Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"

Разделы: История и обществознание


Подготовка игры и опережающее задание

Игровая ситуация предполагает работу 9 –ти классников над выпуском газеты, посвящённой юбилею Великой Победы. Роль редактора выполняет учитель. Формируются группы обучающихся по определённым проблемам:

редакция привлекает журналистов, которые пишут передовицы, редколлегию, которая подбирает наглядный материал, авторов – экспертов, которые получают задание ознакомиться с материалом по данному вопросу, высказать свою точку зрения и опубликовать материалы.

Предполагаемые задания – задания разных типов: репродуктивного характера (на проверку качества усвоения информации, даваемой в готовом виде); на развитие творческого мышления (оценивание, сравнение, рассуждение); задания с использованием внутрипредметных и межпредметных связей. Многие задания ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к фактам и событиям, выработку самостоятельных оценочных суждений.

Планируется затронуть две проблемы:

  1. “Новый” порядок нацистов на советской оккупированной территории
  2. Сопротивление “новому” порядку.

Представитель каждой группы получает задание проанализировать документальный материал, обобщить исследования экспертов по отдельным проблемам в итоговой статье. Внутри каждой группы формируются мини группы авторов отдельных материалов. После обсуждения на заседании редакции (т.е. на уроке) тезисов статей, готовится номер газеты.

Оборудование урока: кадры кинохроники, пакет документов “ Оккупация. Сопротивление”, фоторяд “Партизанское движение в Великой Отечественной войне”, “Сопротивление”, плакаты военных лет, цитаты “ Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал всё, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом” Г.К. Жуков, “ Помните, какой ценой завоёвано счастье. Пожалуйста, помните!” Р. Рождественский.

Цели урока:

  • через работу с историческими источниками познакомить учащихся с “новым” порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; показать важность национально – освободительного движения в борьбе с фашизмом;
  • способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника; готовить рассказ о событиях с использованием материалов источника; давать сопоставительную оценку разноплановых источников для построения и проверки версии исторического процесса;
  • 3. узнавая правду о войне, “погружаясь” в изучаемые события, ребята должны в полной мере увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных способов решения вопросов.

Эпиграф урока:

Сколько войною задето
Седых и детских голов?!
Мы о войне этой знаем
Лишь по рассказам отцов

Ход урока

Вступительное слово редактора.

1 этап: Работа над документальным материалом и информацией учебника, подготовка тезисов.

2 этап: Обсуждение содержания подготовительных материалов

3 этап: Подведение итогов заседания: заключительное слово редактора. Суммируются результаты работы редакции над содержанием будущих статей и делаются выводы.

Оглавление газеты:

Раздел первый: “Новый порядок”.
– Оккупационный режим”.
– “Плен”.
“Оккупированные территории в экономике Третьего Рейха”.
“Угнанные в Германию”.

Раздел второй:
– “Причины возникновения партизанского движения”.
– “Моральный дух партизан”.
– “Методы и формы сопротивления”.
– “ Рельсовая война”.

Вступительное слово учителя – редактора исторической газеты

Приближается май месяц, начало которого в сознании русского человека неразрывно связано с Днём Победы. В этом году – 64 – ая весна, которую россияне встречают под мирным небом. Великая Отечественная война – самая величайшая война за всю историю человечества. Сколько их известных и безызвестных бойцов и командиров полегло на полях сражений, как мало вернулось, с израненным телом и душой. Мы говорили и говорим о них, как о героях. А те, кто в силу обстоятельств оказался на оккупированной территории, те, кто каждый день и час подвергал свою жизнь опасности, ходя бок о бок с врагом? Те, кто уходил в леса и от туда вёл свой непримиримый бой? Как жилось им? Что пришлось пережить? Какой вклад внесли они в разгром врага?

Вот об этом то и пойдёт сегодняшний разговор на заседании нашей редколлегии. Каждый занимает здесь своё место и цель нашего заседания подготовить к выпуску историческую газету к 64-годовщине Великой Победы, в которой мы должны осветить следующие вопросы (называются разделы газеты и их содержание)

Материалы для работы первой группы “ Новый порядок”

В этой группе выступает журналист с материалом для передовицы по теме “Обыкновенный фашизм” (используются документы – План “Ост”).

Эксперты – редакторы и редколлегия работают с документами по теме “Оккупационный режим”.

Док № 58– 60, № 65 – 67.

Вопросы к группе документов:

  1. На основе листовки, фотографий, комментария, опираясь на знания и представления, расскажите о “новом порядке”, который установили на оккупированных территориях СССР нацисты.
  2. На основе документов раскройте цели, которые гитлеровское руководство преследовало в отношении завоёванных народов нашей страны. Какая территория служила им для так называемого “оправдания” этих целей?
  3. Как вы думаете, чем была вызвана особая жестокость нацистов в отношении мирных жителей СССР? Какие цели преследовала политика оккупантов, граничившая с геноцидом?

Мини группа по теме “Оккупированные территории и экономика Третьего Рейха” – документы № 61 – 70.

