Цель: показать высшую ценность свободы для человека.
Задачи:
- показать, что право на свободу - одно из условий достижения человеком счастья;
- способствовать развитию уважения к своему и чужому праву на свободу.
Ход урока
Эпиграф: “Свобода означает ответственность, вот почему многие так её боятся” (Дж. Б. Шоу)
I. Организовать игру “Говорящая цепочка”. Учащиеся по очереди продолжают фразу: “Для меня свобода – это…”.
Вопрос: чем свобода отличается от вседозволенности?
Обобщить ответы учащихся, сделать вывод: свобода – это естественное состояние человека, состояние независимости, высшая ценность.
II. Слово учителя:
В жизни есть много желанного для любого человека. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое для него – свобода. Поистине, каждый человек хочет быть свободным!
- А как же те, кто готов поступиться свободой ради спокойной и сытной жизни, кто доволен своим рабским состоянием? – спросите вы. Но рабом человек не рождается! Он им становиться. Не будем сегодня говорить о рабстве в древности, когда оно считалось нормальным, законным явлением. Речь идёт о современном обществе.
- Какие же обстоятельства превращают человека в “раба”? Обобщить ответы учащихся.
Превращению человека в раба может содействовать государство. В диктаторском государстве человек с момента рождения лишается элементарных прав и свобод. В таких условиях многие люди смиряются с тем, что они – лишь винтики в жёстком механизме общества, от которых ничего не зависит.
Однако и в демократическом обществе возможна ситуация, когда один человек (обычно недобрый, но обладающий сильным характером), пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе. Нередко подчинение происходит под воздействием группы сверстников (или сверстниц).
- Попробуйте привести примеры такой зависимости. (примеры учащихся)
- Чтобы не попасть в полное подчинение к кому-либо, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного и независимого человека. При этом полезно знать свои права и свободы, обозначенные в законах – международных и внутренних. И ещё об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда свобода превращается во вседозволенность, в анархию.
Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру: нравственную, правовую, политическую и др.
III. Обсудить эпиграф к уроку. Сделать вывод: свободный человек должен быть ответственен за свои поступки, должен уважать свободу других людей.
IV. Выполнить задание в тетради и на доске.
Когда я свободен | Когда я не свободен |
V. Задание – вспомнить один день из своей жизни и ответить на вопросы:
1. Бываете ли вы свободны?
2. Всегда ли вы поступаете по собственному желанию?
3. Кто и как нарушает вашу свободу?
4. Почему мы не можем всегда поступать так, как нам хочется?
Обобщить ответы учащихся и сделать вывод.
VI. Игра “Аукцион”. Участвуют в игре аукционист и покупатели.
На аукционе для продажи выставляются проявления свободы с начальной ценой в баллах (она для проявлений одинакова – 10 баллов). Далее цену поднимают покупатели (по 2 балла за раз). Проявление свободы достаётся тому, кто назначил наибольшую цену.
Секретарь аукциона фиксирует, кто, что и за сколько баллов приобрёл. По окончании аукциона участники обсуждают, кому какие проявления свободы достались, и пытаются разобраться, почему конкретный человек наиболее высоко ценит то или иное проявление.
VII. Нарисовать “Портрет свободного человека” (если останется время)
Приложение. Проявления свободы:
- Возможность свободно выбирать руководство страны;
- Возможность демонстрировать свою физическую силу;
- Возможность вместо службы в армии служить санитаром в госпитале;
- Возможность пользоваться любой информацией, как в своей стране, так и за рубежом;
- Возможность делать всё что захочешь;
- Возможность беспрепятственно выезжать из своей страны и въезжать в неё;
- Возможность беспрепятственно верить в Бога;
- Возможность заниматься торговлей, предпринимательством;
- Возможность всю жизнь получать ни за что, в виде пособия, приличные деньги;
- Возможность беспрепятственно выходить на демонстрации и участвовать в митингах.