Урок с применением интерактивной доски "Завоевания Александра Македонского". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Актуальность урока: тема завоеваний Александра Македонского позволяет формировать у учащихся навык всесторонней оценки личности, выявления как положительных, так и отрицательных ее сторон; вопрос создания державы так же позволяет проводить сравнительную характеристику подобных процессов на протяжении большей части курса, что содействует более прочному усвоению знаний.

Цель урока: ознакомить учащихся с завоевательным походом Александра Македонского, проанализировать причины образования державы, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интерактивным материалом.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся.

Оборудование: учебник Вигасина А.А. и др. “История Древнего мира”, диск “Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир” (ООО “Кирилл и Мефодий”, 2004), интерактивная доска Smart board.

План урока:

  1. Актуализация полученных знаний.
  2. Причины похода Александра Македонского на Восток, характеристика Персидского царства.
  3. Основные сражения похода.
  4. Эволюция личности Александра.
  5. Закрепление изученного материала.

Ход урока

1. Актуализация полученных знаний организуется учителем в двух направлениях – фронтальный устный опрос и опрос по карточкам.

Фронтальный опрос затрагивает такие вопросы как сравнение государственного устройства греческих полисов и Македонии и анализ объединения Македонии и невозможности данного процесса в Греции. В итоге учитель еще раз обращает внимание на причины потери Грецией независимости.

Опросная карточка. Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: Почему Греция потеряла независимость, анализируя особенности вооружения македонян, взаимоотношения греческих городов, тактики Филиппа.

2. Причины похода Александра Македонского на Восток.

Изучая историю, мы сталкиваемся со многими выдающимися личностями. Давайте вспомним некоторых из них: учащиеся дают характеристику Солону, Хаммурапи, Будде, Конфуцию и т.д.

Главное действующее лицо предыдущего урока – царь Македонии Филипп. Его жена – Олимпия – властная, деспотичная и мстительная женщина, которая даже прикажет в последующем убить своего внука.

Их сын и есть Александр. Учителем его являлся Аристотель. Давайте вспомним, кто это (один из учащихся дает краткую характеристику ученому).

У выдающихся личностей формируются с детства качества, которые позволяют им добиваться своих целей. Предлагается работа с документом.

ПЛУТАРХ. “ЗАПИСКИ О ПОЛКОВОДЦАХ”. (ОТРЫВОК)

ОБ АЛЕКСАНДРЕ

  1. Александр, когда был маленьким, не радовался успехам Филиппа и говорил мальчикам товарищам: “Отец мне ничего не оставит”. Те отвечали: “Но он ведь для тебя все и добывает!”. “Что толку, – сказал Александр, – если у меня будет много добра и мало дела!”.
  2. Он быстро бегал, и отец предложил ему выступить среди бегунов в Олимпии. “Ладно, – сказал Александр, – если соперниками будут цари”.

Вопрос к документу: Какие качества личности Александра здесь прослеживаются?

В ходе эвристической беседы, учитель подводит учащихся к провозглашаемой (отомстить персам за разрушения в рамках Греко-персидских войн) и реальной (захват территорий и грабеж) целям похода, которые фиксируются в тетрадях.

Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевал Фессалию и Фракию (слайд №6 диска). А затем решил пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке? Учащиеся делают предположения на основании полученных знаний.

О Персии мы уже знаем как о могущественной державе. Давайте, сравним армии потенциальных соперников (работа на интерактивной доске – функция “белая доска” и два цвета ручки). Учащиеся чертят сравнительную таблицу, имея возможность исправлять друг друга, и используя функцию “ластик”.

Сравнительные вопросы Персия Македония
Численность, вооружение, виды войск, порядок формирования    

Анализируя внутреннее положение Персии, учитель подводит учащихся к выводу, что ее ослабляли: восстания покоренных народов и междоусобицы. И это также привлекало Александра как полководца.

3. Основные сражения.

В 334 г.до.н.э.– начало похода. Учитель предлагает изображение Александра с Буцефалом (слайд №8 – диск)

Работая с материалом учебника (стр.190-193) и картой на стр. 192, учащиеся прослеживают продвижение македонского войска и фиксируют в тетради даты и места сражений – р. Граник, Исс, Тир, Египет. Попутно учитель обращает внимание на появление новых черт характера Александра.

Говоря о Египте, учитель останавливается на причинах столь воодушевленной встречи там Александра и его армии.

Сражение у Гавгамелл учащиеся изучают при помощи интерактивной карты. Учитель обладает возможностью останавливать происходящие там события и давать дополнительную характеристику или вовлекать в анализ учащихся (слайд №14 – диск).

Изучая захват Вавилона и Персеполя, уничтожение прекраснейшего здания дворца, учитель возвращает учащихся к провозглашенной цели похода (слайд №15 – диск).

Поход в Индию и причины возвращения учитель предлагает изучить учащимся самостоятельно (слайд №20 – диск). Делая вывод, учащиеся отмечают усталость армии, долгую оторванность от родных мест, пресыщенность некоторых полководцев награбленным (реализация их целей), назревание бунта.

По возвращении Александр умирает в 323 году на 33 году жизни и после 12 лет и 8 месяцев царствования.

4. Эволюция личности Александра.

Сегодня мы узнали о такой личности как Александр Македонский. Людей невозможно оценить только с одной стороны – в них есть и плохое и хорошее. У выдающихся личностей и то и другое еще заметнее, потому что они могут влиять на судьбы других людей и даже стран.

В итоге мы можем проследить то, как менялся Александр как личность. Вопросы для анализа:

  1. Каковы его личные качества (работа с документом и в свете изученных событий – поведение в Египте, убийство Клита и др.). Подходят ли они для поставленных целей.
  2. Средства достижения целей.
  3. Результаты деятельности.

Текст документа

ЮСТИН. “ПЕРЕРОЖДЕНИЕ АЛЕКСАНДРА”. (ОТРЫВОК)

<...> После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей: Александр как будто заимствовал законы у тех, кого победил. Чтобы эта одежда, если он станет носить ее один, не показалась от этого особенно ненавистной, он и друзьям своим приказал одеваться в длинные пурпурные одежды, расшитые золотом. <...>

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царственной роскошью справлять пиры с играми, совершенно забыв, что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению с отцом своим, Филиппом, что даже отрекся от своей родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены. <...>

В итоге делается общий вывод, что Александр Македонский выдающийся полководец, создавший обширную державу, но, начав свою деятельность, как просвещенный монарх закончил ее как деспотичный правитель. Плюсом его достижений является попытка объединить достижения Запада и Востока в различных сферах человеческой деятельности, а минусом – то, что он так и не сумел создать эффективную систему управления обширным государством, и его держава повторила судьбу многих изученных нами подобных государственных образований (учащиеся называют их).

5. Закрепление изученного материала.

Учебной рефлексией является работа с интерактивной доской. На слайде учащиеся, пользуясь любым цветом ручки, чертят путь армии Александра, затем учитель включает интерактивную карту и сравнивает проложенный маршрут с движением стрелок (данный вид деятельности вызывает интерес учащихся и позволяет закрепить полученные на уроке знания в большем объеме).

Таким образом, выполнив поставленные цели урока, учитель в качестве домашнего задания предлагает пар. № 42, к/к № 3 (для заполнения).