Цели урока:
- провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий;
- развивать умение работать в группах;
- воспитывать коллективизм, терпимость, взаимопомощь.
Тип урока: урок контроля знаний.
Метод урока: групповая игра.
Оборудование урока:
- карты по истории России “Образование единого русского государства XIV – XV вв.”, “Россия в XVI в.”;
- портреты исторических личностей, московских правителей;
- карточки с заданиями “Тест”, “Блиц”, “Дальше…”, “Знай”, “Подумай”;
- звёздочки для поощрения правильных ответов учащихся;
- таблица ответов команд учащихся.
Ход урока
I. Условия игры.
Класс делится на 3 – 5 команд по 4 – 6 человек, в зависимости от количества учащихся. Команды выбирают капитанов, которые руководят игрой команды: выбором вопроса и ответом команды. Каждая команда выбирает вид вопроса с разным уровнем сложности и оценки в баллах.
Вопросы:
- “Тест” (1 балл);
- “Блиц” (отвечает каждый член команды, взяв предложенную ему карточку с написанным понятием, именем или датой и объясняя его; за каждый правильный ответ – 2 балла, при первой ошибке ответ прекращается);
- “Дальше…” (вопрос на перечисление, оценивается от 1 и более баллов, на обсуждение отводится 20 секунд);
- “Знай” (команде даётся 30 секунд на обсуждение, после которых один ученик отвечает; правильный ответ – 3 балла);
- “Подумай” (команде на обсуждение дается минута, правильный ответ – 5 баллов).
Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Если команда, которой был адресован вопрос, дала неправильный ответ, команды-соперницы имеют право ответить, о чём сообщают капитаны. На доске ведётся учёт набранных командами баллов. Учащимся, которые дали правильный ответ, вручаются звездочки, что позволит в конце урока поставить каждому оценку в соответствии с долей участия в уроке-игре. Команда-победительница получает право на повышение оценки её участников на один балл. За нарушение условий игры командам назначается штраф.
II. Вопросы для карточек “Тест”.
Команда, выбравшая “Тест”, предоставляет одному из участников выбрать карточку, прочитать вопрос с несколькими вариантами ответа, из которых только один правильный и дать ответ.
1. Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – XVI вв. выберите центральные органы:
а) приказы;
б) наместники;
в) волостели.
2. Как называется литературный памятник, посвящённый Куликовской битве?
а) “Повесть временных лет”;
б) “Задонщина”;
в) “Слово о полку Игореве”.
3. В честь какого события построен Собор Василия Блаженного?
а) победы на Куликовом поле;
б) освобождения от ига Золотой Орды;
в) взятия Казани.
4. Кого называли стрельцами?
а) княжеских управителей;
б) служилых людей, составлявших постоянное войско;
в) торговцев оружием.
5. Какая из книг первой была отпечатана в России Иваном Федоровым?
а) “Евангелие”;
б) “Апостол”;
в) “Азбука”.
6. Кто из названных пар исторических личностей были современниками?
а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;
б) Андрей Рублёв и Александр Невский;
в) Иван IV и Ермак Тимофеевич.
7. Дворянским войском, назначением воевод, других офицеров, военными действиями ведал при Иване IV:
а) Ямской приказ;
б) Разрядный приказ;
в) Посольский приказ.
8. Первый единый свод законов Московского государства был принят в:
а) 1497 г.;
б) 1550 г.;
в) 1410 г.
9. Какой из памятников русской архитектуры был создан в XVI веке?
а) Покровский собор на Рву;
б) церковь Покрова на Нерли;
в) Софийский собор в Новгороде.
10. Пожилое – это:
а) плата крестьян за двор;
б) деньги на содержание наместника или воеводы;
в) плата за место в Боярской думе.
11. Впервые понятие (название) Россия появилось в летописи при:
а) Иване IV Грозном;
б) Дмитрии Донском;
в) Иване III Васильевиче.
12. Этот литературный труд воплотил в себе социально-нравственные идеалы русского общества XVI в. и жёстко регламентировал семейную жизнь. Он назывался:
а) “Четьи Минеи”;
б) “Домострой”;
в) “История государя Московского”.
13. Елена Глинская:
а) проводила политику укрепления государства;
б) поддерживала местничество;
в) стремилась принять новый титул правителя.
14. Кому принадлежат слова: “Все – холопы государевы, мы вольны казнить и миловать каждого”?
а) Ивану III;
б) Василию III;
в) Ивану IV;
г) Борису Годунову.