Вопросы к группе документов:

  1. Какова роль оккупированных территорий в экономике Третьего Рейха? Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию?
  2. Как вы думаете, чем было вызвано возвращение немецкого командования к старому дореволюционному административному делению на оккупированных территориях?
  3. Перечислите основные правила поведения жителей оккупированных территорий, диктуемых немецким командованием.
  4. Как чувствовали себя оккупанты в занятых ими сёлах и городах? Можно ли их назвать “хозяевами”?
  5. Что вывозилось из оккупированных территорий в Германию? Кто добывал и поставлял сырьё и продовольствие?

Мини группа по теме “Плен”.

Документы № 75-76.

Вопросы к документам:

  1. Как в документах оценивается попадание в плен? Согласны ли вы этой оценкой военнопленных, предлагаемой авторами листовки?
  2. Сравните текст этих листовок с тестом документов (известный приказ № 270 и директивами от 12.11. 1941г.) Существуют ли различия между ними? Если да, то в чём? Какими причинами вы можете объяснить эти различия?
  3. Какое впечатление на вас производят письма из фашистских застенков? Что их объединяет?
  4. Что двигало людьми, шедшими на смерть? Каковы были их последние мысли?

Мини группа по теме “Угнанные в Германию”.

Документы № 77 – 82.

Вопросы к документам:

  1. Каковы условия жизни и работы советских граждан, угнанных в Германию?
  2. На каких работах использовался труд советских военнопленных?
  3. Какие опасения (и почему) возникали у гитлеровцев в связи с поступлением большого числа военнопленных из Советского Союза? Были ли эти опасения реальными?

Материалы для работы второй группы “Сопротивление”.

Выступление журналиста с материалами для передовицы “Партизаны и подпольщики”.

Вопросы и задания к теме “Причины возникновения партизанского движения”:

  1. Анализ таблицы – документ №90.
  2. Причины массового размаха партизанского движения в нашей стране в годы войны.
  3. Чем, по – вашему, партизанская война по словам Гудериана, “влияла на моральный дух фронтовых солдат Вермахта ?
  4. Как вы понимаете слова Розенберга, соответствуют ли они действительности?

Мини группа по теме “ Методы и формы сопротивления”.

Вопросы к группе документов № 86 – 89, 90:

  1. На основании документов составьте рассказ о методах борьбы партизанских отрядов.
  2. Перечислите основные формы сопротивления гражданского населения “новому порядку”
  3. Оцените последствия и значение сопротивления населения оккупационным властям.
  4. Каковы главные особенности партизанского движения в годы войны?

Мини группа  по теме “Рельсовая война”.

Документы № 61, 69, 70, 90.

Вопросы к документам:

  1. Как вы полагаете, чем была вызвана особая строгость в отношении нахождения местного населения в зоне железнодорожных станций?
  2. Какова роль ж\д во второй мировой войне вообще и на территории СССР в частности?
  3. Дайте оценку “рельсовой войне” в годы войны.
  4. В чём немецкое командование видело для себя опасность и вред партизанского движения?

Мини группа по теме “ Моральный дух партизан”.

Документы № 86 – 89, 90.

Вопросы к документам:

  1. Какое впечатление производят на вас заявления партизан? Какими качествами должен обладать партизан?
  2. Какие мотивы двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение?
  3. Почему советские люди, несмотря на угрозу быть убитыми в бою или расстрелянными в застенках, смело шли в партизанские отряды?

Подведение итогов. Заключительное слово редактора

Война. Как много говорит это слово. Но время не имеет власти над тем, что пережили, что выстрадали. Учитель отмечает, что не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы не в оплатном долгу перед ними

И сегодня мы прикоснулись к документам той поры, попытались вникнуть и осмыслить лишь крупицу из тех 1418 дней, которыми шла наша Родина к победе.

Наша газета почти готова. Осталось осмыслить и отразить в своих статьях, на основании тезисов, полученных при работе с документами, те вопросы, о которых мы сегодня говорили, и написать итоговую статью и подготовить газету к печати

Домашнее задание:

На основе тезисов написать статьи и подготовить газету к печати.

Список литературы

  1. Великая Отечественная война. Цифры и факты. М., 1995
  2. Великая Отечественная война.1941– 1945: Ил. Энциклопедия / Отв. Ред. А.О. Чубарьян.– М., 2005
  3. Война. Народ. Победа. -М., 1984
  4. Верт Н. История Советского государства 1900– 1991-. М., 1992.
  5. Даничев В.И. Банкроство стратегии германского фашизма. Т.2. М.,1973
  6. История Великой Отечественной вйны 1941 -1945 гг. М., 1974.
  7. Иллюстрированная история СССР-.М., 1974
  8. Кульков Е.Н. , Мягков М.Ю., Ржевский О.А. Война 1941– 1945 гг., Факты и документы.– М., 2001.
  9. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.Тыл. Оккупация. Сопротивление. Учебное пособие пакет – комплект документов “История”/ Отв.редактор Д.И. Полторак. – М., 1993.

Приложение