Урок систематизации и обобщения знаний «По страницам истории Древнего Востока». 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (244 кБ)

Загрузить презентацию (477 кБ)

Загрузить презентацию (400 кБ)


Цель: обеспечить повторение и закрепление  знаний учащихся по теме: «Цивилизации Древнего Востока», оценить вклад древневосточных цивилизаций в сокровищницу мировой культуры.

Задачи:

  • Образовательная: организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению знаний исторических фактов  по теме: «Цивилизации Древнего Востока»;
  • Развивающая: способствовать формированию умения работать с исторической картой;
  • способствовать развитию умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы;
  • способствовать развитию умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты;
  • Воспитательная:   способствовать приобщению к достижениям общечеловеческой культуры.

Тип урока:  урок  систематизации и обобщения знаний.

Форма урока: дидактическая интеллектуальная игра.

Оборудование: персональные компьютеры, компьютер, медиапроектор,   электронное учебное пособие «Всеобщая история», технологическая карта, мультимедийные презентации, задания для групповой, индивидуальной и коллективной работы.

Методы и формы:

  • практические, наглядные, вербальные, частично-поисковые.
  • групповая, парная, индивидуальная.

Содержание урока

I. Вводно-мотивационный этап

(1 слайдпо щелчку откроется название урока).
(2 слайд). Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в историю древневосточных цивилизаций,   перелистаем удивительные и интересные страницы богатой событиями и достижениями культуры  историю Древнего мира. Наше путешествие будет проходить в форме  интеллектуальной игры «По страницам истории   Древнего Востока»,  в процессе которой повторим основные события истории, открытия и изобретения Древнего Востока, оценим вклад древневосточных цивилизаций в сокровищницу мировой культуры.
(3 слайд). Интеллектуальная игра включает в себя следующие задания. 

  1. Историческая справка
  2. «Великие чудеса» древности
  3. Разметь карту
  4. Расшифруй послание
  5. Путешествие в музей
  6. Загадки Бога Хроноса
  7. Виртуальный контроль
  8. Историческая путаница
  9. Библейские мифы и легенды.

Задания в презентации  снабжены рабочими гиперссылками на Презентации 2-4, на слайды заданий в Презентации 1,  с помощью которых после объяснения и выполнения заданий опять возвращаемся в слайд «Интеллектуальная игра».

II. Операционно-познавательный этап

(4 слайд)

Задание №1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Определите по фрагменту исторической справки название древневосточного государства. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Зачитываю фрагмент справки, а после ответа обучающихся показываю  слайд с картой древневосточного государства для закрепления. В силу ограничения  объема презентации,  все карты собраны в одном слайде,  и с помощью анимации показ новой карты осуществляется после щелчка.).

Разыграем право первого ответа.

– Кто создал первые законы? (Царь Хаммурапи)

1. Древнегреческий историк Геродот назвал это государство «Дар Нила». (ЕГИПЕТ)
2. Своим названием это государство обязано географическому положению, расположением между двумя реками. (МЕЖДУРЕЧЬЕ).
3. Название этому государству дали греки, и в переводе оно звучит «красящие в багряный цвет». (ФИНИКИЯ)
4.На землях этого государства зародилась новая религия и появилась Библия. (ПАЛЕСТИНА).
5.Название столицы этого государства переводится как «город крови» или «логовище львов». (АССИРИЯ).
6.Царь этого государства называл себя «царь царей», своё государство– «державой держав» и даже построил «царскую дорогу». (ПЕРСИЯ)
7.По мнению путешественников, в этой стране на кустах растет белая шерсть, а жители добывают мёд без пчёл и на вкус он слаще мёда. (ИНДИЯ).
8.Эту страну называли Поднебесной империей, а императора – Сыном Неба. (КИТАЙ).

Цивилизации Древнего Востока внесли значительный вклад в сокровищницу мировой культуры и  их наследием мы восхищаемся до сих пор. Архитектурные памятники древности современники называли «чудесами света».

(Слайд 6). Задание №2 – «ВЕЛИКИЕ ЧУДЕСА ДРЕВНОСТИ»

Определите название памятника  и государство, где он находится.   Каждый вопрос оценивается в 2 балла. 1 балл – название памятника, 1 балл – название государства.
Разыграем право первого ответа.

– Кто объединил индийские города в единое государство? (Царь Ашока)

(Слайды 7-8)
1. Пирамида Хеопса.
2. Висячие сады Семирамиды.
3. Ворота богини Иштар в Вавилоне.
4. Большой Сфинкс.
5. Мавзолей в Галикарнасе
6. Великая Китайская стена.
7. Терракотовая армия китайского императора Цинь Шихуана.
8. Ступенчататая пирамида Джоссера.

Мы продолжаем нашу игру,  и сейчас команды  одновременно будут выполнять три задания.

