Подготовительный этап.
Распределение ролей.
В игре могут быть задействованы все учащиеся 10 (11)
класса.
Возможные роли: ведущий, актёры, игроки ток-шоу,
эксперты.
Описание ролей участников игры.
Ведущий. Представляет участников игры, сообщает
правила игры, координирует деятельность
экспертов. Функции ведущего лучше взять на себя
учителю, чтобы не потерять темп игры, избежать
излишней затянутости, быстро сориентироваться
в непредвиденных ситуациях.
Эксперты. (11 кл) Эта группа должна включать учащихся, которые хорошо знакомы с историей России. Им заранее известны вопросы игрокам ток-шоу, и они готовятся убедительно на них отвечать. Эксперты должны иметь визитные карточки с указанием имени и фамилии.
Оформление и оснащение игры:
Объявление о проведение ток-шоу и приглашение зрителей, музыкальные заставки, цветные смайлики, компьютер, видео-слайды, видеосюжет, репродукции картин из истории Древней Руси, аудиторию можно оформить по типу ТВ-студии, игроки размещаются за столами полукругом по отношению к ведущему. Выделяется специальное место для актёров, экспертов.
Цель: обобщить и расширить знания учащихся по истории Древней Руси.
Задачи:
- В ходе предлагаемых сюжетов (коротких сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с историей Древней Руси.
- Формировать умения анализа и обобщения на основе знаний об истории России.
- Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.
- Способствовать формированию интереса к истории.
Основные этапы игры:
1. Подготовительный – разбивка на команды по
цвету смайлика, распределение ролей, разбивка на
группы, постановка задания перед участниками,
оснащение игры, подготовка своих ролей актёрами
ток-шоу.
2. Основной – описание ситуации, постановка
вопросов.
3. Завершающий – подведение итогов.
Оформление и оснащение игры:
Репродукции картин по истории Древней Руси,
музыкальные заставки, видеофрагменты, цветные
смайлики (жетоны) по количеству игроков (белые,
синие, красные – в равном количестве), которые
прикрепляются к одежде.
Героям ток-шоу предоставляется выбрать цвет
жетона, прикрепить к одежде и пройти к своему
столу. Для игроков отведено три специальных
стола накрытых скатертями трёх цветов, вокруг
которых расставлены стулья.
ХОД ИГРЫ
Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Я рад приветствовать вас на игре “Колесо истории”. Разрешите представить вам участников сегодняшней игры
(В игре участвуют 3 команды)
Ведущий: Сегодня мы с вами вспомним
некоторые этапы истории Древней Руси, имена
известных исторических личностей, великих
князей, их вклад в историю. А поскольку
передвигаться мы будем и по дорогам, и во времени,
поэтому предлагаю расстояния мерить
верстами. История развивается и изменяется,
постоянно открывается что-то новое. Да и вы
сегодня, уважаемые игроки, уверена, многое для
себя откроете заново.
Итак, за каждый верный ответ участник получает 1
берестяную грамоту и также будет считаться,
что вы преодолели 1 версту. Победителям нужно
набрать 7 берестяных грамот, это значит
преодолеть 7 вёрст. А переносить нас во времени
будут эти волшебные флаги.
(Каждому участнику от команды вручается по одному флагу синего, красного, белого цветов).
– Итак, путешествие в прошлое начинается!
Тур 1.
По одному участнику от каждой команды под музыку (русскую народную) ходят по кругу, состоящему из красных, желтых, зеленых секторов. Музыка неожиданно заканчивается, участники останавливаются. Совпадение цвета смайла (визитки) с цветом сектора, на котором стоит участник, премируется 1 берестяной грамотой.
Тур 2.
Звучит фонограмма “колокольный перезвон.” На сцене, за столом сидит монах-летописец Нестор (выводит гусиным пером на рукописи слова и проговаривает вслух).
– В 9 веке, когда у Руси не было единого правителя, племена жили в междоусобицах и войнах. Не было между ними правды, и один род восставал на другой. Утомлённые этими ссорами, они собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Приняв такое решение, они отправили послов, со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Ведущий: Надеюсь, всем давно уже стало ясно, что речь идёт о призвании варягов на Русь. В 862 году три родных брата откликнулись на зов и пришли со своими дружинами. Старший Рюрик, сел княжить в Ладоге, средний, Синеус – в Белоозере, а младший, Трувор – в Изборске. Из какого племени они были и откуда пришли к нам? Изложите все версии.
