Повторение и обобщение изученного материала по истории Древнего Египта и Междуречья
Урок игра “Умники и умницы”
Цель урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Египта и Междуречья
- Развить умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы.
- Воспитание культуры общения, умений выслушивать мнение других.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: урок игра .
Оснащение урока: карты “Древний Египет ” и “Древнее Междуречье ”, плакат с кроссвордом, атлас по древнейшей истории, учебник “История Древнего мира”, авторы А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, бланки с заданиям и для ответов, игровые дорожки, медали для участников.
Действующие лица
- Cудья, жюри (несколько самых подготовленных учеников класса )
- Учащиеся 5 класса
- Dедущий (учитель)
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Перед уроком учащиеся, заранее предупрежденные, рассаживаются в классе, получают листочки для ответов и задания, по ходу выполнения которых будут выявлены три участника игры. Участниками игры становятся те, кто набрал больше орденов. Оценивает игру, проверяет работы участников жюри.
II. Проведение урока игры
Ведущий: “Здравствуйте ребята, гости и жюри. Все мы любим смотреть телевизор, а по нему часто показывают различные игры: “Поле чудес”, “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, “Что, где, когда”. В одну из этих игр мы сегодня поиграем, а заодно проверим наши знания и вспомним интересные факты из жизни древних египтян, вавилонян, финикийцев и шумер. Итак, мы начинаем урок игру “Умники и умницы”. Для игры нам необходимо выбрать трех участников, а для этого вы должны выполнить следующие задания.
- Задание “Напиши правильно”
Ведущий: “Я буду читать, называть имена известных правителей, царей, фараонов, а вам необходимо правильно их написать. Тот, кто не допустит ни одной ошибки, или сделает их меньше всех, получает орден. Ваши работы проверяет и оценивает жюри”.
Задание
ТУТАНХАМОН, ХАММУРАПИ, НАВУХОДОНОСОР, СОЛОМОН, АШШУРБАНИПАЛ, АШОК, ГАУТАМА.
Ведущий: “Итак, я собираю ваши листочки с первым заданием, и жюри начинает проверять его”.
2. Задание “Кто чей бог”
Ведущий: “С первым заданием вы справились, переходим ко второму. Теперь мы проверим, помните ли вы, не путаете ли богов Египта, Вавилонии, Двуречья. Сейчас я буду называть имена богов, а вам необходимо написать страну, где им поклонялись. Тот, кто не допустит ни одной ошибки, или сделает их меньше всех, получает орден. Ваши работы проверяет и оценивает жюри”.
Задание |
Ответы |
1. АМОН-РА |
1. Египет |
2. МАРДУК |
2. Вавилония |
3. БРАХМА |
3. Индия |
4. ЯХВА |
4. Древнееврейское царство |
5. БУДДА |
5. Индия |
6. КОНФУЦИЙ |
6. Китай |
7. ИШТАР |
7. Вавилония |
Ведущий: “Итак, я собираю ваши листочки со вторым заданием, а жюри скажет, кому мы вручаем ордена за первое задание.
После вручения жюри проверяет второе задание, а мы переходим к третьему заданию”
3. Задание “Терминология”
Ведущий: “Сейчас я буду читать, называть термины, а вам необходимо будет написать на листочках определение этих терминов. Тот, кто не допустит ни одной ошибки, или сделает их меньше всех, получает орден. Ваши работы проверяет и оценивает жюри”.
Задание
- Религия.
- Каста.
- Царь.
- Джунгли.
- Иероглифы.
Ответы:
- Вера человека в сверхъестественные силы.
- Особая группа людей в Индии.
- Правитель страны.
- Труднопроходимые леса.
- Знаки для письма у египтян и китайцев.
Ведущий: “Я собираю ваши листочки с третьим заданием, а жюри скажет, кому мы вручаем ордена за второе задание”.
После вручения жюри проверяет третье задание, а класс переходит к разминке - кроссворду, который нарисован заранее на плакате и помещен на доску.
Вопросы
- Растение, из которого делали египтяне папирус.
- Особая группа людей в Индии.
- Это в Древней Персии называли “дарики”.
- Древние китайцы построили для защиты своей страны самую высокую …
- Что изобрели жители Шумер, без чего не было бы математики.
- Непроходимый лес в Индии.
- Египет состоял из двух …
- Так называлась самая известная правящая династия в Китае.
- Это напиток пришел к нам из Древней Индии.
- Главный бог Индии.
Ответы
Ведущий: “Молодцы, хорошо знаете историю, ну а теперь жюри объявит результаты третьего конкурса, и мы подведем итоги отборочного тура”.
Если возникает спорная ситуация для участников предлагается мини-опрос “что здесь лишнее”
Мини-опрос “что здесь лишнее”
- Тигр, Нил, Евфрат.
- Инд, Гималаи, Ганг.
- Брахма, Цинь, Будда.
- Ганг, Инд, Хуанхэ.
- Бумага, папирус, бамбуковые дощечки.
- Брахма , Мардук, Будда.
- Хлопчатник, тростник, виноград.
- слон, крокодил, корова.
