Комбинированный урок. Проблемы на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

1. Дидактические: познакомить учащихся с некоторыми статьями “Декларации прав и свобод человека”, показать на примерах, как работают данные статьи в современном обществе.

2. Развивающие:

а) развивать у учащихся навыки работы с законами, нормативными документами, практического применения их в жизни,

б) формировать у учащихся основы правовой культуры.

3. Воспитательные:

а) продолжать развитие гражданственности, патриотизма,

б) воспитывать уважение к закону, к социальным и правым нормам.

Оборудование:

1. Раздаточный материал

  • Конвенция прав ребенка
  • Конституция Российской Федерации
  • Таблички с надписями: “Здоровье”, “Право”, “Религия”

Оформление доски:

  • Экран для высвечивания схем
  • Таблицы для рефлексии
  • Цитаты

Право существует для пользы человечества. (Латинское изречение)

Сущность закона – человеколюбие. (В.Шекспир)

ТСО:

  • Мультимедиапроектор

Ход урока

I. Вводная часть

1. Оргмомент (проверка к готовности к уроку)

2. Постановка целей и задач урока

Учитель: Тема нашего урока “Реализация гражданских прав в современном обществе” и цель: мы с вами познакомимся с нашими правами и проследим: реализуются ли права в нашей жизни, и если реализуются ,то насколько полно.

II. Основная часть.

1. Повторение пройденного материала. Беседа с учащимися

Учитель: Перед тем, как познакомиться с нашими правами, давайте вспомним, что такое право?

Учащиеся: (называют несколько определений права):

Право - это величайшая ценность и элемент правовой культуры человечества.

Право - это сила, способная поддержать порядок в обществе.

Право - это возможность каждого человека поступать определенным образом в конкретной ситуации.

Право - система правил поведения, которые устанавливаются обществе.

(после ответов учащихся на доске высвечивается полный ответ:

Право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государственной властью, на основе общих принципов справедливости, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах, за нарушение которых предусмотрено юридическая ответственность.)

Учитель: Скажите, пожалуйста, а какие права существуют?

Учащиеся: Естественные и позитивные.

Учитель: Какие права считаются естественными?

Учащиеся: Право на жизнь, на свободу.

Учитель: А какие права считаются позитивными?

Учащиеся: Позитивные права зависят от нормативного закрепления. Они делятся на политическое, гражданское, социально-экономическое, культурное.

(по мере ответа детей на доске возникает таблица)

Учитель: Назовите, пожалуйста, отрасли права

Учащиеся: (право трудовое, Административное, Уголовное, Гражданское, Семейное. Конституционное).

Учитель: Верно, но в современной России появились еще несколько отраслей права (на доске появляется схема)

Посмотрите и назовите те права, которые мы с вами не назвали.

Учащиеся: налоговое, предпринимательское, компьютерное.

Учитель: Ребята,как вы думаете, что они регулируют?

Учащиеся: я считаю, что сами названия отраслей, говорят сами за себя. Налоговое – следит за взыманием налогов. Предпринимательское – регулирует отношения в частном бизнесе, а компьютерное – следит за перезвижением информации и ее использованием.

(после ответов детей на экране появляется правильные определения)

Налоговое – устанавливает правила взымания налогов.

Предпринимательское – определяет правила экономической деятельности предпринимателей .

Компьютерное – осуществляет правое регулирование движение информации.

Учитель: давайте закроем на секунду глаза и представим, что в мире остались одни права. Вы живете и говорите: “У меня есть право”, к вам подходят и говорят: “Я имею право”. Что тогда произойдет?

Учащиеся: Хаос, непонимание друг друга

Учитель: Поэтому кроме прав мы должны знать свои обязанности.

Ребята, скажите, а вы знаете свои права?

Учащиеся: да (нет)

Учитель: Когда вы узнали о них?

Учащиеся: в школе, дома.

Учитель: Верно, мы узнаем о правах и обязанностях по мере взросления и понимания. Скажите, вы правоспособны или дееспособны?

Учащиеся: правоспособны и дееспособны.

Учитель: Объясните почему?

Учащиеся: правоспособность – это способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности ( ответ появляется на доске).

Учитель: С какого возраста наступает “дееспособность”?

