Цели:
- повторение, обобщение и закрепление пройденного материала в игровой форме;
- развитие познавательной активности учащихся; закрепление умений и навыков;
- развитие творческих способностей учащихся.
Оформление: для оформления выбираются иллюстрации из учебника, дополнительной литературы по истории средних веков, они увеличиваются и используются в ходе игры.
План.
Общий ход игры – это путешествие. Название путешествия можно придумать любое, в зависимости от эпохи, страны, государства. По количеству изученного материала выбираются варианты игры.
В данной работе предлагается двенадцать различных заданий по истории средних веков, разделенных на два уровня. Первый уровень – это заочная викторина и составление кроссворда как заявка на участие в игре. Количество баллов, набранное в первом уровне, засчитывается при подведении общих итогов. Второй уровень представляет собой непосредственно игровые задания. Жюри, выбранное из старшеклассников или учителей, наблюдает за ходом игры и подводит итоги.
В основном все задания построены таким образом, что требуют домашней подготовки с использованием всех доступных средств (помощь родителей, друзей; Интернет, библиотека и т. д. ).
Ход игры
Первый (заочный) тур
I. Учащиеся отвечают на вопросы викторины:
1. Назовите семь чудес света средневекового периода? (Пещера Десяти тысяч Будд, Большое Зимбабве, Ангкор Ват, Крак де Шевалье, Солсберийский собор, Альгамбра, Теночтитлан. )
2. Как назывались земельные меры во Франции в начале IX века? (бонуарий, Арипенн, Пертика)
3. По каким причинам вассалы были обязаны целовать руку королю? (“…по предписанной природой обязанности, которая возложена на них в отношениях с королем. . , ввиду признания ими власти, которую он над ними имеет. ”)
4. Что такое ордалия? (“суд божий”, когда люди решали, кто прав, а кто виноват; подвергая тяжущихся физическим испытаниям. )
5. Что такое “Саксонское зерцало”? (Сборник германских феодальных законов составлен в XШ веке в г. Магдебурге).
6. Что такое гильдия? (Корпоративное объединение ремесленников, купцов, крестьян и т. д. для защиты сословных и профессиональных интересов. )
7. Верно ли, что в XIV, XV веках в Нюрнберге запрещалось мужчинам и женщинам носить застежки, пряжки, кольца и пуговки у рукавов выше локтя и что нарушителей штрафовали? ( Да, по “Закону о роскоши” города Нюрнберга. )
8. Что означает “призовое право феодала”? (Что с воза упало, то пропало)
9. Кто автор сочинения “История моих бедствий”? (Пьер Абеляр-XII век)
10. Назовите авторов стихотворения:
Есть у римлян правило,
Всем оно известно:
Бедного просителя
Просьба неуместна,
Лишь истцу дающему
В свой черед дается.
Как тобой посеяно,
Так же и пожнется…
(Стихотворение “Против пороков” возникло в среде вагантов, бродячих вольнодумцев, в XII веке. )
II. Учащиеся составляют кроссворд из понятий, встречающихся в курсе истории средних веков (не менее 10) и оформляют его рисунками.
По количеству набранных баллов за викторину и кроссворд дети получают жетоны для участия во втором туре.
Второй (очный тур)
I. “На перекрестке”.
Учащиеся должны ответить:
1. Где возникали средневековые города? (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен , Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд).
2. Назвать средневековые города (Бремен, Париж, Венеция, Генуя, Брюгге, Гент). Кто назовет больше названий за 1 минуту времени.
II. “Прогулка по городу”.
Учащиеся ходят по воссозданным драмкружком частям города и отвечают на вопросы “горожан” (или используется карта города, где отмечается маршрут игроков):
1. Стражник задает вопрос: “Будут, ли ловить преступника в городе, если он совершил преступление вне города?” (По законам Страсбурга “никто самоуправно да не посягнет на него, он же послушно и с готовностью предстанет перед судом”)
2. Мэр города: “Куда могут быть потрачены деньги от штрафов?” (По закону города Бомона, на поддержание городских укреплений, на благоустройство города)
3. Судья: “Какое правило существовало к переселяющимся в город для совершения правосудия по отношению к ним?” (По закону г. Лана горожанин должен иметь достаточно имущества, чтобы оплатить штраф в суде)
4. Член городской Думы или городского Совета: “Как можно сосчитать, сколько человек явилось на заседание Думы, не входя в здание Ратуши?” (Из-за неблагоустроенности городов горожанам приходилось ходить на ходулях или в деревянных башмаках, которые оставляли за дверью)
5. Мастер: “Назовите условия обучения ученика”. (По Постановлению Лондонской гильдии ткачей соглашение с учеником на определенный срок регистрируется в суде, ученик платит мастеру за обучение и после изготовления качественного изделия становится мастером).
