Цели урока:
1. Образовательные:
закрепить образные представления о Древней Индии;
дать характеристику кастовому строю в Индии;
подвести детей к пониманию, почему возникло деление людей на касты и в каких условиях оно формировалось;
познакомиться с важнейшими достижениями культуры Индии;
2. Развивающие:
работать над развитием устной речи;
развивать навыки работы с исторической картой, умение сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы;
применять свои знания для решения проблемных задач;
развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения;
3. Воспитательные:
продолжить формирование интереса к истории;
воспитывать уважение к традициям и культуре народов Индии;
способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия: касты, буддизм, брахман.
Оборудование: карта, картосхема, ребусы, аппликация, шахматы, карточки с названием каст, задания.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы общения.
2. Проверка домашнего задания.
3. Объяснение нового материала.
Касты в Древней Индии.
Периоды жизни брахмана.
Касты воинов, земледельцев, слуг. Неприкасаемые.
Почему возникло деление людей на касты.
Отношение к кастам в Индии в наше время.
4. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему новых знаний.
5. Продолжение знакомства с новым материалом.
Буддизм.
Важнейшие достижения культуры древних индийцев:
шахматы;
цифры.
6. Итог урока. Оценка знаний.
7. Домашнее задание: § 21. Творческое задание (нарисовать рисунок).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Средства |
Деятельность учеников |
I. Организационный момент |
Создать благоприятный климат |
Речь учителя |
Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность |
II. Проверка изученного материала |
На прошлом уроке мы начали знакомство с чудесной страной. Какой? Давайте вспомним, что мы уже знаем об Индии.
Учитель подводит итог работы: “Поднимите руки, кто сделал всё правильно, у кого одна ошибка, две ошибки…”
|
Карта
Картосхема, ребусы
Речь учащихся
Ребус Карточка № 1 |
Показать умение работать с картой
На картосхемах отметить названия рек и гор Индии. Взаимопроверка (работа в парах). Совместная проверка (отгадывание ребусов, запись полученных географических названий на картосхеме у доски: Инд, Ганг, Гималаи)
Устные ответы
Отгадывание ребуса. Устный ответ Обсуждение задания в группах. Дети показывают умение творчески мыслить |
III. Мотивационно- целевой этап |
Сегодня мы продолжим путешествие в Древнюю Индию. Посмотрите, как называется тема урока. Я хотела, чтобы вы подумали и задали мне те вопросы, на которые хотели бы получить ответ (учитель записывает вопросы на доске) |
Проблемные вопросы, записанные на доске |
Учащиеся самостоятельно формулируют интересующие их вопросы |
IV. Изучение нового материала 1. Касты в Древней Индии |
В тетради записываем тему урока
Итак, что же такое касты? Открываем
учебники на с. 98. Находим определение и
записываем его в тетрадь. Для этого возьмите карточку № 2.
Прочтите самостоятельно и карандашом выделите в
тексте все касты, на которые было разделено
индийское общество.
Индийцы считали, что люди разных каст также отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или воином. Ведь у коровы, например, не может родиться поросёнок. У людей разных каст всё должно быть разное – и дом, и еда, и одежда. У каждой касты свой цвет одежды: брахманы – белый, воины – красный, земледельцы – жёлтый, слуги – чёрный (рядом с названием касты крепится карточка соответствующего цвета) |
Работа с тетрадью, учебником
Карточка № 2 (Приложение Аппликация на доске, карточки с названием каст
Речь учителя. |
Учащиеся показывают умение работать с учебником. Словарная работа со словом “касты”
Самостоятельная работа
Один ученик у доски крепит аппликации соответственно тексту карточки № 2
Восприятие и осмысление новой информации |
2. Периоды жизни брахмана |
Как вы думаете, ребята, какая каста была самая почитаемая в Индии? Почему? Да, именно брахманы являлись, по мнению древних индийцев, посредниками между богом и людьми. Именно они могли от имени людей принести жертву богам. Для этого их приглашали в каждый дом. Чтобы узнать, как жили брахманы, откройте учебник на с. 99, пункт 3 и прочтите его. |
Речь учителя. |
Чтение пункта 3 вслух |
3. Касты воинов, земледельцев, слуг. Неприкасаемые |
Краткий рассказ учителя о
других кастах. |
Речь учителя |
Восприятие и осмысление новой информации |
4. Почему возникло деление людей на касты |
Ребята, как вы думаете, зачем нужны были касты? |
Беседа |
Дети показывают умение творчески мыслить. Устные ответы |
5. Отношение к кастам в наши дни |
Краткое сообщение учителя |
Речь учителя |
Восприятие и осмысление новой информации |
V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний |
Ребята, чтобы вспомнить
некоторые понятия, касающиеся Индии, давайте
заполним кроссворд. |
Кроссворд на доске |
Отвечают на вопросы, заполняя кроссворд |
VI. Продолж-ение изучения нового материала 1. Буддизм |
Будда – основатель религии буддизма. Он не придавал большого значения кастовым различиям, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение. При подготовке домашнего задания прочтите легенду о Будде (учебник, с. 98 – 99). Буддизм распространился по всему миру. И до сих пор во многих странах живут последователи Будды. Есть они и в России. Особенно много последователей Будды среди калмыков |
В целях вызвать интерес, используется дополнительный материал |
Восприятие и осмысление новой информации |
2. Важнейшие достижения культуры древних индийцев. а) шахматы |
А вы знаете, ребята, что Президент Калмыкии К. Илюмжинов очень увлекается игрой, которая называется шахматы. Какое же отношение шахматы имеют к Индии? Именно в Древней Индии придумали эту игру. Посмотрите, ребята, каждая фигура в этой игре имеет строго определённое место на игровом поле. Почему? Потому что в этой игре воплотилось боевое построение индийской армии, состоящей из четырёх частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Именно так выглядела индийская армия. Впереди пехота – пешки. Во второй линии, в центре, находились царь и царский советник ферзь. Рядом слоны, на флангах конница. Замыкали построение колесницы. Кто из вас умеет играть в шахматы? Я вам советую научиться играть в эту замечательную игру. Она не только интересна, но и тренирует математические способности |
Шахматы |
Восприятие и осмысление новой информации. Для усвоения нового материала опираются на ранее изученный материал, на известные факты |
б) цифры |
А уж если мы заговорили о
математике, давайте вернёмся в Древнюю Индию.
Крупнейшим достижением индийцев было создание
цифр и системы счёта, которыми сейчас пользуются
в большинстве стран мира, в том числе и мы с вами.
В чём же преимущество индийской системы счёта?
Посмотрите, вот я записала число 606
древнеегипетскими знаками, а вот как написали бы
это число древние индийцы. |
Карточки с записанным числом 606 |
Восприятие и осмысление
новой информации. |
VII. Итог урока. Оценка знаний |
Ребята, посмотрите ещё раз на тему урока и на задачи урока, которые мы перед собой ставили |
Проблемные вопросы, записанные на доске |
Учащиеся самостоятельно подводят итог урока по вопросам, записанным на доске |
VIII. Домашнее задание |
Понравилось вам путешествие в Древнюю Индию? Представьте, что вы древние индийцы. Что бы вы нарисовали о своей стране, чтобы больше о ней рассказать? Нарисуйте и из ваших рисунков мы сделаем альбом о Древней Индии. § 21. |
Записывают домашнее задание |