Задание № 3. «РАЗМЕТЬ КАРТУ» (работа за персональными компьютерами)

Каждая команда выделяет своего представителя для работы с  компьютерной контурной картой. Задание оценивается в 5 баллов. На карте нужно отметить реки, города, районы земледелия, военные походы, памятники культуры, то есть те задания, которые предлагает   компьютерная программа. (Учебное электронное пособие  «Всеобщая история. 5 класс».)
Две карты на выбор: карта «ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ» и карта «ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ». Команда, ответившая первая на вопрос, получает право выбора карты.

– Назовите самого мудрого и богатого правителя Израильского царства? (Соломон)

Задание № 4. «РАСШИФРУЙ ПОСЛАНИЕ» (работа за персональными компьютерами)

(Приложение 1)

Каждая команда выделяет по одному  представителю. Время стерло факты, события, и представителям  надо исследовать  древние рукописи
Задание оценивается в 2 балла – по 1 баллу за каждое изречение. Если допустите ошибку,  то расшифровать послание не сможете.

(Слайд 9) Задание № 5. «ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ»

Мы продолжаем листать страницы занимательной истории Древнего Востока, и отправляемся в «Музей Востока».  К сожалению,  время и здесь не пощадило экспонаты, и поэтому по имеющимся экспонатам, вам необходимо определить, в зале музея какой страны Древнего Востока мы находимся.
За определение принадлежности экспонатов в каждом зале и пояснение к нему – от 1 до 2 баллов.
Разыгрываем право первого ответа.

– У какого царя была самая большая библиотека? (Ашшурбанапал)

(Слайды 10-12)

1. Индия
2. Финикия
3. Египет
4. Двуречье
5  Китай
6. Персия

Следующие  задания  команды выполняют одновременно.
Хронос – Бог времени, а, как известно,  без хронологии невозможно изучать историю,  и поэтому следующее задание:

Задание № 6. «ЗАГАДКИ БОГА ХРОНОСА» (работа за персональными компьютерами). На них установлен авторский тест-тренажер, проверяющий знания дат, выставляющий за каждый правильный ответ 1 балл, и по завершению теста –  количество баллов с комментариями «Ты помог команде!», «Ты мало помог  команде!», «Ты не помог команде!»
По одному представителю  от каждой команды выполняют тест «Загадки Бога Хроноса». (Презентация 2)

Задание №7. «ВИРТУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ»  (работа за персональными компьютерамис использованием учебного электронного пособия  «Всеобщая история 5 класс»).
По одному  представителю от каждой команды выполняют компьютерные тесты. Для каждой команды – отдельный тест. Задание оценивается компьютером: если компьютер выставляет  от 100% до 90%  – 5 баллов, 80%-70% – 4 балла, 60%-50% – 3 балла, 40% – 2 балла,  30% – 1 балл, менее 20% – 0 баллов.

Задание № 8. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПУТАНИЦА» (работа с командами)

Художнику предложили проиллюстрировать «Историю Древнего Востока». В разделе, посвященном открытиям, изобретениям, культуре Древнего Китая и Древнего Египта, он  допустил исторические неточности и ошибки. Вам необходимо помочь художнику исправить ошибки и удалить неправильные объекты. При правильном определении ошибочной иллюстрации  с помощью нажатия на неё, объект автоматически удаляется. (Презентация 3)

Задание № 9. «БИБЛЕЙСКИЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ» (работа с командами) (Презентация 4)

По  иллюстрации определите название  библейского мифа или легенды. Задание оценивается в 1 балл – по 1 баллу за каждый угаданный миф. Изложить краткое содержание.  (2 балла дополнительно).

1. Легенда о Самсоне и Далиле.
2. Миф о сотворении мира.
3. Исход евреев из Египта
4. Иосиф и его братья.
5. Миф о первых людях.
6. Легенда о суде царя Соломона.
7. Миф о вавилонском столпотворении.
8. Миф о всемирном потопе.

III. Рефлексивно-оценочный этап

Мы завершили нашу интеллектуальную игру и давайте подведем итоги.
Какими достижениями, открытиями  древневосточных цивилизаций мы пользуемся до сих пор. Какие памятники культуры Древнего Востока вам известны?

Анкета

1. Как я усвоил материал?

а) Получил прочные знания, усвоил все вопросы.
б) Усвоил материал частично.
в) Необходимо еще поработать.

2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?

а) Везде справился сам, удовлетворен своей работой.
б) Допустил ошибки (на каком этапе?)
в) Не справился (с какими заданиями?)

3. Как работала команда?

а) Дружно, совместно разбирали задания.
б) Активно участвовали в обсуждении не все.
в) Работа вялая, неинтересная, много ошибок.

4. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?

Пока учащиеся  заполняют  анкету, проверяю индивидуальные задания, выполненные представителями команд за персональными компьютерами,  и подсчитываю общее количество баллов, набранных командами.
Капитаны команд комментируют игру команды в целом и оценивают вклад игроков в игру. Выставляем совместно  отметки за урок, и я награждаю команды грамотами за игру.

IV. Домашнее задание: подготовить инсценировку древневосточного мифа.

Литература:

1. Учебное электронное пособие «Всеобщая история. 5  класс».
2. Г.И.Годер «Рабочая тетрадь по истории древнего мира.1 часть», «Просвещение», 2013.