Данный урок проводится в 6 классе общеобразовательной школы через курс “История России с древнейших времен до конца XVI века”, а также может использоваться в 10 классе средней школы. Материал будет интересен для студентов первого курса университета, изучающих историю Отечества. В данном конспекте представлен материал в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В Приложении № 1 к статье предложен рабочий лист урока ученика, по которому любой педагог проведет урок, так как все задания прописаны подробно. Также поможет педагогу Приложение № 2, в котором представлен рабочий лист урока для учителя с ответами и инструкциями по ходу урока. Также учитель может обратиться к анализу урока в Приложении № 3 к статье, в котором прописаны рекомендации и основные выводы, какие изменения можно внести в ходе проведения данного урока.
Урок апробирован, дан подробный анализ с точки зрения требований ФГОС ООО.
Технологическая карта урока
Предмет – История
Базовый учебник - Е.В.Пчелов “История России с древнейших времен до конца XVI века”.
Тема урока - Удельный период русской истории.
Цель урока - выяснение причин и последствий удельной системы на Руси.
Задачи урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач:
1) познавательные УУД - понять, что такое удел, удельный период, с какого года, почему, с какого князя начался удельный период, причины и последствия; картографические умения и навыки;
2) коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;
3) регулятивные УУД – индивидуальная работа с деформированным текстом, выбор группы.
4) личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка и взаимооценка, рефлексия.
Тип урока - комбинированный урок.
Необходимое оборудование: параграф 13 учебника, стр.87; карта “Феодальная раздробленность Руси в XII- XIII веках”; цветные карандаши, линейка, простой карандаш, ручка, тетрадь, атлас.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационный момент | Приветствие учителя. | Подготовка рабочих мест. Знакомство с рабочим листом ученика: какие задания в листе, какие и сколько вопросы будут изучать, какая тема и цель урока? | Регулятивные УУД |
2. | Актуализация знаний УУД и постановка цели урока в начале урока (цель общая и индивидуальная для каждого ученика в графе “Хочу узнать”). |
Постановка проблемной ситуации, ответ
на вопрос “Удельный период на Руси и период
феодальной раздробленности – это одно и то же?” (учителю Рабочий лист учителя Приложение к уроку №2). |
Заполнение таблицы “Знаю, Хочу узнать,
Узнал”, постановка темы, цели и задач урока (смотри рабочий лист ученика, Приложение к уроку №1). |
Личностные УУД (ученик определяет сам, что ему интересно в графе “Хочу узнать” и решает эти цели через выполнение учебных задач в рабочем листе. Познавательные УУД |
3 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Работа по рабочему листу учителя. Оказание помощи в случае затруднений у учащихся. После выполнения каждого вопроса-задания – вывод, и оценивание (смотри Рабочий лист учителя и ученика). |
Работа по рабочему листу ученика: - выполнение 1 задания- вопроса индивидуально, “Деформированный текст”; - 2 задание – работа в парах, предоставляется выбор – один общий рисунок или индивидуальный; один ученик у доски (при выполнении на доске - информация от класса закрыта); Стратегия “Ромашка”. 3 задание – работа в группах. Стратегия “Гусеница”. Ответ на слайде в презентации или на доске, после обсуждения в группах. |
Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД |
4 | Динамическая пауза | Выполнение 4 задания – динамическая пауза, стратегия “Паук” на доске. Кто быстрее и правильнее найдет и запишет на доске положительные и отрицательные последствия раздробленности. | Коммуникативные и регулятивные УУД | |
5 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Выполните тест. Даны утверждения,
согласны – “да”, не согласны “нет”. (В рабочем листе ученика – задания, ответы в листе учителя и на слайде). |
Выполнение теста, 8 вопросов. После выполнения теста в таблицу “ЗХУ”, заполнение столбца “Узнал” на уроке (вывод по уроку). |
Личностные УУД |
6 | Рефлексия деятельности | На слайде три смайлика С улыбкой – на уроке все усвоил, могу научить другого (зеленый). Довольный – материал понял, но надо повторить (красный). Грустный – ничего не понял, материал сложный (синий). |
Нарисуй смайлик, который соответствует уровню усвоения нового материала. | Личностные УУД |
7 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | В течение всего урока после каждого задания: | Первичные знания на этапе актуализации
знаний. После 1 задания “волшебная линеечка”. Во время выполнения 2 задания – картографические ЗУН; сложность 4 вопроса. После 3 и 4 заданий – умение обобщить и сделать вывод. Выполнение теста. Рефлексия (определение степени успешности). |
Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД |