Эпиграф:
Чернобыль – это маленькая веха
Растущей в человечестве беды.
Чернобыль – эхо атомного века,
А, может быть, грядущего следы… (Л.Ошанин)
Данный урок – заключительный по теме “Строение атома” (физика) и один из первых по теме “СССР в период Перестройки”. Урок был проведен в конце апреля, что совпало с годовщиной трагедии в Чернобыле. Возникла необходимость осмысления печального опыта Чернобыля не только с точки зрения естественных наук, но и в политическом, личностном и героическом аспектах.
Основные термины – понятия: “энергетический голод”, “альтернативные источники энергии”, “атомная энергетика”, “АЭС”, “саркофаг”, “радиация”, Чернобыльская зона, город-призрак Припять, МАГАТЭ, “использование атома в мирных целях”.
Персоналии: пожарные, первые вступившие в схватку с огнем – В. Правик, В. Кибенок…
Цели урока:
- Рассмотрение проблемы использования атома в мирных целях и преодоления возможных кризисных моментов сквозь призму законов физики и политической ситуации.
- Формирование у учащихся умения давать нравственную оценку исторических событий и действий исторических личностей.
- Показать на примере Чернобыля, что к техногенным катастрофам приводит не только сбой в технике, в механизмах, но и бездумные действия и распоряжения политиков, стремящихся в первую очередь обелить себя в ущерб населению огромной страны.
- Привести детей к мысли об ответственности каждого за судьбу своей страны и всего человечества в эпоху существования глобальных проблем (то есть жить не по принципу “После нас хоть потоп”). Дать понять, что жизнь человека в XXI веке – это высшая ценность, а политические аспекты в правовом государстве вторичны относительно человеческого (в тоталитарном государстве – примат государства, в правовом – примат личности).
Задачи урока:
- Воспитание интереса к прошлому своей страны, патриотизма не только на основе положительных примеров из истории нашей Родины, но и на примере неудач и катастроф, на примерах мужества и героизма ликвидаторов чудовищной аварии на ЧАЭС, в первую очередь - пожарных.
- Формирование умения анализировать исторические процессы и вырабатывать на основе изученных источников свою точку зрения, умения характеризовать предмет, явление, событие с разных сторон (+ и -).
- Работа над умением анализировать, обобщать и делать выводы.
- В процессе подготовки к уроку – закрепление навыков работы в Интернете по поиску информации, с периодической печатью, энциклопедическими словарями.
- В процессе подготовки к уроку – работа над литературным переводом для подготовки комментария к слайд-фильму.
- Актуализация знаний, полученных на уроках географии, истории, физике, химии по данной теме.
- Анализ воспоминаний современника событий как исторического источника.
Оборудование:
- Компьютер или ноутбук.
- Экран.
- Компьютерный проектор.
- Иллюстрации, плакаты, рисунки на тему “20 лет Чернобыльской катастрофе”.
- Таблицы “Трагедия в цифрах”.
План проведения урока- конференции:
- Чем утолить “энергетический голод”? Демонстрация презентации “Атомная энергетика”
- Преимущества атомной энергетики
- Недостатки и пути их преодоления
- 20-летие трагедии на Чернобыльской АЭС
- Трагедия в цифрах
- Трагедия в стихах
- Выступление “ликвидатора” последствий аварии на Чернобыльской АЭС Фетисова А.В.
- Виртуальное путешествие в город-призрак Припять (демонстрация презентации “Город-призрак” по материалам сайта WWW. PRIPYAT.RU
- Проблемы саркофага над 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС
Некоторые исторические факты к уроку
Только на проведение работ, связанных с ликвидацией последствий этой техногенной катастрофы, с 1986 по 2000 год было потрачено 130 млрд. долларов. Целый город, находившийся рядом с ЧАЭС, опустел. Несколько деревень в окрестностях были полностью зарыты под землю. Тысячи человек умерли от лучевой болезни, десятки и сотни тысяч чернобыльцев-ликвидаторов до сих пор испытывают проблемы со здоровьем.
В городе Припяти, в 3 км от реактора, проживало 49 тыс. человек. Население Чернобыля (15 км от реактора) насчитывало 12,5 тыс. Всего в радиусе 30 км вокруг ЧАЭС проживало примерно 125 тыс. граждан.
На 25 апреля был запланирован тест четвертого энергоблока реактора АЭС по самообеспечению энергией. Эксперимент выполнялся без учета ряда предосторожностей. Действия персонала, осуществлявшего тестирование, не скоординировали с работниками, отвечавшими за ядерную безопасность. Для тестирования требовалось понизить мощность реактора. Достичь этого удалось только после технологических нарушений, несовместимых с гарантированным безопасным функционированием системы. Реактор стал нестабильным. Внезапное прибавление теплоты в 1 час 23 минуты привело в взрыву, разрушившему реакторное ядро. Тремя секундами позже произошел ещё один взрыв. Взрывы разрушили крышу реактора, и 8 из 140 тонн радиоактивного топлива вырвалось наружу.
В результате взрыва возник пожар. Из города Припяти вызвали более 100 пожарных. Именно они приняли на себя самую большую дозу облучения и понесли значительные потери (по официальным данным – 31 погибший во время ликвидации). Пожар был потушен только к 9 мая.
Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. Последствием катастрофы явилось также загрязнение огромной территории площадью 160 тыс. кв. км. Больше всего пострадали северная часть Украины, запад России и Беларусь. Примерно 400 тыс. людей были эвакуированы из зоны бедствия. Земли, которые они покинули, на много лет останутся зонами отчуждения.
Ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС Фетисов А.В
Список литературы к уроку:
- Материалы сайтов Интернета, в т.ч. сайта www.pripyat.ru
- Черненко А.Г. Владимир Правик.- М.: Политиздат, 1988.- (Когда им было двадцать).
- Журнал “Пожарное дело”, 2006,№4
- Воспоминания ликвидаторов аварии на ЧАЭС (в газетах “МИГ Серпухов” от 27 апреля 2006 г.; “Пущинская среда” от 26 апреля 2006 г.(№17); “АиФ”, 2006, №17;
- Журнал “Гражданская защита”, 2006, №4
- Материалы газет “Московский комсомолец” от 27 апреля 1991 года, “Мир новостей” от 25 апреля 2006 г.