Цели урока:
- Развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
- Воспитание чувства патриотизма и гражданственности; 3.воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.
План урока:
Человек на войне:
- Фронт;
- Тыл;
- Оккупация;
- Плен.
Примерный порядок действий учителя и учеников
Действия на слайде | Действия учителя | Действия учеников |
2. тема урока презентация |
1. Озвучивание темы урока, определение задач для учащихся: проанализировать документальные свидетельства и сформулировать выводы по плану урока. | 1. Запись темы в тетрадь. |
4. Фото из семейного альбома. | 4. Во многих семьях сохранились альбомы с фотографиями. Возможно, и у вас дома хранятся такие «немые» свидетельства сопричастности к победе. | |
5. План урока | 5. План нашего урока предусматривает анализ поведения человека на войне в различных ситуациях с использованием уже имеющихся знаний и сведений, предстваленных в презентации. | 5. Запись плана урока в тетрадь. |
6. Памятки бойцу советскому и немецкому | 6. Любая война – проверка боевых качеств всех вооруженных сил, но главный на войне – солдат. Перд вами две памятки – наставления солдату – бойцу. Сделайте вывод о поставленных перед бойцами целях. | 6. Анализ главных черт наставлений, формулировка вывода, запись в тетрадь. В памятке советскому солдату отсутствует превознесение русских людей, нет указание на всеобщее уничтожение, а в памятке немецкому солдату – превозносится человеконенавистничество, стремление весь мир поставить на колени. |
7. Письмо гитлеровского офицера 1941 года. | 7. С такими настроениями гитлеровцы рассматривали Москву ( обратите внимание на выражение лица офицера). | |
8-9. Плакат «Родина-мать зовёт» и строки из песни «Священная война». | 8-9. Актуализация сведений: начало войны с фашизмом вызвало отклик у различных слоёв населения: художники откликнулись знаменитым плакатом, музыканты – песней, ставшей символом сопротивления. | |
10. Письмо выпускников. | 10. Как характеризуют представленные документы настроение людей в начале войны? | 10. Подъём патриотизма, готовностью к борьбе. |
11-12. Человек на фронте | 11-12. Мы уже знаем, как ковалась победа на фронтах. Как характеризуют эти документальные сведения действия человека на войне? | 11-12. Солдаты не только заявляли, но и выполняли свою клятву, об этом говорит даже противник. |
13. Человек в тылу. | 13. Прочтение вопросов. | 13. Ответы на вопросы на основе имеющихся знаний. |
14. Фотодокументы тыла. | 14. О чём свидетельствуют эти фото? | 14. Ответ на вопрос. |
15. Человек в плену. | 15. Были на войне и непарадные страницы: люди попадали в плен. | 15. Ответы на вопросы наоснове имеющихся знаний. |
16. Трагедия плена. | 16. В чём состояла трагедия людей, попавших в плен? | 16. Люди оставались без защиты, на них «вешалось» клеймо изменника и предателя родины. |
17-19. Разные судьбы пленников. | 17-19. Обратимся к документальным свидетельствам. Перед вами два документа – свидетельства разницы судеб пленных. Какие выводы можно сделать на их основе? | 17-19. Восприятие фактов, ответ на вопрос: кто-то попал в неволю не по своему желанию, а кто-то сделал свой выбор осознанно. Судьба пленных ещё не до конца изучена. |
20. Человек в оккупации. | 20. Учитель читает вопросы слайда. | 20. Ответы на вопросы на основе имеющихся знаний: немцы стремились к господству над всем миром; советский народ ответил на притязания гитлеровцев развётрыванием партизанской борьбы. |
21-22. Письмо и плакат. | 21. Как соотносятся эти два свидетельства? | 21. Ответ на вопрос. |
23. Борьба в тылу врага. | 23. Приход оккупантов вызвал подъём борьбы в тылу врага. Запишите факты в тетрадь. | 23. Фиксация фактов в тетради. |
24-26. Главные итоги. | 24-26. Комментарий. | |
Подведение итогов | Дополнения к записям на основе сопоставления с записями товарищей. |