Раздел Отечественной истории начала ХХ в., касающийся образования и деятельности первых политических партий и истоков российского парламентаризма традиционно сложен для усвоения учащимися. Учитывая значительное количество партий, многообразный спектр подходов к решению насущных задач развития русского общества, учащиеся нередко смешивают положения их программ, методы борьбы, лозунги, лидеров и т. д. Данный урок помогает систематизации и отработке материала, вносит разнообразие в процесс преподавания и, как правило, положительно воспринимается учащимися.
Цели урока.
Образовательная: формирование, углубление и корректировка знаний по теме “Революция 1905-1907 гг.”.
Развивающая: формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы, давать аргументированную оценку, навыка публичных выступлений.
Воспитательная: обогащение социального опыта обучающихся на примере программ политических партий.
Тип урока:
Обобщающий, с элементами изучения нового материала.
Методы:
Проблемный, частично-поисковый, наглядный.
Формы работы:
Беседа, самостоятельная работа учащихся, оппонирование программам, дискуссия.
Оборудование урока:
Доска, “избирательные бюллетени”, “наглядная агитация” политических партий, мультимедийная техника.
Основные понятия:
Политическая партия, законодательный орган, ответственное правительство, гражданские свободы
Подготовительный этап:
Приблизительно за неделю до данного урока учитель объясняет классу о предстоящей форме работы и распределяет соответствующие задания. Пять учеников получают задания подготовить выступления по политическим программам “Меньшевиков”, “Конституционных демократов”, “Союза 17 Октября”, “Союза Русского народа”, “Трудовой группы” с тем, чтобы представить эти программы классу – “избирателям”. Остальные учащиеся получают задание самостоятельно составить по 2-3 вопроса каждой партии на основе знаний по материалу темы. В классе, подготовленном к подобным формам работы, возможно определить ведущего “избирательной кампании”. Заранее определяется состав “счётной комиссии”.
В последующие дни учитель ведёт индивидуальную работу с учениками, представляющими политические партии. Чтобы урок достиг поставленных целей, особое внимание уделяется следующему:
1. Содержанию выступлений. Ученики должны свободно ориентироваться в материале, с тем, чтобы уметь быстро и по существу ответить на вопросы класса. Довольно часто следуют вопросы о механизме реализации “предвыборных обещаний”, поэтому программы должны быть максимально приближенными к событиям изучаемой эпохи, а не строиться по абстрактному принципу.
2. Форме подачи выступления. Учителю следует заранее прослушать выступления и внести необходимые коррективы. Следует также настоять, чтобы дети подготовили наряду с выступлениями “наглядную агитацию”: листовки, слайды и т. д. Это внесёт в урок динамизм и оживление. Определятть жёсткий алгоритм выступлений нецелесообразно – это может лишить их индивидуальности.
Время урока:
Спаренный урок (2х40 мин).
Ход урока:
Вводный этап.
В начале урока учитель кратко характеризует обстановку в стране в конце 1905 – начале 1906 гг. Путём фронтальной беседы уместно вспомнить основные положения Манифеста 17 октября 1905 г., смысл терминов “политическая партия”, “представительный законодательный орган”, краткое содержание и цели Избирательного закона декабря 1905 г.
Далее перед классом ставится проблема: необходимость выбрать законодательный орган власти. Даются соответствующие пояснения, как это будет происходить.
Этап “предвыборной агитации”.
Ученики – “представители политических партий” получают по 8-10 минут на “предвыборную речь” и столько же – на ответы на вопросы класса. Порядок выступлений определяется учителем по собственному усмотрению.
“Предвыборное собрание” ведёт сам учитель, или кто-то из учеников – в зависимости от уровня подготовленности класса. Задавая собственные вопросы выступающим, учитель осуществляет корректировку знаний учащихся по партийным программам и акцентирует внимание на ключевых проблемах жизни страны начала ХХ в. Вопросы могут касаться следующей тематики:
- содержания партийных программ и механизма их реализации;
- возможных политических альянсов данной партии с другими во время парламентской деятельности;
- взаимоотношений с официальным правительством;
- целей думской деятельности;
- отношению к конкретным событиям революции, определённым классам и сословиям, формам и методам решения главных проблем жизни страны и т. д.
“Голосование”.
По окончании “предвыборной агитации” “счётная комиссия” раздаёт “избирательные бюллетени”, заранее подготовленные учителем. Осуществляется голосование и подсчёт голосов. Результаты голосования выписываются на доску.
Подведение итогов.
Учитель делает выводы по работе класса и предлагает занести в тетради реальные результаты выборов в I Государственную думу в 1906 году. На данном этапе урока уместно применение мультимедийного проектора. Через постановку проблемных вопросов путём фронтальной работы учитель объясняет позицию большевиков и эсеров в период выборов, а также механизм появления в Думе группы “трудовиков”. Тем же способом выясняются причины складывания подобной расстановки политических сил в составе Государственной думы и возможные перспективы её деятельности. Предлагается сопоставить цели Избирательного закона с составом Думы. Таким образом учитель подводит изучаемый материал темы к следующему уроку о деятельности I Государственной думы.
Литература:
1. Верт Н. История Советского государства (1900-1991 гг.). М., 1992.
2. Исаев А. История государства и права России. М., 1994.
3. Пайпс Р. Русская революция. Т. 1. М., 1994.
4. Пушкарёв С. Россия 1801-1917: власть и общество. М., 2001.
5. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. ХХ век. М., Аванта+, 1996.