Лучшее время проведения урока – декабрь. 10 декабря – Всемирный день прав человека, 12 декабря – день Конституции РФ.
Цели урока:
- способствовать формированию:
- гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма свободы, демократии, социального прогресса, отношения к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;
- гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры;
- умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
- умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.
Используется глобально-ориентированная технология.
Тип урока: интегрированный (обществознание и информатика)
Оборудование: Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ – в информационно-правовой системе “КонсультантПлюс” и тексты; проектор, компьютеры с программным обеспечением, презентация по теме урока.
Ход урока
Эпиграф записан на доске (экране).
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права” (А.Мицкевич)
Звучит Гимн РФ. На экране – символы государства РФ.
Учитель: Сегодняшний урок мы посвящаем Дню конституции РФ, который отмечается 12 декабря. Символично, что День Конституции следует за Всемирным Днем прав человека – 10 декабря. В 1948 году именно в этот день ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Учитель называет цели урока: продолжить знакомство с содержанием Всеобщей Декларации прав человека и Конституции России, провести практическую работу с документами размещенными в информационно-правовой системе “Консультант плюс”, сопоставить тексты этих двух документов, доказать, что Конституция РФ соответствует нормам международного права.
Обращаем внимание на эпиграф на экране.
1-й ученик – кратко – история развития идеи прав человека;
2-й ученик – права человека: международные организации и документы. Рисунок 1.
(Названия документов – на экране). Работа со словарем правовых терминов.
Учитель. Из общего перечня документов обратим внимание на Всеобщую декларацию прав человека и познакомимся подробнее с ее содержанием.
Выступление учеников. Рисунок 2. (История Зеленого человечка по книге А.Усачева “Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых”).
Учитель: Мы познакомились с некоторыми положениями Всеобщей Декларации прав человека. Как уже говорилось, конституции 90 стран содержат перечень фундаментальных прав, которые воспроизводят положения Декларации. Таковой является и Конституция РФ. По крайней мере, это утверждается в статье 17.
Учитель информатики: Знакомит детей с алгоритмом поиска документов в информационно-правовой системе “КонсультантПлюс”.
Ученики находят Конституцию РФ, статья 17.
Учитель обществознания: Статья 17 Конституции РФ утверждает, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, или просит одного из учеников прочитать ее.
Какой документ является важнейшим в системе международного права? (Ученики называют Декларацию).
Наша задача: доказать положение статьи 17.
Начинаем практическую работу.
Цель: доказать, что положения Конституции РФ соответствуют содержанию Всеобщей Декларации прав человека.
Класс делится на группы по 2-3 человека, ищут в документах соответствие статьи Декларации и Конституции РФ (по основным правам и свободам) – работа с информационно-правовой системой “КонсультантПлюс”. За столом сидят эксперты, они получают информацию, быстро проверяют ее по текстам документов, данные заносят в буклет. Учитель информатики или ученик заполняют таблицу. Рисунок 1.
В завершении работы подводятся итоги, и делается вывод о том, что Конституция РФ соответствует нормам международного права.
Как обстоят дела с реальным соблюдением прав человека в России, знают ли граждане РФ о правах человека, умеют ли защищать их?
Ученики подводят итоги социологического опроса. Вопросы анкеты для социологического опроса:
Какую роль право играет в вашей жизни?
- мне еще не пришлось соприкасаться с правовым аспектом жизни;
- право играет значительную роль в жизни каждого человека
- думаю, в нашем государстве право не играет никакой роли.
Учитель или ученики, получившие домашнее задание приводит реальный пример того, как граждане нашей страны могут защитить свои права (по данным СМИ) и вновь обращаем внимание на эпиграф: “Чтобы страна могла жить, надо чтобы жили права”. Значит, Россия живет и развивается.
По окончании урока оформленные буклеты раздаются всем участникам. Рисунок 3, Рисунок 4.
Применение: интегрированный урок истории-, обществознания- и информатики и как внеклассное мероприятие.
Использованные материалы:
- Ваторин А.С., Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Методические материалы по курсу Права человека. – М. Камерон, 2004 г.
- Усачев А. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М., Ангстрем, 1994 г.