История и обществознание
-
Урок обобщающего повторения в 5-м классе по теме: "Западная Азия в древности" с игровыми моментами 2007
Данный урок обобщающего повторения проводится в форме командной интеллектуальной игры-викторины. Благодаря нестандартности такой формы урока, вызванному им эмоционально-игровому состоянию и привлечению всех без исключения учащихся к плодотворной работе удается привлечь активное внимание к изучению истории, наглядно показать необходимость глубоких, прочных знаний и самообразования.
-
Конкурс "Ратная слава Отечества" 2007
Вашему вниманию предлагается конкурс " Ратная слава Отечества" для учащихся 10–11-х военно-юридических классов. Цель урока: проверка знаний и умений учащихся по военной истории России IX–XIX веков, расширение кругозора в исторической области, развитие их творческих способностей и, конечно же, воспитание любви к нашему Отечеству, богатому примерами героизма и мужества наших соотечественников.
-
Урок обществознания в 10-м классе на тему: "Сохранение и распространение духовных ценностей" 2007
Урок обществознания для 10-го класса на тему "Сохранение и распространение духовных ценностей", являясь итоговым в изучении темы, определяет различные виды деятельности в духовной сфере. Урок построен в виде активного семинара. Его особенностью является творческая работа в группах по составлению проекта выступления. Цель работы: формирование устойчивого интереса к самостоятельному поиску и анализу обществоведческих проблем.
-
"Поклонимся за тот великий бой…" (устный журнал к 65-летию Московской битвы) 2007
Цели и задачи: наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве в 1941 году, показать на конкретных фактах героизм и мужество защитников города; способствовать формированию уважения к историческому прошлому страны и её народа; воспитывать у школьников чувство уважения к старшему поколению.
-
Интегрированное занятие кружка по истории и литературы "Волшебный зоопарк" для учащихся 5-го класса на тему: "Единорог – чудесный зверь" (образ единорога в культуре народов мира) 2007
Занятие интегрированного кружка в 5-м классе даёт представление об образе единорога в культуре народов мира, развивает монологическую речь, творческие способности, аналитическое мышление, умение работать в группах.
-
Урок – ролевая игра по теме: "Выборы в I Государственную думу" 2007
Опыт преподавания свидетельствует, что материал по программам и деятельности различных политических партий всегда вызывает у учащихся трудности. Данный урок способствует углублению, коррекции и актуализации знаний старшеклассников по материалу темы "Революция 1905–1907 годов", а также получению навыка публичных выступлений и способности к диалогу.
-
Урок по истории Древнего мира на тему: "Боги Древнего Олимпа". 5-й класс 2007
Использование сюжетно-ролевых игр на уроках истории позволяет комплексно решать все задачи образовательного процесса, сохраняя высокую степень мотивации обучения, развивая познавательный интерес школьников. В данной работе представлены материалы урока для 5-го класса "Религия Древней Греции" (урок-беседа с элементами театрализованного представления).
-
Предпосылки и подготовка реформы 1861 года 2007
Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России: она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ. Крестьянская реформа 1861 года всегда привлекала внимание исследователей, занимала важное место в школьном курсе Отечественной истории. Вопросы, связанные с реформой, мы разберем на нескольких уроках. А сегодня мы постараемся выяснить предпосылки отмены крепостного права на основе пройденного материала и анализа документов.
-
Разработка урока по теме: "Начало освоения черноморскими казаками кубанских земель" 2007
В статье дана разработка краеведческого урока по теме «Начало освоения черноморскими казаками кубанских земель». На уроке применяются следующие активные и интерактивные методы обучения: работа в малых группах, работа с документами, метод критического мышления, метод погружения. Урок нацелен на патриотическое воспитание учащихся.
-
Тема урока: "Человек и культура" 2007
Урок по теме «Человек и культура» проводится по программе обществознания в 9-м классе. Данный урок можно провести по истории перед темой «Культура XVIII века» в целях повышения мотивации и лучшего усвоения материала. Урок в форме работы в группах позволяет изучить больший по объему материал, глубоко усвоить понятие «культура» и ее значение в жизни человека. Урок способствует развитию коммуникативных навыков, а также способностей совместного учебного труда.
-
Открытие человека (писатели-гуманисты эпохи Возрождения) 2007
"Открытие человека" - это заключительный, третий урок по теме "Эпоха Возрождения" по истории в 7-м классе. Урок требует тщательной предварительной подготовки от учителя и учеников, эмоциональности и актерского мастерства от учителя в ходе проведения урока.
-
Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Великой Отечественной войне 1941–1945 годов посвящается. Блокада Ленинграда" (сценарий выступления лекторской группы) 2007
К сожалению, сегодня подросткам мало знать, что они родились в великой стране, – важнее видеть и постоянно это ощущать. Информационно насыщенное выступление о подвиге Ленинграда никого не оставит равнодушным, будет способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам.
-
Урок математики в 6-м классе по теме: "Сложение отрицательных чисел" 2007
Урок по математике для 6-го класса. При подготовке и проведении урока использовались сообщения и творческие работы учащихся, выполнявшиеся в течение I полугодия под руководством учителя истории. Творческие задания посвящены периоду Великой Отечественной войны. Тип урока – комбинированный. Задания на этом уроке не совсем обычные: они посвящены 60-летию Великой Победы.
-
Урок-тренинг по теме: "Человек мира, человек истории" 2007
Данный урок может быть представлен завершающим в серии встреч, посвященных эпохе Возрождения. Он может быть проведён в рамках курса обществознания для учащихся 10–11-х классов. Урок проводится в форме тренинга, где работа является своеобразным собиранием опыта учащихся, когда ученики имеют возможность не только высказаться, но и сделать собственные выводы на основе высказываний других.
-
Литературно-историческая игра: "За семью печатями". 9-й класс 2007
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии.
-
В защиту Петра Великого (урок-исследование в 7-м классе) 2007
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его.
-
Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс 2007
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий.
-
Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы" 2007
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
-
Тема урока: "Казахстан – правовое государство" 2007
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
-
Тема урока: "Внешняя политика России. Русско-японская война" 2007
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как практическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления.
-
Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между командами учеников 2007
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя командами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
-
Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны" 2007
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы.
-
Письменность и наука Древнего Египта: "Музей египетских древностей" 2007
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры.
-
Тема урока: "Борьба Руси с западными завоевателями" 2007
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на практике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях.
-
Тема урока: "Государственная Дума начала ХХ века" 2007
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
-
Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества" 2007
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения.
-
Реализация интеграционных проектов в практической деятельности учителя 2007
Предлагается методика использования интеграции физики с предметами естественнонаучного цикла в рамах традиционных технологий, то есть в урочное и внеурочное время, с помощью специально подобранных практических и экспериментальных задач, качественных и количественных примеров, методических и учебных пособий. Великий Леонардо да Винчи говорил: "Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться".
-
Февральская революция на фоне традиций 2007
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о характере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
-
Исторический аукцион "Откуда есть пошла земля Русская…". 7-й класс 2007
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
-
Опыт проведения интегрированного урока: естествознание + химия + биология – французский язык по теме: "Французский химик с русской фамилией" 2007
Представлена разработка интегрированного урока. В ходе данного урока решаются следующие задачи: формируется представление об истории становления биохимической науки и практическом применении знаний о витаминах в период блокады Ленинграда; развивается чувство патриотизма; развиваются коммуникативные умения на французском языке; формируются целостные знания учащихся об объекте изучения на основе интеграции естественнонаучных и гуманитарных методов познания окружающего мира.