Базовый учебник: “История России XIX век” (авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г, для 8-го класса), М., Просвещение, 2008.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: нэтбук у каждого обучающегося, интерактивная доска, ЦОР (Список используемого программного обеспечения и готовых ЭОР – приложение №1), настенная карта “ Отечественная война 1812 года”.
Цель урока: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.
Задачи урока:
– обучающие
- познакомить учащихся с событиями начала военных действий, с руководителями регулярной армии, героями войны
- определить причины войны, углубить и закрепить знания учащихся об освободительном и завоевательном характере войны,
– развивающие
- развивать речь, сравнивать содержание текста со своими записями, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные, звуковые и зрительные образы;
- формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
- формировать различные виды мышления, памяти, внимания и речи.
– воспитательные
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Создание атмосферы учебного
сотрудничества, ситуации успеха, стимулирование
учащихся к постановке личных целей и их
достижений. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности. |
Приветствуют учителя. | 1 мин. | |
2. | Проверка домашнего задания. | ЭОР № 1 И-тип Повторение изученного. “Отечественная война 1812 года”. | – Определение уровня усвоения
материала предыдущей темы. Слово учителя: –
Проверим, насколько хорошо вы усвоили материал
прошлого урока и свяжем его с новой темой урока.
Работа в парах для экономии времени на уроке.
Слово учителя: – Выполняем задание по карточке
“Соотнеси” на тему: “Причины войны между
Россией и Францией”. Посмотрим, кто выполнит
задание быстро и качественно. Слово учителя: –
Хвалит за правильные ответы и задаёт следующий
вопрос: Каков был характер войны для обеих
сторон? – Обратимся к заданию: “Русско –
французские отношения в начале XIX века”. – Инструктаж учителя. Установить правильную последовательность событий, если ответите неверно, то можно обратиться к подсказкам. – Работаем индивидуально с ОМС модулем №1, стр 1. Ресурс не закрывать, он потребуется при закреплении материала. |
Учащиеся отвечают, помогают друг другу. Ответы проверяем вслух. Один учащийся зачитывает ответы, другой анализирует его. Ответы учащихся. Автор модуля оценивает ответы и, если неверный ответ, то отсылает ученика к подсказке. | 5 мин. |
3. | Определение темы и целей урока. Мотивация учащихся. | ЭОР № 2,3,4,5,6 И-тип Работа с портретами полководцев войны |
Определение темы урока, постановка
цели и задач урока, осознание и принятие их
учащимися. Слово учителя: – На доске открывается картинная галерея великих полководцев: М.Б. Барклая-де-Толли, П.И. Багратиона, М.И., Тормасова А.П., Кутузова. Портреты взяты из Государственного музея А.С. Пушкина и Военной галереи 1812 г. Зимний дворец, Санкт-Петербург. – Слово учителя: Знаете ли вы этих выдающихся полководцев? В какой войне они командовали войсками? Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Поясните свой ответ. Учитель соглашается с ответами учащихся и подчёркивает, что сегодня на уроке будем изучать только начало войны. |
Учащиеся записывают фамилии полководцев. Учащиеся определяют тему урока и формулируют цели урока. Ответ учащегося: – Тема нашего урока – Отечественная война 1812 года. – На уроке мы должны определить хронологические рамки войны, изучить по карте события, узнать о руководителях, итогах событий начального периода войны (работа по памятке). | 3 мин. |
4. | Актуализация знаний | Почему эта тема актуальна сегодня? | Ответ: В этом году исполняется 200 лет со дня победы России в Отечественной войне 1812 года. | ||
5. | Изучение нового материала | ЭОР № 7 И-тип Аудиофрагмент “Начало войны”. | Изучение нового материала. – Задание учителя: по ходу рассказа составить таблицу “Календарь событий Отечественной войны 1812 года” и записать фамилии героев. – Учитель предлагает учащимся изучить материал о начале Отечественной войны при помощи мультимедийной интерактивной лекции, модуля № 7 стр.2. (звуковое сопровождение текста, ссылки внутри страницы открыть) и работать по настенной карте “Отечественная война 1812 года” и картам учебника. Задание: проследите по картам – вкладкам в учебнике “ 1. Нашествие армии Наполеона на Россию”, “3.Бородинское сражение.26.08.1812г” за словами диктора, как разворачиваются военные действия на начальном этапе войны. Назовите и запишите населенные пункты, вблизи которых происходили наиболее значимые сражения. Слово учителя: – Под Смоленском 1 и 2 армии объединились, план Наполеона был сорван. 8 (20) августа М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии. – Но враг продолжает идти к Москве. Он был задержан у деревни Шевардино, а на Бородинском поле спешно возводились укрепления. (26.08.1812) | Учащиеся прослушивают аудиофрагмент и в тетради делают записи в виде конспекта о нашествии Наполеона на Россию, не забывают о составлении календаря событий и записей фамилий полководцев. Ответ учащихся: Салтановка, Клястицы, Красный, Полоцк…Смоленск. | 6 мин. |