Участникам дается время на обдумывание.
После того как все участники ответили на
предлагаемый вопрос, зачитывается правильный
ответ. Всем, кто ответил правильно, добавляется
еще 1 берестяная грамота.
Правильный ответ: (эксперты)
Он был внуком Гостомысла по дочерней линии,
знаменитым воином, героем, его имя гремело на
Балтике. Это значит братья были из племени «Русь»
(южная Балтика) и земля наша стала называться
«русской». На территории России русы
присутствовали по крайней мере со II в.
Хотя ни одного скандинавского и германского
племени с названием «Русь» в истории не значится,
существует ещё одна версия – норманнская теория.
Норманисты считают их скандинавами и полагают,
что имя «Русь» скандинавского происхождения
Ведущий: Впрочем, их называли по-разному. В Византии ту же балтийскую вольницу именовали «вэрингами» или «во-рингами» – «принесшими клятву». То есть, дружинниками, связанными присягой со своим предводителем. Отсюда и слово «варяги», получившее распространение на Руси. В Англии всех викингов, независимо от национальности, обозначали «датчанами» (потому что эту страну чаще грабили датчане). Во Франции – «норманнами», норвежцами (или, в буквальном переводе, «людьми севера»). На самом деле, терминами «викинги» или «варяги» определялась не национальность, а род занятий. Это были свободные воины и искатели удачи. В зависимости от обстоятельств, они разбойничали, служили наемниками. Рюрик и Харальд сформировали дружину из славян – скорее всего, на острове Руяне. А примкнули они к норвежцам. Ведь для братьев датчане тоже были кровными врагами. в этой предвыборной борьбе и всплыла легенда про вещий сон Гостомысла, как бы его «политическое завещание». Хотя нельзя исключать, что сновидение с чудесным деревом, выросшим из живота Умилы, попросту придумали в пылу споров, стараясь подкрепить кандидатуру Рюрика. В общем-то его фигура выглядела оптимальной во всех отношениях.
Тур 3.
На сцене князь лежит на тахте, рядом на стуле сидит верховный жрец. Звучит тревожная музыка. За сценой слышится голос.
– Князь! На торговой пристани купцы
новгородские ждут тебя и Дира, чтоб показать
редкий товар!
– Подождут! – отмахнулся Аскольд.
– И ты пойдёшь смотреть их товар вдвоём с Диром?
– вмешался верховный жрец.
– Неужели ты не чувствуешь подвоха, Аскольд? И
почему купец сам не вышел на сушу из своей ладьи?
– хмуро спросил жрец.
– Сказывал, что простыл, совершая волок под
дождём, и очень просил на него обиду не таить, а
пошлину взять прямо из его ладьи.
– И ты всему этому веришь? – устало разведя
руками, спросил жрец.
– Да знаю я их! – ответил Аскольд. – Олег не
способен на коварство! Только открытый бой – вот
их девиз.
Ведущий: Почему традиционно отсчёт существования Киевской Руси ведётся именно с этого события – захвата Олегом Киева, убийства Аскольда и Дира, передачи власти по наследству сыну Рюрика – Игорю?.
Варианты ответов.
Правильный ответ: (эксперты)
Олег в 882 году объединил два центра государственности Киев и Новгород в один – Киевскую Русь. Объединил славянские земли и наладил торговые и дипломатические связи с Византийской империей.
Ведущий: От себя могу добавить: Олег за свою мудрую политику, позволившую объединить Русь и одолеть могущественных противников, получил в народе прозвище Вещего.
Тур 4.
Продемонстрировать видеосюжет о крещение княгини Ольги (из документального сериала об истории Русской Православной церкви «Земное и небесное», можно использовать репродукцию картины.
Ведущий: Почему именно Ольга, а не Олег и не Игорь, считается устроительницей земли Русской? Какие её деяния способствовали укреплению русской государственности?
Варианты ответов.
Правильный ответ: (эксперты)
Это прежде всего «уроки» и «погосты», введённые Ольгой, когда был совершён переход к фиксированной форме дани и организованной системе обложения населения налогами. Следует обратить внимание также на внешнеполитическую деятельность Ольги, в частности её поездку в Константинополь, подтверждение договора 945 г. и военного союза с Византией, направленного против Хазарии и Арабского халифата. И, наконец, её решение принять крещение в главном храме Византии по православному обычаю.
Тур 5.