6. Купец: “Что такое “береговое право”?” (По законам Норвежского королевства разновидность “призового права”)
III. “На подмостках истории”.
Участники выполняют одно из заданий:
1. Рассказать отрывок из стихотворения средневекового автора.
2. Показать сценку с друзьями из жизни средневекового города.
3. Назвать как можно больше средневековых писателей за одну минуту времени (Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон и т. д. )
IV. “Ремесленная мастерская”
Участники защищают одно из домашних заданий:
1. Продемонстрировать средневековый костюм, изготовленный на себя или на куклу и назвать его детали.
2. Изготовить макет средневекового замка.
3. Придумать и нарисовать герб своей семьи по законам средневековой геральдики.
V. “Картинная галерея”.
Участники выполняют следующие задания:
1. Из развешанных картин найти одинаковые по жанру, принадлежащие кисти одного художника, относящиеся к одному веку. (В соответствии с наличием иллюстративного материала)
2. Описать одну из картин.
VI. “Триумфальная арка”.
Участники выполняют следующие задания:
1. Выбрать из предложенных изображений архитектурных памятников, относящиеся к средневековью. (В соответствии с наличием иллюстративного материала)
2. По изображению архитектурного памятника назвать стиль и его отличительные черты.
VII. “Лавка древностей”.
Участники выполняют следующее задание:
1. По предложенным изображениям орудий труда и предметов быта дать им определение и объяснение. (В соответствии с наличием иллюстративного материала).
VIII. “Рыцарский турнир”.
Участники выполняют следующие задания:
1. Перетягивание каната в доспехах рыцаря.
2. Китайская средневековая игра – шашки.
IX. “Великие географические открытия”.
Участники выполняют следующие задания:
1. По описанию узнать первооткрывателя или путешественника.
Венецианский купец, состоявший на службе у великого хана, совершил путешествия по Китаю и Дальнему Востоку (Марко Поло, XIII век)
Полжизни провел в путешествиях, пройдя в общей сложности около 120 тыс. км. , собранные им сведения о путешествиях записаны в “Рихле” (Ибн Баттута).
Гениальный мореплаватель, веривший в то, что Бог избрал его для свершения великой миссии, он долгое время вынашивал великий замысел - “индийское предприятие”, плыл в Индию, а приплыл в Америку (Христофор Колумб, XV век).
Путешественник, проложивший португальцам морской путь в Индию (Васко да Гама).
Путешественник, ценой собственной жизни доказавший, что земля круглая (Фернан Магеллан).
2. Из обрывков карты составить одну из карт великих путешествий.
X. “Семь чудес света”
Найти соответствие:
1. Пещера тысячу Будд | 1. Сирия | 1. XIII век |
2. Большое Зимбабве | 2. Испания | 2. XII век |
3. Ангкор Ват | 3. Англия. | 3. VIII век |
4. Крак де Шевалье | 4. Китай | 4. VIII век |
5. Солсберийский собор | 5. Мексика | 5. V век |
6. Альгамбра | 6. Зимбабве | 6. Начало XII века |
7. Теночтитлан | 7. Камбоджа | 7. XV век |
(1-4-5
2-6-3
3-7-6
4-1-2
5-3-1
6-2-4
7-5-7)
Итог подводит жюри по количеству набранных жетонов (1 правильный ответ - 1 жетон; 1 правильное задание - 5 жетонов.
Дополнительная литература:
1. Абрамсон М. Л. , Кириллова А. А. , История средних веков. -М. : Просвещение, 1980. -576с. , ил.
2. Бартон Р. , Кэвиндиш Р. , Великие путешествия. – М: фирма Либрос, 1998-224с. , ил.
3. Кокс Р. , Морис Н. , Семь чудес света. –М: БММ АО,1997-95с, ил.
4. Степанова Е. В. , Шевеленко А. Я. , История средних веков. Хрестоматия. В 2ч. Ч. 1. (V-XV века). - М: Просвещение, 1988. -287с.