История и обществознание
-
Урок мужества, посвященный 110-летию со дня рождения Г.К. Жукова 2007
Урок с использованием мультимедиа-технологий проводится в ходе изучения темы "Великая Отечественная война 1941–1945 годов" (9, 11-й классы). Учащиеся знакомятся со вкладом великого полководца Г.К. Жукова в дело Победы над фашистской Германией.
-
Альтернативные формы уроков истории. Лабораторное занятие 2007
Среди нетрадиционных форм учебных занятий не последнее место занимает лабораторное занятие как альтернатива традиционному уроку. Для лабораторного занятия характерны: высокая степень самостоятельности учащихся в изучении темы, использование различных источников знаний, координирующая деятельность учителя. В работе представлена методическая разработка комбинированного лабораторного занятия в 8-м классе по теме "Внутренняя политика Николая I": даны рекомендации, как организовать групповую работу на уроке, приведены тексты документов, задания и вопросы к ним.
-
Воплощение в музыке национально-освободительной идеи: от царя Давида до наших дней 2007
Интегрированный урок по мировой художественной культуре. Межпредметные связи: история, литература, русский язык, иностранные языки, этика, эстетика. Эпиграфом к уроку взяты слова Солера: "Лети же, мысль, на крыльях золотых..." Этим автором написано либретто оперы, принесшей славу Джузеппе Верди. Итальянский вариант названия оперы – "Набукко" – закрепился, возможно, потому, что полное имя героя, давшего ей название, неудобопроизносимо – Навуходоносор. В ней речь идёт о страданиях израильского народа в вавилонском плену. История эта пронизана тайной – это библейская история.
-
Урок истории в 6-м классе по теме: "В рыцарском замке" 2007
Урок истории знакомит учащихся 6-го класса с жизнью феодалов, рыцарскими турнирами.
-
Вавилонское царство 2007
Урок по теме "Вавилонское царство" ставит следующие цели: выявить причины возвышения Вавилона и образования Вавилонского царства; раскрыть значение законов вавилонского царя Хаммурапи для исторической науки как ценного письменного источника о быте вавилонского общества, рабстве и государстве.
-
Западная Европа в XI–XV веках 2007
Урок обобщающего повторения составлен в форме заданий, которые позволяют не только повторить пройденный материал, но и сделать это в интересной, увлекательной форме. Для того чтобы уроки обобщающего повторения проходили интересно и увлекательно, я составляю различные формы уроков: урок-КВН, урок-диспут, урок "Устный журнал", урок занимательных заданий.
-
Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации 2007
Данный урок является продолжением темы "Реформация в Европе". Цели урока: продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы Католической церкви против Реформации, показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны. Продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.
-
Разработка урока "Серебряный век русской культуры" 2007
Цели урока: раскрыть содержание удивительного мира русской культуры начала XX века; сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; создать условия для осознания и принятия учащимися культурных ценностей России конца XIX – начала XX веков; воспитывать уважение к историческому прошлому страны; формировать активную жизненную позицию.
-
Сценарий урока по истории России в 9-м классе: "От идеи мировой революции к поиску выхода из международной изоляции" 2007
Предложен полный сценарий урока "От мировой революции к поиску выхода из международной изоляции" и слайдовая презентация к этому уроку, в которой предложен звуковой и иллюстративный ряд, схемы. В сценарии дается структура урока; предлагаются задания с использованием исследовательского подхода к изучению истории, работа в группах с документами, составление проекта; рассмотрены способы деления класса на группы; приводятся правила написания синквейна и пример.
-
Интеллектуально-творческая игра "Дороги России" 2007
Цель урока – воспитание патриотизма и гражданственности у детей путём популяризации государственных символов Российской Федерации. Символы России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
-
Повторительно-обобщающий урок "Древняя Греция" 2007
Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Чтобы добиться максимального усвоения исторических понятий, можно использовать различные способы изучения и повторения теоретического материала. Как организовать повторительно-обобщающее повторение, чтобы выполнить поставленные задачи? Представленная разработка урока по истории Древней Греции выполнена в технологии программированного обучения.
-
Изучение темы: "США в XIX - нач. XX в." 2007
Тема изучается с использованием технологи развивающего обучения. Специфика изучения данной темы состоит в том, что учащиеся, пользуясь материалом, подготовленным учителем и учебником, совместно с учителем на двух уроках изучают данную тему. Задача состоит в том, чтобы отработать алгоритм изучения страны, отработать понятие "страна организованного капитализма", научить школьника этапам работы, из которых складывается умственная деятельность, формировать умения учеников переносить данные приёмы в новую ситуацию, к новому источнику, на любом школьном предмете.
-
Методическая разработка урока по теме: "Северное и Южное общества. Декабристы на Сенатской площади" 2007
Урок истории, посвященный восстанию декабристов на Сенатской площади, позволяет учащимся изучить тайные общества в эпоху царствования Александра I и осветить события восстания декабристов, выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций и значение восстания.
-
Тема урока: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны" (двухчасовой урок по истории). 11-й класс 2007
Данный урок развивает навыки работы с дополнительной литературой, учит делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
-
Западноевропейская цивилизация Средневековья 2007
Урок по данной теме повторительно-обобщающий, проводится в 10-м профильном классе, рассчитан на 2 часа. За две недели до урока были даны исследовательские задания. На уроке закреплялись знания по истории Западной Европы в Средние века, отрабатывались навыки написания эссе.
-
Открытый урок в 10-м классе на тему: "Россия в начале XIX века" 2007
Предлагается конспект урока по истории. Урок сопровождается презентацией.
