ЦЕЛИ:
- образовательная: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим;
- развивающая: развивать умения учащихся классифицировать, анализировать источники, рассуждать, отвечать на проблемные вопросы;
- воспитательная: продолжать развивать умения работать в группах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: “промышленный переворот”, “капитализм”, “феодально-крепостническая система”.
Оборудование: мультимедийный проектор, схемы на доске, исторические источники.
Ход урока
1. Оргмомент
а) приветственное слово учителя, эмоциональный настрой на урок.
2. Изучение новой темы.
1. Противоречия хозяйственного развития.
Вступительное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем изучать историю России XIX века. А начну я урок с чтения отрывка из известного вам стихотворения, написанного Н. А. Некрасовым. А ваша задача, определить, какой период истории России описывает автор.
Совершенно верно. Это поэма называется “Железная дорога”. К какому периоду развития России относится строительство первой железной дороги? Итак, тема нашего урока, которую вы определили сами, “Социально-экономическое развитие России в 20-50-е годы”. Запишите тему урока в тетрадь. И сегодня на уроке мы определим особенности развития России данного периода.
На протяжении всего урока мы будем работать с понятиями “капиталистический строй” и “феодально-крепостнический строй”. Давайте вспомним:
- Какой строй мы называем капиталистическим? Каковы его характерные черты?
- Чем капитализм отличается от феодализма, почему он является более прогрессивным строем?
Объяснение учителя.
- Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического. Сам факт развития капитализма в России свидетельствовал о кризисе феодально-крепостнической системы. Давайте рассмотрим основные черты кризиса феодально-крепостнической системы. Обратите внимание на доску. Историки определяют 3 черты.
Сейчас мы будем работать в группах. Каждой группе предлагаются карточки. Необходимо выбрать характеристики одной из предложенных черт.
После выполнения задания в группах, представители каждой выполняют эту работу у доски.
Проверка задания.
Должна получиться следующая схема.
Совершенно верно.
Итак, ребята, чем же характеризуется кризис феодально-крепостнической системы?
Вывод: феодально-крепостническая система переживала кризис. Это проявилось в разорении многих помещичьих хозяйств, крепостных мануфактур. Кроме этого, крепостнические порядки мешали развитию капитализма в России, т. к. не хватало наемных рабочих, низкие доходы помещичьих и крестьянских хозяйств – затрудняли развитие рынка сбыта товаров. Запишите в тетрадь первую особенность развития России в данный период.
Учитель: Однако эти явления вовсе не означали экономического упадка или развала экономики страны. Наоборот, 30-50-ые годы были временем развития и промышленности, и сельского хозяйства. В это время в России начинается промышленный переворот. Это вторая особенность социально-экономического развития России. Учащиеся записывают ее в тетрадь.
2. Начало промышленного переворота.
Беседа с классом.
Ребята, вспомните, какой процесс называют промышленным переворотом?
Промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактурной промышленности к фабрично-заводскому производству, т. е. замена ручного труда машинным.
Учитель: А сейчас на конкретных примерах рассмотрим особенности развития промышленного переворота.
В ходе нашей работы вы заполняете в тетрадях таблицу.
Новые явления в экономике | Что мешало развитию экономики |
Сейчас мы продолжим работу в группах. Вы будете работать с историческими источниками.
1 группа будет рассматривать развитие промышленности.
2 группа будет заниматься тем вопросом, с которого мы начали наш урок - с возникновения железных дорог.
3 группа будет анализировать источники, связанные с развитием сельского хозяйства.
3. Развитие промышленности.
Проверка выполненных заданий учащихся сопровождается комментариями учителя.
Учитель: К концу царствования Николая I в России значительно увеличилась численность промышленных предприятий.
Итак, первая группа, мы предоставляем вам слово. Ребята, вы не забывайте записывать черты в таблицу.
Задание: проанализируйте фрагмент первого и второго документов и ответьте на вопрос “Как с годами изменяется число фабрик и численность фабрично-заводских рабочих”, сделайте соответствующий вывод. .
Годы | Число всех фабрик | Рабочих |
1804 | 2423 | 95 202 |
1814 | 3731 | 169 530 |
1825 | 5261 | 210 567 |
1832 | 5656 | 272 490 |
1842 | 6930 | 455 827 |
1850 | 9843 | 517 679 |
1855 | 14. 367 | Более 800 000 |
(Семенов А. В. Изучение исторических сведений о российской внешней торговле и промышленности с половины 17 столетия по 1858 год. – Спб, Ч. 3).
