Цель: на основе анализа социально-экономического развития России во второй половине XIX века сделать выводы о влиянии либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. на развитие капитализма в России.
Задачи:
- обобщить знания учащихся, полученные в ходе изучения крестьянской реформы и других либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в.;
- продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками исторических знаний, анализировать и делать выводы;
- способствовать воспитанию качеств, необходимых для совместной деятельности, умения выслушивать собеседника и аргументированно отстаивать свое мнение.
Оборудование урока:
- учебник “История России, конец XVII–XIX в.” для 10 класса (авторы В.И. Буганов, П.Н. Зырянов);
- атласы отечественной истории, 9 класс, М.,1994;
- фрагменты из “Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г” (Приложение 1);
- таблица “Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. в России” (Приложение 2);
- настенная карта “Россия после реформы. Развитие капитализма с 1861 по 1900 гг.”
Предварительно на трех уроках учащиеся
знакомились с предпосылками, ходом проведения и
основными положениями крестьянской реформы,
изучали содержание других либеральных реформ
60–70-х гг. XIX в.
Урок проводится в форме “круглого стола”.
Учебные столы расставляются в классе перед
классной доской по кругу, учащиеся
предварительно разделяются на три группы
“аналитиков” и одну группу “экспертов” (группа
“экспертов” формируется из наиболее
подготовленных учащихся). На классной доске
вывешивается настенная карта, возможно
использование соответствующих иллюстраций.
ХОД УРОКА
Учитель: В течение нескольких уроков
мы с вами знакомились с предпосылками, ходом
проведения и содержанием реформ, проводимых в
России во второй половине XIX в. Реформ, которые
оказали огромное влияние на ход истории нашей
страны, поскольку создали условия для
ускоренного развития капитализма в России, что
проявилось в промышленном подъеме в 90-е годы XIX в.
Сегодня нам с вами предстоит проанализировать
социально-экономическое развитие России после
реформ и сделать выводы о тот, какую роль эти
реформы сыграли в развитии капитализма. Для
этого три группы “аналитиков” изучат и
проанализируют изменения, произошедшие в
промышленности, сельском хозяйстве и обществе, а
группа “экспертов”, на основе анализа
фрагментов “Положения о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.”, таблицы
“Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в. в России” (данная
таблица составлялась учащимися на предыдущем
уроке в процессе изучения темы “Либеральные
реформы 60–70х гг. XIX в. в России”) и сообщений
“аналитиков” сформулирует выводы о влиянии
реформ на экономическое развитие.
Далее в течение 15–20 минут группы учащихся работают с источниками и выполняют задания (Приложение 3), после чего учащиеся заслушивают сообщения групп “аналитиков”.
Первая группа “аналитиков”, используя данные, приведенные в учебнике (§71), карту и диаграммы в атласе определяет, в чем проявилось промышленное развитие России после реформ. В частности, учащиеся отмечают такие факты, как подъем предпринимательства и характеризуют различный социальный состав русских предпринимателей и отдельных их представителей, ускорение железнодорожного строительства на примере строительства Транссибирской магистрали, завершение к концу XIX в. промышленного переворота, формирование основных промышленных районов и крупных промышленных центров. Затем дается краткая характеристика основных промышленных районов – Московского, Петербургского, Уральского и Южного – и эти районы показываются на настенной карте.
Вторая группа “аналитиков”, используя материал учебника (§72 с.225–226), карту в атласе “Развитие капитализма в России с 1861г. до конца XIX в.”, определяет, что изменилось в помещичьих хозяйствах после отмены крепостного права, а что осталось неизменным, и почему возникла отработочная система ведения сельского хозяйства. Учащиеся кратко характеризуют два путь развития сельского хозяйства пореформенной России – прусский и американский, показывая на карте районы их распространения. Затем учащиеся объясняют суть отработочной системы ведения сельского хозяйства, причины ее возникновения и показывают на настенной карте районы, где в помещичьих хозяйствах преобладала данная система труда.
Третья группа “аналитиков”, используя материал учебника (§72 с.226–228) и диаграммы в атласе, определяет, какие изменения произошли в положении крестьянства после отмены крепостного права, отмечая в первую очередь процесс расслоения крестьянства, иллюстрируя сообщение данными диаграмм в атласе. Затем учащиеся характеризуют крестьянскую общину и ее роль в жизни села после крестьянской реформы.
Учитель: Мы с вами подробно рассмотрели основные аспекты социально-экономического развития России во второй половине XIX в. Теперь предоставим слово нашим “экспертам”, которые помогут нам сделать выводы о роли реформ в развитии капиталистических форм ведения хозяйства в пореформенной России.
Группа “экспертов” отмечает те положения крестьянской и других либеральных реформ, которые создавали условия для развития капитализма в России. В частности, учащиеся отмечают предоставление крестьянам имущественных прав (заключение договоров, обязательств, подрядов), право заниматься предпринимательской деятельностью и торговлей. Отмечается также возможность крестьян участвовать в местном самоуправлении, сокращение сроков военной службы и отмена рекрутчины, возможность для крестьян решать спорные дела в суде.
Затем, на основе сообщений групп “аналитиков”, группа “экспертов” формулирует выводы о влиянии реформ на развитие капитализма в России. Учащиеся вместе с учителем обсуждают эти выводы и записывают их в тетрадь:
1. Реформы ускорили промышленное развитие
России, создали условия для завершения
промышленного переворота.
2. Реформы способствовали внедрению
капиталистических способов ведения сельского
хозяйств, ускорили процесс расслоения
крестьянства.
3. Реформы способствовали развитию
предпринимательства в различных слоях общества.