Учащиеся: с 18 лет

Учитель: Существуют следующие нормы ( высвечивается на доске)

  • С 6 лет – период частично дееспособности (покупка мелких бытовых предметов или обмен ими).
  • С 10 лет – накопление дееспособности (может свидетельствовать в суде)
  • С 14 лет – несет уголовную ответственность.

Мы с вами вспомнили, какие есть права, что такое правоспособность и дееспособность. Где мы с вами можем ознакомиться со своими правами?

Учащиеся: в источниках права, т.е. в таких документах как Декларация

Прав и свобод человека, Конституция, “Конвенция о правах ребенка”, Гражданский кодекс, Семейный кодекс и т.д.

2. Новый материал.

Учитель: чтобы ответить на наш вопрос “Реализация прав человека в нашем обществе” мы перенесёмся в пресс - зал, где проходит “Пресс - конференция по правам человека”.

(Учитель представляет учащихся, которые играют роли представителей)Сейчас я представлю вам наших гостей. Это представители Юридической фирмы (ф.и.), министерства здравоохранения (ф.и.), представители религиозных конфессий (ф.и.).

Все остальные – представители различных СМИ.

Поставьте сейчас перед собой цель и подумайте, какой вопрос вас интересует более всего на данный момент и разделитесь на 3 группы по областям: 1 – “Здоровье” 2 – “Религия” 3 – “Правоведы” (дети делятся на 3 группы).

Учитель: Ваша задача: посовещавшись в группах, выбрать наиболее важные вопросы, значимые и интересные на ваш взгляд не только ваш, но и всем присутствующим по вашей отрасли. Подумайте, пожалуйста, и сформулируйте по 1-2 вопроса для задания их гостям. (дети совещаются 3-5 мин.).

3. Игра “Пресс-конференция” (15-18 минут)

Учащиеся: У нас вопрос к представителям здравоохранения: В декларации прав человека написано, что мы имеем “право на бесплатное медицинское обслуживание”. Чем тогда объяснить столь быстрый рост частных клиник и дорогое обслуживание в них?”

Представитель здравоохранения: в соответствии со статьей 41 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а если есть у людей потребность в качественном обслуживании и возможность за это платить, то почему бы не открывать такие клиники. В статье четко сказано, что мы имеем право на охрану и медицинскую помощь, а не на бесплатное медицинское обслуживание. Для этого у нас есть Страховой полис - документ, по которому мы получаем бесплатное облуживание. Но за него платит либо администрация учреждения, либо государство. Если вас это не устраивает, платите и лечитесь, где хотите: выбор у вас есть.

Учащиеся: ( вопрос представителям конфессий.)

“Скажите, существуют утверждения, что все равны перед Богом, все имеют право на жизнь”. Как вы относитесь к войнам, которых было уже более 150 со времён Второй мировой войны. К кровавой мести?

Представители религиозных конфессий: Православие – христианство, осуждает какое-то ни было убийство. В Библии сказано: “Не убий”, “Не причини зла”.

Представитель мусульманства: в нашем понимании братоубийство - это грех, а кровная месть – это наказание, своего рода кара человеку за его поступки - но это не всегда убийство. Ведь и на Руси с древних времён существовала поговорка: “Око - за око, зуб - за зуб”.

Представитель христианства: если рассматривать убийство, как наказание, кару божью, то за любое убийство следует наказание, но ведь и государство законным путем совершает убийство – это и “ смертная казнь”, и“ прерывание беременности”. Неважно, где случается убийство: в стерильной комнате или подвале. Лишение человека жизни - это грех. Я думаю, представитель мусульманства со мной согласится.

Учащиеся: / вопрос к представителям от юрисдикции/: “ В соответствии со статьей 43 Конституции Р.Ф. каждый имеет право на образование”. Почему тогда чаще всего ВУЗы и техникумы принимают на обучение платной основе?

Представитель юридической фирмы: Отвечая на ваш вопрос, отмечаю, что в статье 26 “Всеобщей Декларации Прав и Свобод человека” – образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального общего образования. Начальное образование обязательно, а техническое и профессиональное должно быть общедоступным и высшее образование общедоступным для всех на основе способностей каждого. Отсюда и принятие в ВУЗы на конкурсной основе.

Учащиеся: /вопрос юристам/ “ Сейчас очень обострилось криминальная обстановка среди молодежи. Грабежи, драки, убийства, наркомания. Это не удивительно – ведь закрывали спортивные клубы, кружки. А существующие очень дороги для большинства семей. Как можно защитить этих детей? Посадить всех сразу? Почему дети оказываются на скамье подсудимых?

Юрист: Печально, но это факт. И первым, кто отреагировал на сложившуюся обстановку в детской среде, оказался криминальным мир, который поспешил воспользоваться ситуацией и стал использовать подростка в своих грязных целях. На сегодняшний момент, эта проблема взята под контроль государства, ведутся работы по расширению дополнительных услуг при школах, студиях, вводятся проекты, которые помогут детям реанимироваться и войти в общество другими людьми.

Учащиеся: /вопрос к представителям здравоохранения/ “Скажите, существует врачебная тайна, анонимное обслуживание, а как же тогда распоряжение сообщать родителям подростка и школе, что он наркоман или токсикоман. Не является ли страх, что об этом узнают все, поводом не идти в больницу?”

Представители здравоохранения: Да, врачебная тайна существует. Если подросток пришел добровольно и заявил о своем намерении лечиться, он может сделать это анонимно (если не выявлен ВИЧ- если выявлен, то в некоторых случаях сообщается родителям). Хотя мы лечим и обследуем тех, кто попадает к нам с алкогольными и другими отравлениями. Тут уже звучала статья 41 Конституции РФ, которая позволяет всем получить медицинскую помощь. А что касается конкретно вашего вопроса: если подросток пришел лечиться, то он уже не боится, что об этом узнают другие так как к ним вернется нормальный человек, не совсем запущенный во всех смыслах. Приходите, вылечим.

III Заключительная часть.

1. Подведение итогов

Учитель: Давайте вернемся к нашему началу пресс-конференции. Какую цель вы ставили перед собой, достигли ли вы этой цели. Что вам удалось и чего не удалось?

Учащиеся: (ответы)

- Я хотела узнать о поступлении в ВУЗ на бесплатной основе и поставила перед собой следующую цель “ налечь” на учебу, чтобы поступить в вуз.

- Я ставил перед собой цель узнать о праве на бесплатное медицинское обслуживание, так как у меня много знакомых, и я сам сталкивался с огромными очередями в поликлинике, а если существует запись, то она на месяц, то на два вперед. Теперь моя задача донести до знакомых, что можно лечиться в любых клиниках, были бы деньги или ждать своей очереди, как это делают многие другие.

Учитель: Есть ещё желающие? Тогда ответьте, пожалуйста, мне на вопрос : “ Реализация прав человека – это реальность или формальность?”

Учащиеся:

- Я считаю, что это формальность, потому что права детей часто нарушаются теми, кто в первую очередь должен их защищать.

- Я считаю, но только моё мнение, что это реальность, если ты знаешь свои права и можешь чем-то аргументировать, то возможно защитишь себя и своих окружающих.

Учитель: Вы говорите, что реализация прав – реальность, тогда почему возможно.

Учащиеся: для того, чтобы нам защищать себя, нужно быть уверенным, уметь отстаивать свое мнение, а для нас существует фраза “ты еще не дорос”, “ тебя не спросили” и тд.

Учитель: А вы пробовали высказывать свои мнения не в коридоре за стеной, не на улице, а напрямую, только спокойно и опираясь на факты?

Учащиеся: будем пробовать.

Учитель: Позвольте, я закончу урок словами В.Шекспира

Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба устраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.

Почему взрослые и дети ведут себя порой так, а не иначе, совершают или вынуждены творить безнравственные вещи?

Учащиеся: жить без законов немыслимо. Предоставив людям свободу делать то, что им захочется в различных ситуациях, мы повергнем мир, наше общество в пучину хаоса и воины.

4. Домашнее задание

Учитель: Как мы живем в современной России, и как мы будем жить – “ по закону” или по “понятиям” решать вам, нынешней молодежи – завтрашним гражданам своего государства.

Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Сочинение – размышление на тему “Жить лучше по закону или по “понятиям”. Так же можно взять любой эпиграф на ЭССЕ. Спасибо, до встречи.