Цели и задачи урока:
Планируемые результаты:
Личностные. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Метапредметные. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Предметные. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов. Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.
Необходимое оборудование: компьютер учителя, мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки).
Структура и ход урока
№ пп |
Этап урока | Название используемых ЭОР с указанием порядкового номера (Приложение 1) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организация начала урока | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока. | 1 | ||
2 | Проверка выполнения домашнего задания | ЭОР-1. Иллюстрация (портрет
Филарета) ЭОР-2. Иллюстрация (изображение Михаила Романова) ЭОР-3. Иллюстрация (изображение Алексея Михайловича) |
Фронтальная беседа по вопросам: Дайте характеристику первым Романовым. Как изменилась система государственного управления в XVII веке? Инструктаж выполнения и проверки теста по теме: “Политическое развитие страны” |
Беседа по вопросам (портрет —> характеристика) Выполнение теста (3-5 вопросов) Проверка при помощи мультимедиа |
6+3 |
3 | Актуализация и мотивация учебной деятельности | ЭОР-4. Схема “Структура Русской православной церкви в XVII веке” | Введение в тему урока Представление на экране анимированной схемы “Структура Русской православной церкви в XVII веке” “Положение церкви после Смуты” Беседа-рассказ |
Участие в беседе Прослушивание информации. Работа со схемой Участие в беседе |
4 |
4 | Изучение нового материала. | ЭОР-5. Никон (статья) ЭОР-6. Никон (иллюстрация с сопроводительным текстом) |
Демонстрация изображения | Сообщение о патриархе Никоне (биографическая справка) | 3 |
ЭОР-7. Аввакум (иконописное изображение) | Демонстрация изображения | Сообщение о протопопе Аввакуме (биографическая справка) | 3 | ||
ЭОР-8. Церковный раскол (статья) | Вопрос “Чем была вызвана необходимость церковной реформы?” | Работа с текстом | 5 | ||
5 | Обобщение, систематизация и закрепление полученных знаний. | ЭОР-9. Отдельный медиаобъект – модуль ФЦИОР “Церковный раскол” | Учитель координирует деятельность учеников | Ученики у доски с помощью класса обобщают полученные знания; выполняют задания ресурса, делают выводы. | 15 |
6 | Подведение итогов урока. | Учитель дает оценку работе класса, отмечает активно работавших учеников, отмечает недостатки, указывает пути их устранения, выставляет оценки. | 2 | ||
7 | Информация о домашнем задании | ЭОР-10. Статья о картине В.И.Сурикова “Боярыня Морозова” | Всему классу: П. 7, вопросы на стр.60 (1-4); индивидуальное задание: подготовить сообщение о картине исторического жанра В.И. Сурикова “Боярыня Морозова” (демонстрация изображения) |
3 |