Россия всегда была страной многих народов, следовательно, страной многих культур. Каждый из нас принадлежит к определенной национальной культуре, но круг нашего общения не ограничивается семьей и местной общиной. Наши контакты определяют работа, учеба, путешествия. А современные средства связи фантастически расширяют возможности общения. Говорят, что мир стал одной большой "глобальной деревней". Контакты с представителями иных культур стали повседневным явлением. Однако сама по себе открытость мира не делает каждого человека готовым к такому общению. Исторический и культурный опыт был накоплен в ситуации закрытости сообщества. Нужно учиться уважать другого, признавать его право быть другим.
Сегодня у нас разговор, попытка задуматься над серьезными проблемами современного общества.
Чтобы убедиться, что мы говорим на одном языке, вспомним значение терминов: ксенофобия, этническая фобия, дискриминация, геноцид, толерантность.
Почему такая картинка выбрана в качестве заставки? Какое она создает у вас настроение?
Накануне классного часа ребята отвечали на вопросы анкеты.
1. Приходилось ли вам или вашим близким оказываться объектами
враждебного отношения или предубеждений по национальному признаку?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить.
2. Если "да", то с какими именно формами предубеждений или враждебности приходилось сталкиваться вам или вашим близким лично?
- презрительные, оскорбительные высказывания
- обман, мошенничество
- угрозы, запугивание
- нежелание общаться, игнорирование
- фактическая дискриминация (фактическое ограничение в правах без официального провозглашения этого ограничения)
- официальные ограничения в правах (правовая дискриминация)
- драки, насилие
- причинение ущерба имуществу
- другой ответ (напишите) _________________________
3. Кто именно проявлял предубеждения или враждебность?
- незнакомые люди в транспорте, в общественных местах
- политики в своих выступлениях
- представители органов власти, служащие, чиновники
- сослуживцы или сотрудники на работе родителей, родственников
- журналисты или иные персоны в прессе, на телевидении
- соседи, знакомые
- одноклассники, учителя
- другой ответ (напишите) _________________________
На основании ответов ребят мы приходим к выводу, что наше общество может считаться толерантным, что национальные проблемы в нашем городе не стоят так остро.
Теперь представьте себя на месте своего ровесника, живущего в нашем городе, но принадлежащего другой этнической группе. Попробуйте ответить на вопросы анкеты от его имени, "включите" свое воображение и способность сопереживать опыту других людей (эмпатию).
Поговорим о стереотипах. Напишите одну ассоциацию по отношению к каждой группе:
- китайцы
- американцы
- цыгане
- милиционеры.
Пока группа аналитиков подводит итоги, организуется работа с классом.
Видите ли вы стереотипы в этом объявлении?
Выводы аналитиков очевидны: стереотипы присутствуют в нашем сознании. Иногда, кажется, что они совершенно безобидны, но в истории были случаи, когда это приводило к трагическим последствиям.
Одним из проявлений негативных стереотипов в межэтнических отношениях является "язык вражды".
Анализ новости на интернет - странице одного из информационных агентств. "Два человека пострадали во время драки на улице Профсоюзной. По сведениям ГУВД столицы, четверо кавказцев в драке причинили ранения двум студентам Российского государственного института интеллектуальной собственности. Пострадавшие госпитализированы, преступники скрылись."
Ученики увидят язык вражды в этом тексте. Журналист использует слово "кавказцы", пытаясь создать негативное отношение и предубеждение у читателя. А термин "преступники" вообще является нарушением принципа презумпции невиновности. Журналист сам вынес приговор, не дожидаясь решения суда.
Следующее задание для ребят: дайте свой заголовок к фотографии.
В каких из ваших заголовков был использован "язык вражды"?
Придумывая заголовок, вы играли роль журналиста. Поэтому предлагаю вашему вниманию выдержку из кодекса журналистов:
Журналист не допускает публикации материалов, способствующих разжиганию расовой, национальной и религиозной вражды, не использует слов и выражений, унижающих человеческое достоинство.
Это правило необходимо только журналистам? Конечно, нет. Мы - обычные люди, в бытовой жизни тоже должны избегать использования "языка вражды".
Приведите примеры этнических, религиозных и социальных групп в новейшей истории, которые оказывались объектами огульных обвинений или массовых репрессий со стороны властей.
Среди жертв ксенофобии 20 века, которые назовут ребята, скорее всего будут евреи, пострадавшие от фашистской политики Германии в годы Второй мировой войны.
- Евреи не должны иметь прав.
В 1935 году в фашистской Германии были приняты так называемые "Нюрнбергские законы", которые ограничили права евреев, например, лишение избирательного права, права избирать и быть избранным.
- Евреи не должны иметь права жить среди нас.
В ноябре 1938 года прошли погромы, вошедшие в историю под названием "Хрустальная ночь". От экономического и общественного бойкота евреев германские власти перешли к насилию. В результате, евреи утратили ощущение личной безопасности. "Хрустальная ночь" стала сигналом к началу более решительных действий в политике антисемитизма в нацистской Германии.
Предположите, какая фраза будет следующей.
- Евреи не должны иметь права жить.
Фашистская Германия перешла к политике окончательного решения еврейского вопроса.
Современный школьник в состоянии провести аналогию и задуматься над серьезными проблемами поликультурного мира.
Стоит ли нам в XXI веке вновь возвращаться к обсуждению этой проблемы? Ответом на этот вопрос могут быть слова пастора Мартина Нимеллера.
Когда они пришли за коммунистами,
Я не протестовал -
Я не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями,
Я не протестовал -
Я не был евреям.
Когда они пришли за профсоюзниками,
Я не протестовал -
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за католиками.
Я не протестовал -
Я не был католиком.
Когда они пришли за мной -
Протестовать было некому.
Эти слова должны стать предупреждением для всех нас.