Рост численности фабрично-заводских рабочих
Годы | Вольнонаемных | Посессионных | ||
в тыс. | в % | в тыс. | в % | |
1767 | 17,8 | 39,2 | 21,9 | 48,1 |
1799 | 33,8 | 41,1 | 33,5 | 41,0 |
1804 | 45,6 | 47,9 | 30,2 | 31,7 |
1815 | 95,4 | 55,2 | 29,7 | 17,2 |
1825 | 114,5 | 54,4 | 29,4 | 14,0 |
1860 | 493,7 | 87,3 | 11,9 | 2,1 |
(Очерки экономической истории России первой половины 19 века. Сб. статей / Под. ред. М. К. Рожковой. М. , 1959 г)
Вывод: исходя из данных таблиц видно, что по сравнению с 1804 годом количество фабрик и заводов возросло в 6 раз, причем резкий скачок произошел в период с 1832 по 1942 и 1842 по 1855 гг. Следовательно, увеличивается численность рабочих, занятых на производстве. Изменяется соотношение вольнонаемных и посессионных рабочих. Резко увеличивается численность вольнонаемных рабочих в период с 1825 года, и в это же время сокращается количество посессионных.
Учитель: С середины 30-х гг. началось железнодорожное строительство. Почему возник вопрос о строительстве железных дорог? Работа с источником.
Почему возник вопрос о железных дорогах?
Не случайно управляющий Санкт-Петербургской конторой Павел Данилович Данилов так живо заинтересовался затеей Черепановых. Иные времена наступили на белом свете! В минувшем XVIII веке Россия по выплавке чугуна занимала первое место в мире. Но сейчас, в 19 столетии, произошли огромные изменения. Англия значительно опередила нашу страну. Меркла слава знаменитого демидовского железа с клеймом “Старый соболь”. Что же случилось за эти годы? Урал ведь не оскудел рудами, леса для пожога угля – необозримый океан, и не перевелись на далеком Каменном Поясе золотые руки, умеющие плавить чугун!. . А между тем техническая отсталость и каторжные условия крепостного труда губительно отразились на развитии уральской промышленности. Кроме того, первобытные топкие грунтовые дороги стали большой помехой в торговле. Из-за дороговизны и медленности перевозок на все хозяйственные предметы неимоверно выросли цены. На Урале пуд железа стоил на заводе 89 копеек, а поставленный в Нижний Новгород на Макарьевскую ярмарку, продавался по рублю две копейки…Вот почему на западе нашего государства крестьянские савраски редко подковывались: не под силу было обедневшему русскому мужику приобрести дорогостоившую подкову. Колеса у телег не обтягивались железными шинами, оси ставились деревянные. Еще разительнее росли цены на хлеб. В Саратове рожь стоила около рубля, а в Прибалтике цена ее поднималась выше четырех рублей.
Доставка продуктов баржами по водному пути тоже не обеспечивала потребности страны. Перевозки товаров в столицу по Волге тянулись две навигации. Обычно караваны барок отстаивались в Рыбинске или Твери, а весной следовали дальше. Купцам это было невыгодно: ждущий полгода новой навигации груз лежал мертвым капиталом.
… В газетах и журналах запестрели статьи о паровых перевозках. Противниками железных дорог выступали министры, помещики и даже главноуправляющий путями сообщения Толь. Он заявлял, что “в России быстрая и срочная доставка по большей части не нужна”.
Многое из того, что происходило, демидовский управитель Данилов не понимал. Но одно ему было ясно: постройка железных дорог потребует огромного количества железа. А где его брать, как не на Урале? На то и существуют демидовские заводы, чтобы поставлять железо! Поэтому Данилов так охотно одобрил планы Черепановых.
Федоров Е. Черепановы // Федоров Е. Избранное.
Л. , 1958. Т. 1.
Вопросы: Как вы оцениваете необходимость строительства в России железных дорог? Кто, по-вашему, мог быть противником их строительства?
Проверка задания.
Учитель: 10 октября 1837 года состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. Поезд на паровой тяге прошел расстояние от Петербурга до Царского Села за 35 минут. Первое время на паровой тяге поезда ходили лишь по праздникам, а в остальные дни – на конной. С 4 апреля 1838 года движение до Царского Села стало исключительно паровым. На дороге работали шесть паровозов, купленных за границей. Каждый из них имел свое название: "Проворный", "Стрела", "Богатырь", "Слон", "Орел", "Лев". 22 мая 1838 года открылось движение на железнодорожной ветке Петербург-Павловск. А в 1851 году была открыта Николаевская железная дорога, соединившая Петербург с Москвой. Однако по-прежнему отдаленные районы страны с центром связывали водные пути.
