История и обществознание
-
Урок музейной грамоты 2007
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
-
На пути буржуазных преобразований. Россия между двумя революциями. Урок с элементами ИКТ 2007
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
-
Интегрированное внеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…" 2007
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её практическое применение.
-
Интегрированный урок (обществознание + психология) по теме: "Социальный статус. Социальная роль" 2007
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
-
Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек. 2007
Конспект урока по истории России для 11-го класса.
-
Тема урока: "Тоталитарные режимы 30-х гг. в Европе: сущность, типология, происхождение". 11-й класс 2007
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
-
Тема урока: "Родная сторона – золотая колыбель. Курганы – не миф и не сказка" 2007
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
-
Урок контроля знаний по теме: "Россия XIV–XVI вв.". 10-й класс 2007
Игра как метод, используемый в обучении на уроках истории, сохраняет свою актуальность. Играть любят все – от первоклассника до выпускника. Игра для школьника важна, понятна, интересна. Это часть его жизненного опыта. Предлагаю разработку урока контроля знаний по истории России в 10-м классе в игровой форме по теме "Россия XIV–XVI вв.".
-
История Республики Хакасии (программа 10–11-х классов общеобразовательной школы) 2007
Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений.
-
Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии 2007
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии.
-
"Кубанская Хатынь" (материал для бесед по патриотическому воспитанию во внеклассной работе, на уроках истории, уроках Кубановедения) 2007
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства.
-
Интегрированный урок (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный 20-летию трагедии на Чернобыльской АЭС 2007
Представленный урок – заключительный по теме "Строение атома" (физика) и один из первых по теме "СССР в период перестройки". Урок был проведен в конце апреля, что совпало с годовщиной трагедии в Чернобыле. Возникла необходимость осмысления печального опыта Чернобыля не только с точки зрения естественных наук, но и в политическом, личностном и героическом аспектах.
-
Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого" 2007
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две команды или от одного класса, или из разных классов. Каждая команда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей команде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги).
-
Урок-презентация "Начало Смуты: "…без власти далеко не уйдешь?". 7-й класс 2007
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
-
Литературный вернисаж "Мы были музыкой во льду…" (Интеграция: литература + история + информатика; внеклассная работа) 2007
Данное мероприятие посвящено ситуации в России конца XX века. Новое время требует от истории полноты и правды. Мир дворянской культуры, удивительный мир человеческих отношений, веры в Бога, в Россию, в ее будущее был разрушен сначала войной, а потом – революциями 1917 г. Они привели к тому, что сотни тысяч наших соотечественников (преимущественно интеллигенция) покинули Родину. Постепенно мы познаем долгие годы скрытое от нас, рожденное в далеких краях творчество наших соотечественников. Сейчас оно возвращается домой. Возвращаются не просто любимые писатели, не только их запрещенные ранее книги, но и горькая память о тех годах, когда они были вынуждены покинуть родину. Поруганные таланты, обездоленные судьбы...
-
Урок-дискуссия по истории России в 11-м классе: "Итоги и уроки Великой Отечественной войны" 2007
Учебно-методическая разработка урока по теме "Итоги и уроки Великой Отечественной войны". Урок построен как перекрестная дискуссия с использованием технологии критического мышления. Работа адресована учителям истории, студентам педагогических вузов исторического факультета.
-
Программа элективного курса "Основы политологии" для 10–11-х классов (профильного гуманитарного) 2007
Курс для 10–11-х классов гуманитарного профиля. Курс "поддерживает" изучение предмета "Обществознание" на заданном профильном уровне, расширяет и углубляет политологические знания учащихся. Среди задач курса особое внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся, отработке навыков исследовательской деятельности, составлению и защите проектных работ, что позволяет в процессе обучения перейти от информационного к деятельностному подходу и снять перегрузку учащихся. Программа модифицированная, составлена на основе программы курса "Политика и право" под ред. В.Кривошеева, М.Шилобода.
