История и обществознание
-
Урок с применением ИКТ "Начало гуситского движения" 2011
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви.
-
Урок с применением ИКТ "Человек на войне" 2010
Представленный урок предусмотрен программой в курсах 9-х и 11-х классов. Форма подачи материала: сочетание презентации и актуализации имеющихся знаний учащихся. Представленная форма повышает мотивацию учащихся к обучению, позволяет интегрировать тексты, графику и высококачественные изображения.
-
Урок с применением интерактивной доски "Завоевания Александра Македонского". 5-й класс 2011
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интерактивным материалом.
-
Урок с применением компьютерных технологий для 5-го класса "Великая греческая колонизация" 2012
Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией с набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме, превращают урок в интересное, познавательное путешествие в мир Древней Греции.
-
Урок с ЦОР. Тема: "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс 2014
Цель урока: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.
-
Урок с элементами проектного обучения 2006
Данный урок проводится в центре изучения темы "Графический редактор". После его проведения у ребят остаётся 5 уроков или внеклассных занятий на разработку собственного проекта в соответствии с третьим заданием практической работы. Проект, практическая работа и сам урок направлены на активизацию работы правого полушария головного мозга, так как большинство предметов школьной программы ориентированы на активизацию работы левого полушария. Довольно часто ребята дополняют свои проекты ещё и гербами и гимнами государств.
-
Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром" 2012
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий.
-
Урок с ЭОР "Микены и Троя" 2014
Урок посвящен образованию греческого государства Микены и захвату греками Троянского царства. У учащихся формируются знания о Древней Греции.
-
Урок с ЭОР. Тема: "Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол" 2015
Урок посвящен истории Российского государства XVII века, роли Русской Православной Церкви.
-
Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме "Древний Восток" 2012
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира).
-
Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс 2015
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы.
-
Урок систематизации и обобщения знаний в 10-м классе «Великая Отечественная война: нам никогда не позабыть…» 2023
Цели урока: повторить, обобщить и систематизировать знания по Великой Отечественной войне в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ; стимулирование интереса учащихся к предмету и расширение кругозора учащихся; воспитание патриотизма, любви к Родине, ее героическому прошлому; вырабатывать умение работать с источником, находить и систематизировать информацию, делать выводы, формировать аналитические и коммуникативные умения в процессе групповой деятельности.
-
Урок согласно ФГОС нового поколения по теме "Индийские касты". История Древнего мира. 5-й класс 2013
Урок истории Древнего мира посвящен буддизму. Отвечая на проблемный вопрос урока, учащиеся ищут информацию в библиотеке и сети Интернет, учатся самостоятельно делать выводы, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
-
Урок согласно ФГОС ООО. Тема: "Удельный период русской истории". 6-й класс 2014
Урок проводится по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века», может использоваться в 10-м классе. Материал будет интересен для студентов I-го курса университета, изучающих историю Отечества. В приложениях к статье есть рабочие листы для ученика и учителя, дан подробный анализ урока.
-
Урок толерантности 2012
Россия всегда была многонациональной страной. Каждый из нас принадлежит к определенной национальной культуре, но круг нашего общения не ограничивается семьей и местной общиной. Наши контакты расширяют работа, учеба, путешествия, современные средства связи. Контакты с представителями иных культур стали повседневным явлением. Однако сама по себе открытость мира не делает каждого человека готовым к такому общению. Нужно учиться уважать другого, признавать его право быть другим.
-
Урок толерантности по теме: "Военный противник: проблема отношений" 2005
Этот урок, являясь уроком изучения нового материала или урок-дискуссия, может быть так же использован, как внеклассное мероприятие. Этот урок должен выполнить следующие задачи: создать условия для ориентации детей на ценности ненасилия, законности, справедливости, как нравственную основу поведения в определенных ситуациях. Создать условия для ориентации детей на ценности терпимости к иным точкам зрения отличных от собственных.
-
Урок философии "Как жить? Моральный выбор человека: добро или зло?" 2009
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
-
Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной" 2014
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины.
-
Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс 2006
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
-
Урок – "круглый стол" по теме: "Социально-экономическое развитие России после либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. в России" 2006
Представленный на фестиваль материал содержит методическую разработку обобщающего урока в форме "круглого стола". Учебная деятельность учащихся организуется в группах условных "аналитиков" и "экспертов". Выводы формулируются группой "экспертов", затем обсуждаются учащимися с помощью учителя.
-
Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России" 2007
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с практикой на примере Московской областной думы.
-
Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага" 2009
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника.
-
Урок – интеллектуальный турнир по истории Отечества на тему: "Основные вехи в истории России XI—XVI вв.". 6-й класс 2006
Урок истории проведен в нетрадиционной форме - интеллектуальный турнир "Куча-мала" по теме: "Основные вехи истории России XI–XVI вв." Полагаю, чтобы овладеть вниманием учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Поэтому использую различные игровые формы, где сочетаются устные, письменные, индивидуальные, групповые работы учащихся.
-
Урок – компьютерная презентация с элементами нетрадиционного приема "чистая доска" по теме "Персидская держава" 2008
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира.
-
Урок – лабораторное занятие на основе работы с текстовым и иллюстративным материалом: "Внешняя политика Советского Союза в 1964–1985 гг." 2011
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя на современном этапе образования состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет ему наработать вышеперечисленные умения.
-
Урок – лабораторное занятие по истории на тему: "Три цвета Гражданской войны" 2010
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы.
-
Урок – правовой всеобуч "Конвенция о правах ребенка" 2010
Цели мероприятия: познакомить учащихся с содержанием статей Конвенции о правах ребенка и Всеобщей декларации прав человека; формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
-
Урок – практическое занятие с элементами лабораторной работы на тему "Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями социально-экономического развития России в первой половине XIX века, совершенствуют умения работы с картой, историческими источниками, анализировать и делать выводы на основании таблиц и диаграмм.
-
Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная" 2010
Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции.
-
Урок – ролевая игра по теме: "Выборы в I Государственную думу" 2007
Опыт преподавания свидетельствует, что материал по программам и деятельности различных политических партий всегда вызывает у учащихся трудности. Данный урок способствует углублению, коррекции и актуализации знаний старшеклассников по материалу темы "Революция 1905–1907 годов", а также получению навыка публичных выступлений и способности к диалогу.