Программа курса «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, обеспеченная учебниками авторского коллектива под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, призвана помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в окружающем социуме, выработать собственную жизненную позицию, реализовать свои возможности, утвердить себя как личность.
Что такое человек? Чем он отличается от других живых существ? Какое место занимает в мире природы? Как строит свои отношения с другими людьми? Как различить добро и зло? В чем заключается подлинная свобода человека? Эти и многие другие вопросы предстоит рассмотреть в курсе обществознания.
Курс является интегрированным, так как включает в себя сведения из целого ряда общественных наук, таких как: экономика, философия, социология, социальная психология, политология, этика, право…
Курс «Обществознание» - 8-9 класс и «Человек и общество» - 10-11 класс, включает в себя разделы психологии, социологии, социальной психологии и социальной конфликтологии.
Одним из направлений работы педагога-психолога в школе является психологическое просвещение учащихся. Таким образом, закономерной стала идея проведения интегрированных уроков педагогом-психологом и педагогом-предметником по обществознанию с целью разнообразить форму и содержание предметных занятий в разделе психологии, социальной психологии, социологии и социальной конфликтологии, а также с целью популяризировать психологические знания, научить ребят использовать психологические знания в повседневной личной и общественной жизни.
Программа курса содержит модуль из 17 уроков для обучающихся в 8-11 классах.
На Фестиваль мы представляем интегрированные уроки-практикумы по теме «Социальный статус. Социальная роль» для 9 и 11 класса.
Это определило цели уроков:
- Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
- Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
- Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Задачи:
- Охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и категориях социологии.
- Способствовать формированию умения применить психологические знания в повседневной жизни.
- Способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения как проявления их активности.
К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:
Формирование представления о следующих понятиях: социальный статус, социальная роль, престиж, авторитет.
1) Формирование умений и навыков практического применения психологических знаний (самопознания, выполнения ряда социальных ролей и пр.).
2) Воспитание необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Знать:
- указанные термины и понятия;
- приемы социально-психологического взаимодействия;
- особенности группового и личностного общения.
Уметь:
- взаимодействовать в социуме;
- диагностировать и анализировать ситуацию;
- быть успешным в любом виде деятельности.
Общеучебные умения и навыки:
- диагностика и самодиагностика;
- психологический анализ ситуации;
- рефлексия.
Форма урока:
- практикум
Тип:
- урок коррекции знаний и умений.
Методы и приемы:
- беседа;
- социологический опрос;
- ранжирование;
- диспут;
9 класс
Тема: «Социальные группы. Социальный статус. Социальная роль.
Социальные гарантии».
Форма: практическое занятие.
Методы и приемы: беседа по итогам выполнения заданий в группе.
Цель:
Закрепить понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные гарантии».
Ход занятия:
Класс делится на 3 микрогруппы.
Задание № 1: Раскройте смысл понятия «социальная роль». Назовите те социальные роли, в которых:
Микрогруппа № 1 – выступаете вы сами;
Микрогруппа № 2 – выступают ваши родители;
Микрогруппа № 3 – выступают ваши дедушки и бабушки.
Задание № 2: Сформулируйте общественные требования к социальной роли:
Микрогруппа № 1 – ученика;
Микрогруппа № 2 – родителя;
Микрогруппа № 3 – пассажира.
Задание № 3: Раскройте смысл понятия «социальный статус». Какие компоненты включает в себя понятие «социальный статус»? Какое влияние на социальный статус в современном обществе оказывают:
Микрогруппа № 1 – профессия и квалификация;
Микрогруппа № 2 – материальное положение;
Микрогруппа № 3 – возраст и семейное положение.
Задание № 4: Приведите примеры социальных гарантий:
Микрогруппа № 1 – детям;
Микрогруппа № 2 – неработающим;
Микрогруппа № 3 – пенсионерам.
Задание № 5: Раскройте смысл понятия «социальная адаптация». Почему возникает необходимость в социальной адаптации:
Микрогруппа № 1 – у первоклассников;
Микрогруппа № 2 – у пятиклассников;
Микрогруппа № 3 – у детей, впервые поступивших в детский сад.
Какие личностные компоненты влияют на социальную адаптацию?
Итог урока: Как в процессе российских реформ меняется положение человека в экономике и социальной сфере?
11 класс
Тема: «Социальный статус личности. Профессиональное самоопределение».
Форма: практическое занятие.
Методы и приемы:
Беседа;
Диспут;
Социологический опрос;
Ранжирование.
Цели:
Раскрыть смысл понятия «социальный статус личности» с точки зрения теории социальной стратификации и теории «статусного набора» Роберта Мертона.
Развивать умение работать в группе, выносить коллективное решение.
Ход занятия:
Опорными понятиями урока являются: статус, социальный статус, престиж, авторитет.
Предлагаю вам разделиться на 4 микрогруппы.
Задание № 1: Определите и аргументируйте, какое значение для социального статуса имеют такие компоненты как:
Микрогруппа № 1 – возраст и пол.
Микрогруппа № 2 – происхождение.
Микрогруппа № 3 – профессия.
Микрогруппа № 4 – семейное положение.
Обсуждение.
Задание № 2: Подумайте и ответьте на вопрос: Каковы пути повышения социального статуса в России? В странах запада? Ответ обоснуйте.
Задание № 3: Вам предлагается 10 профессий:
- банкир;
- экономист;
- юрист;
- врач;
- менеджер;
- милиционер;
- военный;
- пожарник;
- учитель;
- портной
Необходимо расставить эти профессии в порядке ранжирования:
А) с учетом их значимости;
Б) с учетом престижности.
Есть профессии, престиж которых в каждый конкретный временной этап стоек и непоколебим. Раньше престижными были профессии инженеров, нефтяников, металлургов, товароведов. В свете сегодняшнего дня престижными стали профессии менеджеров, экономистов, дизайнеров и т.д.
Конечно, каждая из перечисленных профессий является важной, нужной и полезной. Однако, иногда, выбирающего профессию манит не сама работа, а броский внешний престиж, и это может в последствии привести к разочарованию. Кроме того, есть и еще один очень важный нюанс – престижная профессия провоцирует создание и расширение учебных мест в вузах, а как следствие перенасыщенность рынка труда и нереализованность профессиональных навыков. И в этом случае целесообразней выбирать профессию, в большей степени востребованную на рынке труда.
Результаты социологического опроса.
Итог урока:
- Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой социальный статус?
- Каким образом связаны понятия «социальный статус» и «социальная роль» личности.
Литература:
Учебно-методическая
- Боголюбов Л.Н. Обществознание. М. Просвещение, 2000.
- Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 1997.
- Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Обществознание – 8-9 класс», «Человек и общество – 10-11 класс». М. Просвещение, 2001.
- Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. М. «Педагогический поиск», 2004.
Психологическая
- Карелин А.А. Психологические тесты. 1,2 том. М. «Владос», 2003.
- Петрусинский В.В. Игра: обучение, тренинг, досуг. М. Высшая школа, 1998.
- Кумар В. Ваш психологический портрет. СПб. Питер Пресс, 1996.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника. М. Сфера, 1999.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. М. Просвещение, 1997.
- Зинченко В.П. Как построить свое Я. М. Просвещение, 1991.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М. Знание, 1987.