ЭОР №8 И-тип “Бородинская битва” (карта) |
Учитель демонстрирует карту и
объясняет ход сражения по легенде карты, затем
при помощи ОМС показывает ход битвы по
интерактивной карте. Даёт установку учащимся на
то, что после объяснения они дома могут выполнить
самостоятельную работу по этому вопросу. (ОМС
работаем со стр. 2-7) и картой – вкладкой в
учебнике “3. Бородинское сражение 26.08.1812 г”. Слово учителя: – А теперь подведите итог Бородинского сражения. |
Учащиеся ведут записи в тетради. Учащиеся внимательно слушают учителя, следят за объяснением работы по картам. | 7 мин. | ||
ЭОР № 9И – тип “Бородинское сражение” (интерактивная карта) | Слово учителя: – Вы правы, каждая из сторон считала себя победителем. Сражение стало нравственной и политической победой России. Но наполеоновская армия идёт к Москве. | Примерные ответы учащихся: нравственная победа русских, своей цели Наполеон не достиг, не уничтожил русскую армию. А Кутузов реализовал цель – измотал силы противника | |||
Совет в Филях | Слово учителя: – Кутузов собирает военный совет в Филях и решает судьбу столицы. – Откройте стр. 26 учебника и рассмотрите картину “Военный совет в Филях” художника А.Д. Кившенко. Предложите конкретный план решения вопроса. Как вы думаете, к какому выводу приходит полководец? | Учащиеся думают, как бы они поступили в этой ситуации. Ответы: Защищали бы столицу государства. Если нет Москвы, то нет и государства.Отступили бы, собрали силы и снова дали сражение. | 2 мин. | ||
На уроке может возникнуть дискуссионная ситуация, и учитель ею должен руководить. | Бывают вопросы учеников друг к другу – Вы, что не патриоты своей страны? Надо сражаться до последнего. Мы любим свою страну, но после Бородинского боя надо русской армии дать передышку,пополнить армию и тогда изгнать противника из страны. | 1 мин. | |||
Слово учителя: Хвалит учащихся, создаёт ситуацию успеха. – Кутузов принял решение – оставить Москву. Как вы думаете, почему полководец принял такое решение? | Ответ учащихся: – Чтоб спасти армию и отстоять самостоятельность государства. | ||||
ЭОР №10 “Пожар Москвы в сентябре 1812 | Слово учителя: послушаем сообщение по теме “Оставление Москвы” (было опережающее задание), используя Картину Шмидта с оригинала Х.И.Олдендорфа “Пожар Москвы в сентябре 1812 г”. | Учащиеся слушают и работают в тетради. | 1 мин. | ||
ОЭР №11 В. Кожина ОЭР №12 Г.М.Курин (словарная статья) |
Слово учителя: – В годы войны большой вклад в победу над врагом внесли не только полководцы, но и весь народ. – Партизанское движение начало развиваться с того времени, как наполеоновская армия вторглась на территорию нашего государства. Рассказ учителя о разрастающемся партизанском движении, о героях войны. | Учащиеся внимательно слушают учителя и делают записи в тетради. | 4 мин. | ||
6. | Подведение итогов урока | ЭОР №13 “Внешняя политика России в 1812 – 1815 гг.”(аудиофрагмент интерактивной карты) | Подведение учащихся к самостоятельным выводам и этапу контроля. Слово учителя: – А сейчас ещё раз закрепим материал о нашествии Наполеона на Россию по интерактивной карте, стр.1 – 4. | Учащиеся озвучивают выводы о проделанной работе, обобщают изученный материал по этапам урока. | 2 мин. |
Выполняют физминутку. | 1 мин | ||||
7. | Этап проверки первичных знаний. | ЭОР №1 ОМС П – типа
ЭОР – 14 коллекция музеев Московского Кремля, текстовые материалы иллюстрирующие “Календарь событий” Отечественной войны 1812 года. |
Определение степени усвоения материала, оценка качества работы. – Сейчас вы индивидуально выполните задания практикума ОМС, П – типа при помощи модуля № 1, стр.2 и 3 (можно работать в парах, помогать друг другу). В практикуме вы будете выполнять задания по ходу войны, заполнять текст с пропусками. Учитель наблюдает. – По ходу урока вы 1.составляли таблицу “Календарь событий” и 2.записывали фамилии героев. Давайте проверим вашу работу, а я дам вам подсказку для проверки 1 вопроса – текстовый материал иллюстрирующий “календарь событий” войны. | Учащиеся выполняют проверочные задания по модулю. В ходе выполнения заданий могут работают индивидуально, закрепляют и проверяют знания друг у друга, полученные на уроке. | 5 мин. |
Слово учителя: – Зачитайте, пожалуйста, по тетради героев Отечественной войны 1812 года. Что их объединяет? | Учащиеся слушают результаты работы
1 ученика и сопоставляют его и свои записи с
текстовым материалом. Ответы учащихся. |
1 мин. | |||
7. | Объяснение домашнего задания | Слово учителя: – Для того чтобы
закрепить полученные на уроке знания, необходимо
выполнить домашнее задание. Вам предлагается три
варианта домашнего задания. Необходимо
выполнить одно задание. 1.Составить синквейн. 2.Найти ответ на вопрос: Какие памятники архитектуры посвящены победе русского народа в войне 1812 года? 3.Работать с интерактивной картой по теме: “Бородинское сражение”. |
Учащиеся выбирают вопрос и записывают домашнее задание. | 2 мин. | |
8. | Рефлексия | Учитель задаёт вопросы: – Что было сегодня на уроке главным, важным для вас? – Что было интересным? | Учащиеся отвечают на вопросы | 1 мин. |