И все же, начало промышленного переворота еще не смогло привести к преодолению технико-экономического отставания России от ряда стран Западной Европы, возникшего в конце XVIII – начале XX века.
4. Сельское хозяйство.
Крестьянский, или иначе аграрный, вопрос – это главный, всегда животрепещущий вопрос российской действительности. При Николае I земля в основной своей массе по-прежнему не является собственностью крестьян, работающих на ней. Известный русский историк В. О. Ключевский в одной из статей приводит данные VIII ревизии, произведенной в 1836 году. Согласно этим данным население России составляло около 52 млн. чел. Сельское население по-прежнему преобладало численностью над остальными, а именно в составе его считалось до 25 млн. крепостных крестьян, принадлежавших или дворянам, или некоторым благотворительным или учебным заведениям, или частным фабрикам и заводам; крестьян государственных с удельными (дворцовыми) считалось 17 млн. чел.
На все остальные классы, следовательно, приходилось миллионов 9 – 10.
Так как всюду господствовал крепостной принцип, то и казенные крестьяне относились к дворянским исправникам или коронным чиновникам почти так же, как крепостные крестьяне к своему господину. Крепостные крестьяне продолжают оставаться предметом купли-продажи. Крестьяне боролись с этой несправедливостью, как могли.
Работа с документами.
Вопрос: О чем говорит динамика крестьянского движения в России в I-ой половине XIX века? (Волна протеста все нарастала и грозила захлестнуть всю страну).
Учитель: Николай I осознавал необходимость разрешения крестьянского вопроса для предотвращения революционного взрыва, создал более десяти секретных комитетов, которые пытались решить проблему, не затрагивая основ крепостничества.
Так 2 апреля 1842 года Николаем I был издан указ об “обязанных крестьянах”, разработанный Павлом Дмитриевичем Киселевым.
Работа с документом.
Указ об обязанных крестьянах. 1842 г.
Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо … предоставить тем помещикам, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежавшие им полное право вотчинной собственностью на землю, со всеми ее угодьями и богатствами…, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности…:
- повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, обрабатыванием помещичьей земли или другою работою.
- В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.
Вопрос: Чьи интересы выражал этот указ? Что получали крестьяне согласно этому указу? Как вы думаете, много ли помещиков воспользовались этим указом, освобождая крестьян из крепостной неволи?
Учитель: До реформы 1861 года было освобождено лишь немногим более 27 тыс. крестьян. Но повсеместного развития использование труда вольнонаемных людей не получили. Одна из причин – нехватка свободных рабочих рук. Большинство помещиков вело свое хозяйство по старинке. Единственным средством повышения доходов они считали увеличение оброка и барщины. А это вело к разорению все новых крестьянских хозяйств, и в свою очередь вело к разорению помещичьих хозяйств.
Однако развитие товарно-денежных отношений неуклонно вело к повышению побудительных причин для развития крестьянского производства. В деревне происходит расслоение крестьянства. Наряду с бедняками, появляется слой “капиталистых” крестьян – крестьян, имевших капитал и занимающихся предпринимательством. Они занимались торговлей, вкладывали деньги в производство, занимались ростовщичеством ()предоставляли деньги в долг с взиманием с должника процентов с предоставленной суммы). Многие из богатых крестьян выкупались на свободу. Яркими примерами могут служить предпринимательские династии Морозовых, Гарелиных и др.
5. Итоги социально-экономического развития.
Учитель: Для того чтобы подвести итоги социально-экономического развития России, необходимо обратиться к таблице, которую вы самостоятельно заполняли в ходе работы на уроке. Что вы можете сказать об экономическом развитии страны? Каких черт в экономике России данного периода больше: положительных или отрицательных?
Вывод: К середине 50-ых годов промышленность России развивалась достаточно быстрыми темпами, активнее внедрялись технические новшества, развивалась торговля. Однако сельское хозяйство заметно отставало от промышленности в силу господства крепостничества. Отражением кризиса отжившей системы был всплеск стихийного протеста крестьян. Все успехи и положительные показатели в экономике страны отражали не устойчивость существующей системы, а ее упадок. Жизнь настоятельно требовала отмены крепостного права.
Домашнее задание: параграф 11, самостоятельно изучить вопросы: финансы, торговля.
Подведение итогов урока.
Рефлексия. Учащимся предлагается положить на стол учителя кружочки белого или синего цвета, характеризующие эмоциональное состояние учащихся в течение урока.