15. Челобитную избу (приказ), учрежденную в 1549 г., возглавил:
а) А. Ф. Адашев;
б) Борис Годунов;
в) А. М. Курбский;
г) Малюта Скуратов.
16. К концу правления Ивана IV Россия:
а) стала процветающей в экономическом отношении страной;
б) приобрела значительный международный авторитет и имела много союзников;
в) оказалась в состоянии затяжного кризиса, вызванного опричниной и поражением в Ливонской войне;
г) вошла в состав Речи Посполитой.
17. “Заповедные лета” - это:
а) запрет боярам со своими вотчинами входить в опричнину;
б) запрет крестьянам выходить в Юрьев день от своих старых хозяев;
в) запрет русским колонистам селиться за Уральскими горами;
г) запрет дворянам покупать вотчины.
18. Стоглав – это:
а) собор, у которого было сто куполов;
б) собрание из ста человек;
в) документ, принятый церковным Собором 1551 г.;
г) орган, в который входило сто иерархов церкви.
19. Самая мелкая монета в Российском государстве:
а) полушка;
б) копейка;
в) деньга;
г) алтын;
20. Основной военный налог в России в XVI в.:
а) большая соха;
б) стрелецкие деньги;
в) кабацкие деньги;
г) ямские деньги.
III. Задания для карточек “Блиц”.
Каждому члену команды, выбравшей “Блиц”, даётся карточка с понятием, именем или датой. Каждый участник должен объяснить понятие, дать краткую характеристику личности или назвать событие, которое оказалось у него на карточке. Ответ прерывается при первой ошибке и команды-соперницы имеют возможность закончить ответ.
Варианты карточек.
Понятия: митрополит, уезд, Судебник, уния, кормление, улус, заповедные годы, Земский собор, засечная черта, приказы, местничество, помещик, Боярская дума, патриарх, кремль, царь, миниатюра, ярлык, опричнина, волость, урочные лета, пожилое, шатровый стиль, Юрьев день, Избранная рада.
Имена: Малюта Скуратов, Андрей Рублёв, Ермак, Афанасий Никитин, Василий Тёмный, Иван Фёдоров, Сильвестр, Андрей Курбский, Мария Темрюковна, Ахмат.
Даты: 1380, 1410, 1471, 1480, 1497, 1462 – 1505, 1547, 1552, 1558 – 1583, 1564.
IV. Задания для карточек “Дальше…”.
Команда, выбравшая задание “Дальше…”, через 20 секунд обсуждения представляет одному ученику дать ответ. Ответ прекращается при первой ошибке. Команды-соперницы могут продолжить ответ. Количество баллов, набранных командой, зависит от количества перечисленных понятий.
Варианты карточек.
- Перечислите приказы в России в XIV – XVI вв.
- Перечислите прозвища правителей Московского княжества и России в XIV – XVI вв.
- Назовите памятники архитектуры XIV – XVI вв.
- Назовите выдающихся русских иконописцев и архитекторов XV – XVI вв.
- Назовите земли, вошедшие в состав России в конце XV – XVI вв.
- Перечислите Московских правителей XIV – XVI вв. в хронологическом порядке.
- Перечислите социальные группы России в XV – XVI вв.
- Перечислите членов Избранной рады.
- Перечислите реформы Ивана IV.
- Перечислите основные этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.
V. Вопросы для карточек “Знай”.
Команда, выбравшая вопрос “Знай”, имеет право обсудить его в течение 30 секунд, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.
- Каковы были причины упадка хозяйства России во второй половине XVI в.?
- К какому времени завершилось образование единого Российского государства?
- Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?
- Что нового появилось в каменном зодчестве России конца XV – XVI вв.?
- Объясните, с какого времени можно говорить о России как о сословно-представительной монархии?
- Кто первым из московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды?
- Объясните, в чём главное содержание политики Ивана III?
- Кто построил в Москве и в честь какого события Покровский собор Рву?
- Кто по преданию благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу?
- Назовите основного соперника Москвы в объединении русских земель.
- В чём причины феодальной войны на Руси во второй четверти XV в.?
- Как было свергнуто ордынское иго?
- В каких условиях формировалась личность Ивана IV?
- На ком и почему прервалась династия Ивана Калиты?
- Каковы причины и результаты Ливонской войны?
- После каких событий Новгород окончательно вошёл в состав московских владений?
- Когда в России учреждено патриаршество? Какое значение это имело для России?
- Что такое “заповедные” и “урочные” лета? Когда и как они были введены?
- Где и когда происходило венчание на царство Ивана IV?