-
Активизация познавательной деятельности на уроках истории 2007
Наиболее актуальной является сейчас тема "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории". Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок. Урок по теме "Касты в Древней Индии. Использование достижений индийской культуры" входит в систему уроков раздела "Древний Восток". В течение урока прослеживаются межпредметные связи (география, математика, литература).
-
Система подготовки к ЕГЭ на уроках обществознания 2007
В данной работе обозначены основные проблемы подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию. Технологическая карта урока (как одна из возможностей подготовительной работы) содержит варианты обучающих тестов по теме "Российское избирательное право", варианты верных ответов к ним, а также инструкции к выполнению работ. Кроме этого, выполняя тест "Я – избиратель", учащиеся имеют возможность определить для себя, насколько они готовы к социальной роли избирателя. Таким образом, организация системной работы на уроках по подготовке к ЕГЭ по предмету – это хорошая возможность для учащихся научиться соизмерять свои притязания и возможности и ответственно выбирать образовательную траекторию.
-
Исторический музей Войновской средней общеобразовательной школы № 9 имени В.И. Сагайда 2007
Школьный музей стал центром патриотического воспитания учащихся школы. Здесь проводятся экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, мероприятия посвященные Дню Защитника Отечества, Дню Победы, лекции, беседы.
-
Использование игровых технологий на уроках истории 2007
Целью урока является обобщение и систематизация знаний учащихся по истории Древнего Египта и Междуречья. Урок проводится в виде игры "Умники и умницы".
-
Проектное обучение в рамках инновационных технологий в образовании. Тема урока: "Внешняя политика Александра II". 8-й класс 2007
Урок представлен как урок инновационных технологий, т.к. работа учащихся организована в группах, на уроке используется мультимедийный проектор, слайды для которого выполняет учитель. Тип урока: объяснение нового материала, поэтому большую работу при подготовке проделывает сам учитель. Подбор материала происходит согласно темы, по которой будет защищён проект учащимися.
-
Культура Европы в конце XV – начале XVII в." Урок повторения 2007
Данный урок формирует навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной и групповой. На уроке развиваются творческие, критические и аналитические умения учащихся. Проводится урок в форме игры, что позволяет прививать интерес к изучению предмета истории, учитывая возрастные особенности учеников.
-
Комбинированный урок. Проблемы на уроках обществознания 2007
Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Данное занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, понимание некоторых статей Всеобщей Декларации Прав и Свобод человека, так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
-
Урок граждановедения в 8-м классе по теме "Каждый человек хочет быть свободным" 2007
Урок граждановедения в 8-м классе посвящен свободе личности в обществе, показывает ценность свободы для человека.
-
Экскурсия по средневековому городу 2007
Данная разработка составлена для использования во внеурочное время в различных школьных мероприятиях, таких как "Неделя истории", клуб "Мудрая сова" и др. Разработка может использоваться целиком или отдельными частями. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания как по программе, так и выходящие за ее рамки. Элементы данной игры могут быть применены на уроках истории как один из методов или приемов усвоения, повторения и закрепления материала. Необходимо отметить, что некоторые задания игры аналогичны по структуре тренировочным тестам для подготовки к ЕГЭ, они легко и быстро усваиваются учащимися в ходе игры в силу психологических и возрастных особенностей детей.
-
Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "История Древнего мира" 2007
Предлагается конспект урока по истории Древнего мира. Урок проводится в форме соревнования двух команд.
-
Использование групповых технологий при обучении истории 2007
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и групповые. Данная технология способствует активизации учебного процесса; позволяет достичь высокого уровня усвоения содержания.
-
Социально-экономическое развитие России в 20–50-е гг. XIX века 2007
Урок способствует формированию понимания учащимися признаков кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отжившего феодального строя более прогрессивным - капиталистическим. На уроке используются проблемные задания, значительная роль отводится самостоятельному изучению темы на основе анализа исторических источников.
-
Модульная программа "Начало дворянского этапа освободительного движения в России (восстание декабристов)" 2007
Модульный урок - это такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей (учебных элементов); является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Имеет точно сформулированную учебную цель, банк информации, методическое руководство по достижению цели, рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений.