Урок согласно ФГОС ООО. Тема: "Удельный период русской истории". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Данный урок проводится в 6 классе общеобразовательной школы через курс “История России с древнейших времен до конца XVI века”, а также может использоваться в 10 классе средней школы. Материал будет интересен для студентов первого курса университета, изучающих историю Отечества. В данном конспекте представлен материал в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

В Приложении № 1 к статье предложен рабочий лист урока ученика, по которому любой педагог проведет урок, так как все задания прописаны подробно. Также поможет педагогу Приложение № 2, в котором представлен рабочий лист урока для учителя с ответами и инструкциями по ходу урока. Также учитель может обратиться к анализу урока в Приложении № 3 к статье, в котором прописаны рекомендации и основные выводы, какие изменения можно внести в ходе проведения данного урока.

Урок апробирован, дан подробный анализ с точки зрения требований ФГОС ООО.

Технологическая карта урока

Предмет – История

Базовый учебник - Е.В.Пчелов “История России с древнейших времен до конца XVI века”.

Тема урока - Удельный период русской истории.

Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.

Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:

1) познавательные УУД - понять, что такое удел, удельный период, с какого года, почему, с какого князя начался удельный период, причины и последствия; картографические умения и навыки;

2) коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;

3) регулятивные УУД – индивидуальная работа с деформированным текстом, выбор группы.

4) личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка и взаимооценка, рефлексия.

Тип урока - комбинированный урок.

Необходимое оборудование: параграф 13 учебника, стр.87; карта “Феодальная раздробленность Руси в XII- XIII веках”; цветные карандаши, линейка, простой карандаш, ручка, тетрадь, атлас.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент Приветствие учителя. Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока? Регулятивные УУД
2. Актуализация знаний УУД и

постановка цели урока в начале урока (цель общая и индивидуальная для каждого ученика в графе “Хочу узнать”).

Постановка проблемной ситуации, ответ на вопрос “Удельный период на Руси и период феодальной раздробленности – это одно и то же?”

(учителю Рабочий лист учителя Приложение к уроку №2).

Заполнение таблицы “Знаю, Хочу узнать, Узнал”, постановка темы, цели и задач урока

(смотри рабочий лист ученика, Приложение к уроку №1).

Личностные УУД

(ученик определяет сам, что ему интересно в графе “Хочу узнать” и решает эти цели через выполнение учебных задач в рабочем листе.

Познавательные УУД

3 Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Работа по рабочему листу учителя.

Оказание помощи в случае затруднений у учащихся.

После выполнения каждого вопроса-задания – вывод, и оценивание (смотри Рабочий лист учителя и ученика).

Работа по рабочему листу ученика:

- выполнение 1 задания- вопроса индивидуально, “Деформированный текст”;

- 2 задание – работа в парах, предоставляется выбор – один общий рисунок или индивидуальный;

один ученик у доски (при выполнении на доске - информация от класса закрыта);

Стратегия “Ромашка”.

3 задание – работа в группах. Стратегия “Гусеница”. Ответ на слайде в презентации или на доске, после обсуждения в группах.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

4 Динамическая пауза   Выполнение 4 задания – динамическая пауза, стратегия “Паук” на доске. Кто быстрее и правильнее найдет и запишет на доске положительные и отрицательные последствия раздробленности. Коммуникативные и регулятивные УУД
5 Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Выполните тест. Даны утверждения, согласны – “да”, не согласны “нет”.

(В рабочем листе ученика – задания, ответы в листе учителя и на слайде).

Выполнение теста, 8 вопросов.

После выполнения теста в таблицу “ЗХУ”, заполнение столбца “Узнал” на уроке (вывод по уроку).

Личностные УУД
6 Рефлексия деятельности На слайде три смайлика

С улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зеленый).

Довольный – материал понял, но надо повторить (красный).

Грустный – ничего не понял, материал сложный (синий).

Нарисуй смайлик, который соответствует уровню усвоения нового материала. Личностные УУД
7 Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников В течение всего урока после каждого задания: Первичные знания на этапе актуализации знаний.

После 1 задания “волшебная линеечка”.

Во время выполнения 2 задания – картографические ЗУН; сложность 4 вопроса.

После 3 и 4 заданий – умение обобщить и сделать вывод.

Выполнение теста.

Рефлексия (определение степени успешности).

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД