Тема: “Глобальные проблемы человечества”.
Цель:
1. Дать представление о глобальных проблемах
человечества.
2. Формирование умений работать в группах.
3. Воспитание ответственного отношения к
сегодняшнему образу жизни каждого человека для
понимания будущего всего человечества.
Задачи урока:
1. Сформулировать основные проблемы
современности.
2. Познакомить с разными классификациями.
3. Продолжить работу по формированию умений
вырабатывать свою точку зрения на основе
документального материала, используя имеющиеся
знания, в ходе обсуждения в группах.
4. Воспитывать у учащихся ответственности к
своему образу жизни для понимания своего
будущего.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-размышление.
Данный урок можно проводить в курсах обществознания и истории в 11-м классе и философии, но с учётом возрастных особенностей и уровнем сложности.
Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника.
Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах.
Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы.
Оборудование урока: политическая карта мира; мультимедийный проектор; глобус.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Когда умрет последний человек,
Никто о нём жалеть не будет.
Лишь только дождь, а может, вьюги
Ноги его укроет след.
Не будут выплаканы слёзы,
И некому поставить крест
И не раздастся звон окрест –
Лишь только воздух заморожен.
Никто не вспомнит добрым словом –
Лишь только крик прощальный птиц.
И не увидеть больше лиц.
А эхо вторит ветра зову.
И перезолотеет век;
И мир накроет Солнца тень.
Каким он будет, этот день?
Кто будет тот последний человек?
На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”.
Учитель: Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В.И.). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума.
В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия.
И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их.
Ответы учащихся:
– угроза экологического кризиса;
– проблема войны и мира в современных условиях;
– проблема бедности и богатства;
– демографическая проблема;
– проблема международного терроризма;
– проблема здоровья (СПИД);
– проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов.
Учитель:
– Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.)
– Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными?
– Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар).
Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:
- глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
- острота проявления;
- комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
- особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
- возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.
Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.
ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН; Совет Безопасности ООН; Международный суд ООН; ЭКОСОС; Управление верховного комиссара по вопросам беженцев; Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ
Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.
I |
II |
III |
Проблемы, связанные с социальными общностями человечества. | Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды. | Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом. |
– Давайте
определим названные проблемы по этим группам (Работа с классом). |
||
Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами. | Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства… | Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности. |
А вот по типологии Б.Н. Савченко выделяется пять основных ядер-фокусов:
1. Безопасность.
2. Развитие.
3. Сохранение естественных основ существования.
4. Справедливость.
5. Взаимопонимание между различными культурами.
Здесь задается набор элементов совокупности глобальных проблем: за каждым из них стоит своя совокупность глобальных изменений, свои конкретные носители альтернативных позиций по выбору, стратегий преодоления разрывов в деятельности, вызванных этими изменениями. В этой системе может быть проведён анализ любой из выделенных ныне глобальных проблем: разоружения, загрязнения окружающей среды, роста населения планеты и других.
Задания в группах:
1. Выбрать одну из глобальных проблем.
2. Проследить динамику развития выбранной проблемы.
3. Представить пути решения этой проблемы.
Работа в группах
Выступления от групп.
Итоговая беседа.
– Итак, кто еще несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?
– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”.
– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?
* Быть профессионалом в какой-то области.
* Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
* Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
* Быть нравственным человеком.
Домашнее задание: Составить мультимедийную презентацию по волнующей вас глобальной проблеме.