Цель урока:
Познакомиться с историей образования Персидской державы, используя для изучения данного вопроса материал учебника и данные исторической карты.
Задачи урока:
- Знать историю возникновения Персидского царства, его географическое местоположение.
- Развивать умения сравнивать, находить информацию по материалу учебника и исторической карте.
- Воспитать на примере истории строительства Вавилонской башни чувство национального единства, а на истории жизни персидского народа такие качества как - мужество и стремление к независимости.
Оборудование:
- компьютер,
- презентация на диске,
- карта “Завоевания Александра Македонского”,
- термины, написанные на альбомных листах и вывешенные заранее на доску,
- кроссворд на плакате,
- вопросы к игре “Чистая доска” (каждый вопрос написан на половине альбомного листа), вопросы развешены на доске заранее без определенного порядка,
- карточки: красные и зеленые для оценивания урока,
- “дарики” - небольшие кружочки желтого цвета с надписью “дарики”.
Вводное слово - орг. момент.
Здравствуйте ребята. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Нам понадобятся учебник, тетрадь, ручка, а также ваше внимание и активность. Тихонечко присаживаемся.
Итак, сегодня у нас с вами урок изучения нового материала, на котором вы узнаете много нового, познакомитесь с новым государством, новыми историческим личностями, узнаете новые термины.
Представляете ребята, перед тем как к вам идти на урок, старшеклассники подарили мне на память какие- то маленькие желтые кружочки. Они назвали их “дариками” и сказали, что этот предмет связан с историей государства, с которым мы сейчас и познакомимся.
Я решила, что за каждый правильный ответ я буду раздавать вам дарики, а вы в конце урока, внимательно прослушав материал, ответите на вопрос: “Так что-же это за предмет “дарики”?”
Итак, тема урока “Персидская держава”. (учитель показывает СЛАЙД №1)
Откройте тетради и запишите новую тему урока. Будьте внимательны при списывании с доски.
Ребята прочтите еще раз тему нового урока. Какой термин вам уже знаком? (ответ учащихся)
Правильно “держава”. (за ответ ученику вручается ДАРИК)
А кто из вас сможет дать определение, что означает это слово? (ответ учащихся)
Правильно - это большое и сильное государство. (за ответ ученику вручается ДАРИК)
Нам предстоит узнать, действительно ли Персидское государство было державой – сильным и большим государством?
Актуализация знаний.
Вспомните, с какой державой вы познакомились на прошлом уроке? (учитель показывает СЛАЙД №2)
Правильно Ассирийским. (за ответ ученику вручается ДАРИК)
Посмотрите на доску, перед вами кроссворд, давайте отгадаем его и узнаем зашифрованное выражение, так называли главный город Ассирии. (кроссворд - приложение №1) (за ответ ученикам вручается ДАРИК)
Молодцы.
Изучение нового материала.
Работа с исторической картой у доски.
Ребята посмотрите на карту, а где располагалась Ассирия? Кто сможет показать? (ответ учащихся)
(за ответ ученику вручается ДАРИК)
Правильно - верхняя часть реки Тигра. А как вы думаете, как эта информация связана с темой нашего урока?
Наводящий вопрос: Как назывался залив на юге, в который впадала река Евфрат и брала свое начало река Тигр? По названию этого залива и будет называться государство, которое мы изучаем?) (ответ учащихся) (за ответ ученику вручается ДАРИК)
Правильно - неподалеку от Персидского залива в районе Персида и образуется нового государство.
Познакомимся с историей его возникновения по следующему плану (учитель показывает СЛАЙД №3, 4) и за одно поиграем в игру “Чистая доска”. Как видите школьная доска совсем не чистая, а исписана разными вопросами. (приложение №2).
Ответы на них вы найдете, прослушав внимательно мой рассказ и просмотрев слайды. Если вы найдете ответ на какой-либо вопрос, то поднимите руку. Правильно отвеченный вами вопрос стирается с доски, таким образом, доска и станет чистой.
Итак, слушаем внимательно мой рассказ.
Вопрос 1. Падение Ассирии. Образование Персидского государства.
