Урок граждановедения в 8-м классе по теме "Каждый человек хочет быть свободным"

Разделы: История и обществознание


Цель: показать высшую ценность свободы для человека.

Задачи:

- показать, что право на свободу - одно из условий достижения человеком счастья;

- способствовать развитию уважения к своему и чужому праву на свободу.

Ход урока

Эпиграф: “Свобода означает ответственность, вот почему многие так её боятся” (Дж. Б. Шоу)

I. Организовать игру “Говорящая цепочка”. Учащиеся по очереди продолжают фразу: “Для меня свобода – это…”.

Вопрос: чем свобода отличается от вседозволенности?

Обобщить ответы учащихся, сделать вывод: свобода – это естественное состояние человека, состояние независимости, высшая ценность.

II. Слово учителя:

В жизни есть много желанного для любого человека. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое для него – свобода. Поистине, каждый человек хочет быть свободным!

- А как же те, кто готов поступиться свободой ради спокойной и сытной жизни, кто доволен своим рабским состоянием? – спросите вы. Но рабом человек не рождается! Он им становиться. Не будем сегодня говорить о рабстве в древности, когда оно считалось нормальным, законным явлением. Речь идёт о современном обществе.

- Какие же обстоятельства превращают человека в “раба”? Обобщить ответы учащихся.

Превращению человека в раба может содействовать государство. В диктаторском государстве человек с момента рождения лишается элементарных прав и свобод. В таких условиях многие люди смиряются с тем, что они – лишь винтики в жёстком механизме общества, от которых ничего не зависит.

Однако и в демократическом обществе возможна ситуация, когда один человек (обычно недобрый, но обладающий сильным характером), пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе. Нередко подчинение происходит под воздействием группы сверстников (или сверстниц).

- Попробуйте привести примеры такой зависимости. (примеры учащихся)

- Чтобы не попасть в полное подчинение к кому-либо, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного и независимого человека. При этом полезно знать свои права и свободы, обозначенные в законах – международных и внутренних. И ещё об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда свобода превращается во вседозволенность, в анархию.

Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру: нравственную, правовую, политическую и др.

III. Обсудить эпиграф к уроку. Сделать вывод: свободный человек должен быть ответственен за свои поступки, должен уважать свободу других людей.

IV. Выполнить задание в тетради и на доске.

Когда я свободен Когда я не свободен
   

V. Задание – вспомнить один день из своей жизни и ответить на вопросы:

1. Бываете ли вы свободны?

2. Всегда ли вы поступаете по собственному желанию?

3. Кто и как нарушает вашу свободу?

4. Почему мы не можем всегда поступать так, как нам хочется?

Обобщить ответы учащихся и сделать вывод.

VI. Игра “Аукцион”. Участвуют в игре аукционист и покупатели.

На аукционе для продажи выставляются проявления свободы с начальной ценой в баллах (она для проявлений одинакова – 10 баллов). Далее цену поднимают покупатели (по 2 балла за раз). Проявление свободы достаётся тому, кто назначил наибольшую цену.

Секретарь аукциона фиксирует, кто, что и за сколько баллов приобрёл. По окончании аукциона участники обсуждают, кому какие проявления свободы достались, и пытаются разобраться, почему конкретный человек наиболее высоко ценит то или иное проявление.

VII. Нарисовать “Портрет свободного человека” (если останется время)

Приложение. Проявления свободы:

  • Возможность свободно выбирать руководство страны;
  • Возможность демонстрировать свою физическую силу;
  • Возможность вместо службы в армии служить санитаром в госпитале;
  • Возможность пользоваться любой информацией, как в своей стране, так и за рубежом;
  • Возможность делать всё что захочешь;
  • Возможность беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в неё;
  • Возможность беспрепятственно верить в Бога;
  • Возможность заниматься торговлей, предпринимательством;
  • Возможность всю жизнь получать ни за что, в виде пособия, приличные деньги;
  • Возможность беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.