На сцене накрытый стол (горят свечи). Князь Владимир с сыновьями принялись за еду. Одно место рядом с князем не занято (это место княгини Рогнеды). Князь Владимир чувствует на себе взгляды детей, удивлённые и испуганные.
– Дети мои, – промолвил князь Владимир.
– Жена моя, а ваша мать, ушла отсюда навсегда…
Дети переглянулись.
– Мы с княгиней Рогнедой разлучились, я,
победив византийцев и зная их лукавство,
потребовал у них руку царевны Анны – сестры
Василевса.. Ныне на меня возложен венец, и я взял в
жёны царевну Анну.
– Когда мы расставались, – я предлагал ей земли,
города, какие хочет, но она отказалась от всего.
Сегодня ночью, приняв христианство, она
постриглась в монахини и наречена Анастасией.
Она уже никогда не вернётся сюда, а будет жить в
обители.
Я всё вам сказал, дети мои. Не судите, не кляните.
Трудно вам, мне ещё труднее, но ничего уже нельзя
изменить.
Ведущий: Почему князь Владимир решил принять христианство?.
Варианты ответов.
Правильный ответ: (эксперты)
Необходимость крещения Руси объяснялась рядом исторических причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия с его племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешёл к христианству. Христианство с его нравственными нормами укрепляло семью, общество, способствовало развитию культуры. Ставило Русь на одну ступень с другими европейскими государствами.
Тур 6.
Тихо звучит музыка (церковные песнопения). На сцену выходит князь Ярослав.
– Хочу, чтобы Киев стал соперником Константинополя, а для этого пусть всё будет как в византийской столице: церковь Софии, Золотые ворота, монастыри, храмы, игрища, палаты. Придёт время, и храм Святой Софии станет символом самостоятельной русской церкви!
Ведущий: Назовите имя и прозвища этого князя, и за какие заслуги они были ему даны.
Варианты ответов.
– Я поздравляю всех, кто угадал имя князя и дал правильный ответ!
Правильный ответ: (эксперты)
Ярослав-Хоромец, что значит «строитель храмов».
Ярослав-Мудрый
1. Основание – по его указанию митрополитом стал
русский епископ Илларион без согласования с
Константинополем.
2. Укрепление международного авторитета через
династические браки.
3. Принятие первого письменного закона на Руси
«Русской Правды».
Тур 7.
Сцена перед Куликовской битвой Сергий Радонежский благословляет князя:
– Иди, князь, пострадай за Русскую землю. В великой битве славу отыщешь.
Князь: Хочу прежде всех начать и прежде всех голову положить, чтобы прочие, видя моё дерзновение, так же сотворили..
Ведущий: В 1380 г. Дмитрий Иванович возглавил русские полки на поле Куликовом против Мамая, а в 1382 г. при наступлении Тохтамыша на Москву, бежал. Почему так случилось?
Пока идёт обдумывание ответа, ведущий читает отрывок из стихотворения Блока АА. «На поле Куликовом».
Правильный ответ: (эксперты)
Когда разведка сообщила московскому князю о движении Тохтамыша, он попытался вновь как и в 1380 году собрать воедино всю боевую силу, но его предали нижегородский, рязанский, суздальский князья. Как и в худшие времена воцарились растерянность, малодушие, эгоизм. Москву подготовили к осаде. А сам великий князь не должен был оставаться в Москве. Тохтамыш пришёл сводить счёты именно с ним. Его алый плащ для хана – как красная тряпка для быка. Увидев, что Дмитрия нет и в помине, хан скорее пойдёт на мировую и оставит Русские земли. А между тем Дмитрий соберёт войско в Костроме.
Завершающий этап
Целесообразно завершить ток-шоу дискуссией
обобщающего характера и подведением итогов игры.
Выступления участников ток-шоу по отдельным
предложенным вопросам могут быть дополнены и
обобщены ведущим.
В конце ток-шоу ведущий подводит итоги,
благодарит участников игры (можно вручить
грамоты), предлагает записать домашнее задание
(если это урок).
В самом конце урока можно сделать учащимся в
качестве рефлексии следующие предложения:
Я узнал (узнала) на уроке ________
Меня удивило, что____________
Мне кажется,________________
Примечание для учителя
Данный урок-игру следует проводить после изучения раздела 5. В борьбе за единство и независимость. Сахаров А. Н. История России с древнейших времён до конца 16 века. Ч.1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.