В начале 7 века до н. э. самым великим и могущественным государством на Ближнем Востоке была Ассирийская держава. Страна быстро росла и процветала за счет завоеванных территорий. Плененных жителей ассирийцы превращали в рабов. (учитель показывает СЛАЙД №5). Долгое время жители захваченных стран терпели господство жестоких завоевателей. Все покоренные народы Передней Азии жили мечтой о гибели Ассирии и надеждой на падение Ниневии — “города крови”. (учитель показывает СЛАЙД №6) (учащиеся поднимают руку, так как они уже смогут ответить на первый вопрос приложения №1, а учитель снимает вопрос с доски, написанный на карточке). Для борьбы с общим врагом население Вавилонии и других соседних земель объединилось в военный союз и выступило против Ассирии. В 612 г. до н. э. Ниневия, наконец, пала под ударами Вавилонии и Мидии. (учитель показывает СЛАЙД №7) (учащиеся поднимают руку, так как они уже смогут ответить на второй вопрос приложения №1, учитель снимает с доски вопрос). Так на территории бывшей Ассирийской державы возникло новое государство. Его принято называть Вавилонским или Нововавилонским царством. После этой победы Вавилон достиг наивысшего расцвета. Началось строительств нового государства, в котором принимали участие многие народы, нашедшие в Вавилонии укрытие от бесконечных войн. Много чужеземцев было среди царских наемников, богатых людей, переместившихся в столицу с окраин. Кроме того, в Вавилоне обитали иностранные купцы, наемные работники, бежавшие из других земель рабы. Особенно много было в стране египтян. Все они жили мирно и совместно обустраивали великий город. Именно тогда началось и строительство знаменитой Вавилонской башни. (учитель показывает СЛАЙД №8) (учащиеся поднимают руку, так как они уже смогут ответить на третий вопрос приложения №1, учитель снимает вопрос). В это время в Малой Азии кроме Нововавилонского царства появляются еще два новых крупных государства – Мидия и Лидийское царство. (учитель показывает СЛАЙД №9) (учащиеся поднимают руку, так как они уже смогут ответить на четвертый вопрос приложения №1, а учитель снимает карточку с доски) Так росли и процветали три великие державы до того момента, пока на территории Мидии не окрепло племя персов (учитель вывешивает ТАБЛИЧКУ “ПЕРСЫ”),проживавших в районе Персиды (учитель вывешивает ТАБЛИЧКУ “ПЕРСИДА”) недалеко от Персидского залива (учитель вывешивает ТАБЛИЧКУ “ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ”). Под предводительством своего царя и великого полководца по имени Кир персы основали новое государство. (учащиеся поднимают руку, так как они уже смогут ответить на пятый вопрос приложения №1, а учитель снимает карточку с вопросом с доски).
Посмотрите, вы ответили на все вопросы, и доска наша стала чистой.
Продолжим знакомство с темой урока.
Древнегреческий историк Геродот называл самым главным достоинством персов мужество, которое помогло им освободиться от мидийцев и добиться независимости.
Персидская армия, возглавляемая царем Киром (учитель вывешивает ТАБЛИЧКУ “КИР”) смогла не только добиться свободы, но и захватить ряд соседних территорий. (учитель показывает СЛАЙД №10)
Вопрос 2. Персидская держава и её завоевания. (учитель показывает СЛАЙД №11)
Работа с учебником.
Откроем учебник §19 пункт 2, прочтем про себя первый и второй абзац и ответим на вопрос:
“Какие государства завоевали персы?”
(ответ учащихся, в котором должны прозвучать следующие понятия: Мидия, Лидия, город Сарды,царь Крез, Вавилония, царевич Валтасар, сын Кира Камбиз, Египет) (за ответ ученику вручается ДАРИК) (учитель вывешивает ТАБЛИЧКИ “МИДИЯ”, “САРДЫ”, “КРЕЗ”, “ВАВИЛОНИЯ”, “ВАЛТАСАР”, “КАМБИЗ”, “ЕГИПЕТ”).
Работа с картой.
(учитель показывает СЛАЙД №12) Посмотрите на карту, я покажу вам, где располагались все названные вами завоеванные персами государства.
Покажите теперь вы, где на карте расположены Мидия, Лидия, Вавилон, Персия .
Продолжу дальше свой рассказ.
Самый могущественный царь Персидского царства был Дарий Первый. (учитель показывает СЛАЙД №13)
Может, уже кто-то догадался, что означает слово дарики? (ответ учащихся) (за ответ ученикам вручается ДАРИК)
Это действительно связано с именем Дария Первого. “Дариками” называли золотые монеты в период царствования Дария Первого. О Дарии вы прочтете дома самостоятельно.
Закрепление.
Вернемся к нашей игре “Чистая доска”, она опять у нас не чистая.
Сотрем записи, ответив на вопросы:
- Как звали первого царя персов?
- Где проживали прессы?
- Какие государства они завоевали?
- Какой мидийский город был захвачен Персами?
- Кто был царем Мидии?
- Как звали вавилонского царевича?
- Кто из персидских царей завоевал Египет?
Сформулируем вывод, ответив на вопрос: “ Можем ли мы Персидское государство назвать державой?” (ответ учащихся)
Подведение итогов.
Молодцы. Подсчитайте, у кого, сколько получилось “дариков”.
Самые активные учащиеся получают отметки.
Понравился ли вам урок?
Поднимите карточки красного цвета, если вам понравился урок, а если не понравился, то поднимите карточки зеленого цвета.
Объяснение домашнего задания.
Д/з. §19 прочитать про Дария Первого, составить кроссворд по теме “Персидская держава”
Спасибо за урок. До свидания.