиксация результата. |
Работа в группах.
Предметный диалог.
Оценивание ответов одноклассников.
Критическое оценивание собственных вопросов.
Выделение существенного, формулирование и оценка результата. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, определение основных и второстепенных составляющих информации, построение логической цепочки рассуждений. |
6. Рефлексия |
Рефлексия результатов посредством ответов на вопросы:
1. Что нового я узнал на уроке?
2. Что в новом материале оказалось самым интересным?
3. Чем изученное на уроке важно для меня? |
Рефлексия собственных действий, полученных результатов, степени их познавательной и личностной значимости и эффективности. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование, оценивание (эстетическое, нравственное, познавательное).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Регулятивные: самоконтроль, коррекция познавательных действий.
Познавательные: определение основных и второстепенных составляющих информации. |
|
Домашнее задание:
1. Найти текст «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, проследить по карте на с. 110 маршрут; выписать страны, которые посетил А. Никитин и его высказывания об этих странах.
2. Выполнить остальные задания на с. 115. |
Поиск внеучебного источника, использование различных средств поиска.
Работа с текстом, работа с картой, выделение необходимой информации.
Вторичное закрепление нового материала. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция познавательных действий.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации, самостоятельный поиск или создание способов решения проблем творческого или поискового характера. |