- В чём историческое значение объединения русских земель вокруг Москвы?
VI. Вопросы для карточек “Подумай”.
Команда, выбравшая вопрос “Подумай”, имеет право обсудить его в течение минуты, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.
1. “Бяше дороден, чреват вельми, власами, брадою чёрн, взором же дивен… Не бе бо книжен зело, но книги духовные в сердце своём имяше…”, - писал летописец. Таким он и остался в памяти потомков, победитель хана Золотой Орды, благословлённый на ратное дело святым Сергием. Кто он? (Дмитрий Донской)
2. Известно, что дуб – прочный материал, лиственница и сосна устойчивы к влаге, долго не гниют, осина держит влагу, набухая и не пропуская её. Ряд пород деревьев дают красивый узор в разрезе. Как вы полагаете, какие породы деревьев использовались на Руси для строительства потолков, крыш, полов и стен? (Стены возводили из дуба, полы выстилали лиственницей, осину использовали для строительства крыш и потолков, клен, березу, липу для украшения постройки)
3. В храме во время воскресной службы глава церкви стал укорять главу государства: теперь “на Руси нет милосердия для невинных и праведных…! И бог взыщет с царя за “невинную кровь”! Тот отвечал: “Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами и с моим царством. Теперь вот узнаете меня!”. Кто эти личности и как сложилась их судьба? (Иван Грозный и митрополит Филипп)
4. О каких событиях русской истории поэт К. Случевский написал строки?
И новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Сияет копий лес колючий,
Повозку царскую везут,
За нею колокол певучий
На жердях гнущихся несут.Холмы и топи! Глушь лесная!
И тут размыло… Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить!
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор.
И колокольчики отлили
И отливают до сих пор.
(Легенда об уничтожении новгородского вечевого колокола – символа самостоятельности Новгорода)
5. В молодости он зарекомендовал себя храбрым и удачливым воеводой, видным государственным деятелем, но несколько неудач привели его к опале. Став изменником, он писал письма царю и мемуары. Кто он? (Андрей Курбский)
6. Прочтите описание двора знатного человека: “Хоромный состав такого двора заключался в нескольких горницах с комнатами, разделёнными сенями. Горницы стояли на жилых подклетях, то есть на нижнем служебном этаже; через сени же стояли повалуши – жилые высокие башни в три яруса. В богатом дворе строился третий ярус – чердаки и терема. Хоромы всегда стояли в глубине двора, огороженного забором. Во двор вели одни или двое ворот, передние с приезда и задние с поля. Кроме хором во дворе помещались разные служебные и обиходные избы и клети, конюшни и скотные дворы. Тут же житница осиновая, крытые соломой баня осиновая, погреб дубовый, поварня. Со стороны двора, ближе к хоромам, всегда раскидывался сад, обыкновенно плодовый, огороженный забором или плетнём. У ворот всегда строилась сторожевая изба.”
Почему на Руси и князья, и бояре, и дворяне, строили трёхъярусные жилища? Как вы полагаете, куда выходили передние окна?
7. Один из первых помощников Ивана Грозного, выходец из костромского дворянского рода. Возглавлял Челобитную избу, обладал блестящими способностями, талантом государственного деятеля. Кто он?(Алексей Адашев)
8. Он являлся далёким потомком Джучихана, сына Чингисхана. Узнав о поражении Мамая в Куликовской битве, с помощью эмира Самарканда Тимура вернулся в Золотую Орду и занял трон. Однако потом вёл многолетнюю войну с Тимуром, стремясь подчинить его своей власти. В решающей битве на реке Терек в 1395 г. был разбит и бежал. Назовите этого хана Золотой Орды, совершившего поход на русские земли в 1382 году и разорившего Москву? (хан Тохтамыш)
9. Почему русская изба часто называлась курной? Чем объясняется долговечность курных изб (многие из них сохранялись столетиями)? (Топили по-черному, дым выходил через дверь и окна, продымленные жилища меньше подвергались воздействию грибков, бактерий, насекомых)
10. Этот князь умер в тюрьме страдальческой смертью. Перед погребением тюремщикам пришлось замаскировать следы железных оков на теле умершего. Похоронили его в семейной усыпальнице московских князей – Архангельском соборе, но в той его части, где покоились опальные князья, рядом с братом Юрием, погибшим в той же тюрьме. Как звали этого московского князя, жившего в XVI веке? (Владимир Старицкий)
VII. Подведение итогов урока.
Анализ игры, знаний учащихся, характерные ошибки, определение победившей команды, выставление оценок, рефлексия.