Урок с применением компьютерных технологий для 5-го класса "Великая греческая колонизация"

Разделы: История и обществознание


I.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом греческой колонизации; создать яркое образное представление о жизни колонистов, их отношений с местными жителями; способствовать формированию картографических, образных способностей школьников; проявлению их индивидуальных, творческих способностей.

Форма урока: комбинированный урок с элементами игры и применением компьютерной презентации

Задачи урока:

– образовательные: создать у учащихся представление о процессе колонизации; выявить причины колонизации; сформировать у учащихся понятия: колония, варвары, Великая греческая колонизация, ойкист
– развивающие: формирование у учащихся способности в свободной форме выразить свои чувства и эмоции, проявить эрудицию, смекалку, познавательные умения делать самостоятельные выводы, научить их решать познавательные задачи, проводить параллели с современностью, дополнять ответы других учащихся, закрепить умение работать с картой.
– воспитательные: на материале учебника познакомится с обстановкой эпохи и образом жизни колонистов, их отношениях с местными жителями “изнутри”, т.е. попытаться представить себя на месте колонистов сопереживая их проблемы.

Оснащение: меловые записи, кроссворд, игровые карточки, иллюстрации учебника, компьютерные слайды, рабочий лист (Приложение 1)

Опорные понятия темы: Великая греческая колонизация, колония, ойкист, варвары

II.

Ход урока:

Учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, заданием, правилами заполнения рабочего листа (слайд 1,2,3,4)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию, посетим греческую колонию г.Ольвию, узнаем почему люди покидали Грецию и отправлялись в долгие полные опасности путешествия. Давайте запишем в тетрадях тему урока “Великая греческая колонизация” (слайд 1 )

Задание на урок (слайд 3): Почему древние греки покидали Грецию и отправлялись в далекие путешествия?

Повторение: в качестве повторения пройденного материала предлагает ответить на вопросы :

1) Вспомните определения термина колония?
2) Какой народ основал первые колонии
3) Расскажите о местоположение Греции. (слайд 5)
4) Загадка Сократа: почему он шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота?

– Итак, мы отправляемся в путешествие. В 8 в. до н.э. мир эллинов стал тесен и они стали покидать родину, и устремились в дальние края. Но что заставляло греков покидать родину и отправляться в долгое опасное путешествие. Чтобы ответить на этот вопрос мы отправляемся в афинский порт Пирей (слайд 6). Мы видим корабль, который отправляется в г. Ольвию и его пассажиров.

Проблемное задание.

Учитель предлагает нескольким ученикам вести рассказ от имени путешественников (по заранее подготовленным карточкам).

Ребята вы должны будете назвать и записать причину, по которой греки покидают страну

– Я бедный крестьянин. Мой участок земли расположен высоко в горах и почти не дает урожая. Земля в плодородных долинах захватили власти. Сколько я не работаю, а из нужды выбраться не могу.

– У меня забрали участок за долги. Я сон потерял. И я решил все бросить все, говорят, их там за морем есть хорошие земли, и ее сколько хочешь

– Я торговец из Коринфа. Говорят, в тех странах охотно меняют рабов и пшеницу на греческие товары. Конечно, путь опасен, но я надеюсь на милость богов.

– Я ткач. В своем городе я поднял восстание против знати. Но победила знать, и я вынужден бежать

– Я из знатного рода. Я был правителем города, но я вынужден был бежать бросив все, т.к. простой люд в городе поднял восстание.

– Юноша. А мне очень многое рассказывали о жизни в далеких землях, и стало интересно правдивы ли все эти рассказы.

Возможные ответы (ВО). надежды на хорошую жизнь, нехватка земли, бегство (изгнание), любопытство, торговые дела

– Город, в котором жили отъезжающие, снабжал пищей, водой. Выбирался руководитель экспедиции – ойкист. (слайд 7)

– А также снаряжался корабль.

– Учитель предлагает учащимся самостоятельно выяснить, чем отличаются древнегреческий корабль от современного? (слайд 8) Запомнить эти особенности.

ВО: весельный, небольшая скорость, сделан из дерева, парус, не может плавать против ветра и в безветренную погоду

– Колонии основывались всегда около моря

С помощью карты определите, по берегам каких морей располагались колонии? В каких частях света были расположены греческие колонии? (слайд 9)

ВО: Европа, Малая Азия Африка, Средиземное море, Черное море, Крым

– Учитель предлагает проблемное задание: (слайд 10)

Как вы видите, многие колонии были расположены далеко от Греции, и дорога до них занимала долгое время. Но почему, будучи хорошими мореплавателями, греки главным образом плавали вдоль берегов и избегали выходить в открытое море? Если ученики затрудняются с ответом, то можно задать наводящие вопросы:

– Почему они боялись штормов и бурь больше, чем моряки нашего времени?

– Почему моряки могли заблудиться в открытом море?

– Почему они вынуждены были часто приставать к берегу? (гребное судно)

ВО: легкие корабли из дерева могли легко затонуть; отсутствие компаса; необходимость пополнить запасы воды и пищи; ночевки, т. к. гребцы уставали

– Известно, что греки часто окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса, снасти. Подумайте, только ли для красоты они так поступали? Кого они боялись?

ВО: Сливались с морем, красиво. Такой корабль могли не заметить бороздившие моря пираты – морские разбойники

– Учитель обращает внимание учащихся на географическое положение Ольвии. (слайд11)

– Наше путешествие, подходит к концу. Корабль прибыл в порт г. Ольвия. На берегу, какого моря расположен город? Какие современные государства существуют сейчас на этих землях?

– Живя в колонии, греки продолжали считать себя частью единого народа.

– Попробуйте составить рассказ от имени путешественника. Расскажите о своих впечатлениях?

Вопросы-подсказки:

– опишите город;

– что за здание расположено в центре города, на вершине холма;

– предположите, кто наблюдает за прибытием греческого кораблей с берега моря;

– Как вы думаете, в чем больше были заинтересованы скифы, воевать с греками или торговать с ними?

– Мы должны, выяснить какими товарами могли обмениваться греки и скифы? Ответ на этот вопрос вы можете найти в учебнике стр. 164.

Ход игры “Историческая корзинка”

На доске вывешиваются изображения двух корзин (греки, скифы), на парте разложены карточки с перечнем товаров (вино, оливковое масло, ткани, мед воск, мясо, рабы, скот, шкуры ). Ученики должны используя текстовую информацию расположить карточки в нужной корзине

III.  Закрепление материала:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что бы вы хотели еще узнать?

– Сделайте вывод. Почему же древние греки покидали Грецию и отправлялись в далекие путешествия?

В качестве закрепления материала можно также предложить решение кроссворда. (слайд14,15)

Литература и вспомогательные материалы для учителя:

  1. Атлас Древнего мира (компьютерный диск).1998, Новый диск.
  2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.:Владос.
  3. 2004Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение 1996.
  4. История. Мультимедийное учебное пособие нового образца. 2002, Просвещение.

Приложение 2