-
Метод проблемного обучения на уроках истории 2007
В предлагаемой статье раскрывается специфика метода проблемного обучения на уроках истории. На конкретных учебных ситуациях показана исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения. Данный метод позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс, изменить роль учителя. Знания, полученные в результате использования метода проблемного обучения, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. На многочисленных примерах с уроков в статье отражено, что использование метода проблемного обучения помогает поддерживать интерес учащихся к истории как предмету и к истории как науке.
-
Интеллектуальная игра "Турнир знатоков" 2007
Интеллектуальная игра для младших школьников, стремящихся расширить свой кругозор и научиться нестандартно думать, желающих проверить свою эрудицию и, возможно, узнать что-то новое. Для педагогов она станет прекрасным подспорьем в организации школьных тематических олимпиад и викторин.
-
Брейн-ринг по теме: "Мир европейского Средневековья. Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего Востока в Средние века" 2007
На уроках истории в 5–6-х классах используются различные игры, важное преимущество которых состоит в том, что они пользуются большой популярностью у детей и обеспечивают ненасильственное усвоение исторических знаний. Одна из форм игры – брейн-ринг. Учитель разъясняет правила игры; затем формируются три команды по 6 человек. В ходе игры проигравшая команда выбывает, ее место занимает новая. В конце игры объявляется счет и подводятся итоги. Победители получают "пятерки" и награждаются.
-
"Умники и умницы" – урок обобщения и систематизации знаний по истории в 7-м классе 2007
Представлен конспект урока истории для 7-го класса. Урок обобщает пройденный материал по истории России XVIII века.
-
Урок в 6-м классе по теме: "Восточные славяне в древности" 2007
Урок – лабораторное занятие предполагает самостоятельную работу нескольких ученических микрогрупп с фрагментами исторических документов и учебного материала, обсуждение вопросов, выполнение заданий в ходе работы и подготовку отчётного выступления.
-
Политическая жизнь современного общества: женщины во власти 2007
Традиционно считается, что политика является той сферой общественной деятельности, где доминирует мужчина. В российском обществе сохраняются гендерные стереотипы относительно роли женщины в обществе: предназначение женщины быть только матерью и хозяйкой. Чем вызвана такая ситуация? Может ли женщина быть успешной в политической сфере? И может ли быть эффективной политика, проводимая женщиной-руководителем? Нужны ли вообще женщины во власти? В последние годы эти и другие вопросы приобретают особое значение.
-
Урок истории по теме: "Мир совсем неизвестный". 6-й класс 2007
В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. Поэтому использование мультимедийных технологий особенно оправданно именно на этих уроках.
-
Тема урока: "Короли, президенты, граждане". 4-й класс 2007
Урок истории по пропедевтическому курсу истории Д.Д. Данилова для 4-го класса. В уроке использованы новые мультимедийные технологии, методы самостоятельной работы детей, самостоятельная рефлексия учеников.
-
Личностно-ориентированный урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Петровские преобразования. Строительство Санкт-Петербурга" 2007
Урок разработан согласно принципам и требованиям интеллектуально-развивающего обучения младших школьников. Моя задача – научить детей анализировать, сравнивать, ставить перед собой цель, осознавать, чем это задание отличается от предыдущего и чему он научится при выполнении этого задания, какие практические и умственные действия в этом помогут.
-
Технология мониторинга достижений учащихся по предметам общественно-научного цикла 2007
Технология мониторинга достижений учащихся по предметам общественно-научного цикла.
-
Социализация личности подростка через преподавание общественных дисциплин 2007
Успешная социализация учащихся является сегодня основной педагогической идеей нашей школы, которая претворяется в жизнь через процесс обучения и воспитания детей. И всё же ведущая роль в данном процессе отводится общественным дисциплинам, так как именно они дают наибольшее представление обо всех сферах жизнедеятельности общества. В данной статье приведён опыт работы с учащимися старших классов на уроках истории и обществознания по формированию социально-практических и правовых знаний и умений.
-
Крестьянский вопрос (XIX). Отмена крепостного права 2007
Изучение темы позволяет учащимся с помощью документов выявить сущность крестьянского вопроса эпохи Александра II, соотнести полученные данные с информацией, предлагаемой учебником, выявить противоречивый характер крестьянской реформы. Применение технологии развивающего обучения в 10-м классе позволяет ученику почувствовать себя историком, работающим в архиве и делающим новые открытия; участником исторических событий; критиком. Технология позволяет построить урок на принципе сотрудничества: учитель выступает в роли консультанта, а ученик имеет возможность проявить самостоятельность и в приобретении знаний, и в формировании собственных суждений.
-
Тема урока: "Советский Союз накануне войны" 2007
Урок посвящен рассмотрению основных событий внешней политики СССР накануне Второй мировой войны. Учащиеся знакомятся с деятельностью советской дипломатии в 1939 г., которая оказалась в сложной ситуации. Ни один из сценариев развития событий не внушал оптимизма. СССР стремился подписать военное соглашение с Англией и Францией на их условиях. На этом уроке учащиеся анализируют переговоры, опираясь на точки зрения историков отечественных и зарубежных. Учащиеся учатся делать сравнительный анализ, формулируют собственное мнение об этих переговорах.
-
Наука и познание в профессиональном образовании 2007
В работе изложены теоретические вопросы развития науки, даны объяснения ее как общественно-исторического феномена; показаны пути гуманизации науки, ее значение в развитии современного общества; рассмотрены вопросы построения гипотез и их последующего перехода в законы; исследован принцип единства законов природы.