Ведущий: “Ну вот отборочный тур завершен, у нас есть три лидера, они набрали больше всех орденов. Перед доской у нас размещены три полосы – зелёная, желтая, красная и приглашаю тройку лидеров пройти к доске. Как мы видим среди них тоже есть лидеры. Согласно правилам, тот, кто набрал больше остальных орденов получает право первым выбрать игровую дорожку, тот, у кого меньше всех орденов играет на оставшейся дорожке.
Я напомню правила. У нас три дорожки – зелёная (можно ошибаться два раза), жёлтая (можно ошибиться один роз) и красная (ошибаться нельзя). Зеленая самая длинная, красная самая короткая. Выбирайте!”
Ведущий: “Итак, дорожки выбраны, игроки встали на позиции, и мы продолжаем игру. На доске вы видите слова:
БОГИ
ПРАВИТЕЛИ
МИФЫ
ВЕЛИКИЕ СООРУЖЕНИЯ
КАРТА
Каждое слово означает раздел, который будет освещать вопрос. Вы выбираете любое слово, и я задаю вам соответствующий вопрос. Начинает зеленая дорожка. Если ответ правильный вы делаете шаг вперед. Затем в игру вступает другая дорожка. Побеждает тот, кто пройдет дорожку первым. Приступаем!”.
БОГИ
- Из губ этого бога появились жрецы, из рук этого бога появились воины, из ребер этого бога появились земледельцы, о каком боге идет речь? (БРАХМА)
- Он был великим мудрецом, писателем, путешественником, его учение широко распространилось в Китае, а сам он возведен в ранг бога. Учил почитать старших, соблюдать приличия, повиноваться правителям, о ком идет речь? (КОНФУЦИЙ)
- В Вавилонии она была самой любимой богиней, в ее честь строили храмы, её именем названы одни из ворот Вавилона, она покровительствовала любви, красоте, плодородию. О какой богине идет речь? (ИШТАР)
- У индийцев было немного богов. Самым древним и почитаемым был бог изображаемый на рисунках с головой слона, о каком боге идёт речь? (ГАНЕШ)
ПРАВИТЕЛИ
- Законы этого царя были высечены на черном базальтовом столбе, правил Вавилонией. (ХАММУРАПИ)
- Он был самым могущественным царём Персии, покорил все Междуречье. В своей стране ввел почтовую службу и печатал золотые монеты, названные его именем. (ДАРИЙ I )
- Этот царь объединил под своей властью все индийские царства в 3 веке до н.э. (АШОК)
- Китай стал, единым государством в 3 веке до н.э., под властью могущественного и сильного императора, его имя? (ЦИНЬ)
МИФЫ
- О этом известном боге Индии существует много легенд. Родился он принцем, жил в прекрасном дворце. А когда вырос, стал отшельником, голодал, терпел лишения. О каком мифе идёт речь? (МИФ О БУДДЕ)
- У разных народов мира есть своя легенда или миф о этом событии. В Двуречье этот миф звучит так: “Построил Утнапишти корабль и погрузил на него весь свой скот, всю родню свою. И вот черная туча закрыла небо. Шесть дней ночей шёл дождь. О каком мифе идет речь? (МИФ О ПОТОПЕ)
- У древних евреев много мифов связано с именем этого правителя, так его считали самым мудрым и справедливым, самым богатым и щедрым. О ком идет речь? (ЛЕГЕНДА О СОЛОМОНЕ)
- Это индийский миф. В нем говориться, что из губ этого бога Брахмы появились жрецы, из рук появились воины, из ребер появились земледельцы, о каком мифе идет речь? (МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАСТ)
ВЕЛИКИЕ СООРУЖЕНИЯ
1.Чтобы защитить себя от набегов кочевников китайцы построили это, оно было длиной 4000 метров. (ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА)
2.Самое известное чудо света, построенное египтянами и сохранившееся до наших дней (ПИРАМИДЫ)
3. Одно из чудес света, не сохранившееся до сегодняшнего дня, построено в Древней Вавилонии царём Навуходоносором (ВИСЯЧИЕ САДЫ)
4. Самое высокое сооружение, построенное в древности в Вавилонии, стало одним из чудес света, высота более 100 метров. Построили это в честь бога Мардука. О чем идёт речь? (ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ).
КАРТА (показать на карте)
- Расположение и реки Индии.
- Расположение и реки Китая.
- Расположение и реки Междуречья.
- Где проходила Великая Китайская стена.
Ведущий: “Итак, игра окончена, победитель выявлен, финалисты получают по праву заслуженные оценки. Мы сегодня повторили большой материал, узнали много нового. Все молодцы, спасибо за урок”.
Литература
1. Бутромеев В. П., Всемирная история в лицах. Древний мир, М.: “Олма-Пресс”, 1999 г.
2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., История Древнего мира, М.: “Просвещение”, 2005 г.
3. Годер Г.И., Рабочая тетрадь по истории Древнего мира М.: “Просвещение”, 2005 г.
4. История Древнего мира, Греция и Рим, под редакцией Бокщанина А.Г. М.: “Просвещение”, 1982 г.
5. Я познаю мир. История, Составитель Чудакова Н.В., М.:, ТКО “АСТ”, 1995 г.