Модульная программа "Начало дворянского этапа освободительного движения в России (восстание декабристов)"

Разделы: История и обществознание


В ходе усвоения модульной программы учащиеся должны:

1. Знать особенности дворянского этапа освободительного движения в России.

2. Понять:

  • суть внутренней политики царизма в начале ХIХ века;

  • процесс формирования революционной идеологии;

  • суть программных документов декабристов;

  • причины неудач декабристов;

  • влияние идеологии декабристов на развитие общественного движения в России;

  • причины ограниченности идеологии дворянских революционеров.

З. Понять и осознать значение восстания декабристов как штурманов революционного движения в России, повлиявшего на распространение свободомыслия в стране.

4. Уметь:

  • анализировать и обобщать исторические факты и явления, определяя их причины и сущность;

  • давать оценку историческим фактам и явлениям на основе изучения текста учебника, документов, иллюстраций, картографического материала;

  • формулировать и доказывать свое мнение;

  • самостоятельно изучать исторические документы;

  • рефлексировать свою деятельность;

  • осуществлять разные виды контроля.

УЭ – учебный элемент.

ТДЦ – триединая дидактическая цель.

УЭ-0 – ТДЦ и Входной контроль.

УЭ-1 – Реакционная политика царизма. Аракчеевщина.

УЭ-2 – Первые тайные организации декабристов. Программные документы декабристов.

УЭ-З – Восстание декабристов.

УЭ-4 – Революционные кружки конца 20 – З0-х годов ХIХ века.

УЭ-5 – Выходной контроль.

УЭ-6 – Рефлексия.

На столах учебники по истории Отечества, учебные карты, тетради, модульная программа урока, чистые листы, оценочные листы, цветные карандаши.

На доске написана Ленинская характеристика истории революционного движения в России: “...мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию”.

На доске портреты декабристов, Герцена, Огарева, Белинского.

УЭ-0

Входной контроль.

Сообщения учащихся о праздновании 180-летия со дня восстания декабристов на Сенатской площади.
Цель: сформулировать и понять познавательные цели модульного урока.
Задание. Сформулируйте познавательную цель модульного урока.

Отвечает один из группы.

УЭ-1

Реакционная политика царизма (1801-1825 гг.).

Цель: при работе с этим учебным элементом ты должен определить цели и социальную сущность политики Александра I.

Задание. Дай характеристику явлению “аракчеевщина”. Заполни схему.

Контроль: взаимоконтроль, сверься с образцом (у эксперта), поставь баллы в графу УЭ-1 оценочного листа.

Уровень обязателен для всех. Учебники закрыты. Выполняем на листочках. 5 баллов.

УЭ-2

Первые тайные организации декабристов. Программы декабристов.

Цель: при работе с этим учебным элементом ты должен дать характеристику программным документам декабристов.

Задание. Повтори по тетради (таблица) основные положения “Русской Правды” Пестеля и Конституции Никиты Муравьева. Проверь, достиг ли ты поставленной цели. Выдели основные положения “Русской Правды” и Конституции.

1. Уничтожение самодержавия.

2. Высший орган — народное вече, избираемое на основе имущественного ценза.

З. Республиканское правление.

4. Земля считается собственностью помещиков.

5. Конституционная монархия.

6. Равенство всех перед законом.

7. Освобожденные крестьяне наделялись землей (половина земельного фонда).

8. Конфискация помещичьих земель.

9. При освобождении крестьяне получали небольшой участок земли (по две десятины на двор).

10. Избирательное право без ограничений.

11 .Свобода слова, печати.

Ответ проверить по алгоритму, записанному на доске.

“Русская Правда”…

Конституция…

Контроль: самопроверка.

Учебники, тетради закрыты. Выполняем на листочках. 13 баллов.

УЭ-3

Восстание декабристов.

Цель: во время работы над этим учебным элементом ты должен понять:

1. Каковы были планы декабристов накануне восстания?

2. Причины их неудач на Сенатской площади.

Задание. Изучи документ “Манифест к русскому народу”, документ “Рассказ декабриста Н. А. Бестужева о восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге”, карту №2 “Восстание 14 декабря 1985 года”.

Проверь себя!

1. Каковы были планы декабристов накануне восстания?

2. Об уничтожении каких феодальных порядков говорится в “Манифесте”?

З. Назовите причины неудач декабристов.

4. Как Бестужев относится к тактике декабристов на Сенатской площади?

5. Подумайте, могли ли декабристы поднять народ на революцию?

Контроль: взаимоконтроль. Баллы ставит группа в оценочный лист.

Ответы обсудить в группах. Отвечает один от группы. Фронтальный опрос 5 баллов.

УЭ-4

Революционные кружки конца 20 - 30-х годов ХIХ века.

Цель: при работе с этим учебным элементом ты должен понять:

1. Дело декабристов не пропало. Революционное движение, несмотря на правительственный террор, развивается и ширится.

2. Понять сущность этих общественных движений.

Задание.

1. Прослушать сообщения учащихся о Герцене, Огареве, Белинском.

2. Ответить на вопросы, заданные докладчикам каждой группе.

Задания даются перед чтением докладов.

Контроль: оценит учитель.

Ответы обсудить в группах. Отвечает один от группы. 5 баллов.

УЭ-5

Выходной контроль.

Цель: выявить уровень усвоения учащимися темы “Начало дворянского этапа освободительного движения в России”.

Задание.

I группа.
Составить тестовое задание на тему “Декабристы” по алгоритму “третий лишний”. Вопросов должно быть 5. Один из группы диктует их классу. Класс работает устно.
Требования к заданию: а) четкость; б) логичность.

II группа.
Представьте, что вы должны рассказать об одном из декабристов всего за одну минуту. Что вы считаете самым главным в своем рассказе?

Работу группы оценивает учитель и учащиеся. 5 баллов.

 

Группа пользуется справочной литературой.

III группа.
Сравните цели внутренней политики Александра I и Николая I. Какими методами она осуществлялась? Заполните таблицу.
Требования к заданию: а) краткость; б) четкость.

 

Вопросы для сравнения

Александр I

(1801-1825)

Николай I

(1825-1855)

1. Цели

   

2. Методы

   

УЭ-6

Рефлексия.

1. С каким настроением я работал?

2. Что вызвало наибольшую трудность?

а) исследование материала учебника;

б) исследование текста документов;

в) обобщение полученных результатов.

3. Каким ты видишь себя на уроке?

а) интересным;

б) эмоциональным;

в) интеллектуальным;

г) знающим глубоко;

д) знающим недостаточно.

4. Каков “Я” -

Как работали “Мы” -

Как справились с “Делом” -

Группы работают с оценочными листами. Подсчитывают общее количество баллов, ставят итоговую оценку в оценочный лист.

Отметка: 28-33 балла – “5”

27-22 балла – “4”

21-17 баллов – “3”

Учитель анализирует оценки и работу учащихся.

Каждый самостоятельно рефлексирует свою деятельность (форма любая: письменные ответы, цветовая гамма).

Образец оценочного листа:

Фамилия
Имя

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

Общий балл

Отметка