Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

Разделы: История и обществознание


Цель:

  1. показать, как решалась проблема власти в России в конце XVIII в нач. XIX вв., выяснить, чем был вызван дворцовый переворот и его последствия,
  2. показать основные направления внутренней политики и внешней Павла 1 и Александра 1,
  3. обратить внимание на их положительную и отрицательную роль.

Тип: объяснение нового материала, комбинированный.

Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации, лабораторно-практический.

Задачи урока:

  1. Создать сюжетный сценарий независимого расследования «Последний дворцовый переворот в России», в котором звучат ожившие голоса истории.
  2. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности.
  3. Повысить культуру поведения, речи.
  4. Учить учащихся самостоятельно находить необходимый материал, обобщать и систематизировать его.
  5. Учить работать в группах.
  6. Подобрать задания в соответствии индивидуальных особенностей детей.
  7. Учить обобщать и систематизировать материал, делать выводы и обобщения.

Работа с учащимися:

  1. Заранее определяется тема урока-проекта, его цели, задачи.
  2. Дается перечень необходимой литературы, идет подборка материала, обсуждение этого материала в микрогруппах. (творчество, оформление)
  3. Подготовка к устной презентации (защита)
  4. написание эссе: «Павел 1 – тиран или жертва?»

Опережающее задание:

1. Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе. Алданов М.А. «Заговор» М. 1994 г.

Оборудование:

  1. Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I, Сперанского М.М.
  2. Схема «Система государственного управления России в начале XIX в.»
  3. Схема «Система государственного управления России по проекту М.М. Сперанского».
  4. Раздаточный материал: таблица «Внутренняя и внешняя политика Павла I»
  5. Документ «Отношение дворянства к отмене крепостного права».
  6. Документ «Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г.»

«Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»

Ф.М. Достоеквский

Ход урока

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Вступительное слово учителя: - Тема сегодняшнего урока «Проблема власти в конце XVIII в начале XIX вв. Власть. Общество. Человек.». Вы помните, что главной целью внутренней политики России в этот период было желание не отстать от ведущих стран Европы в военном и экономическом отношении, а также постоянное колебание верховной власти между абсолютизмом и возможностью предоставить обществу некоторую самостоятельность в политической жизни.

Пожалуй, в стране налицо было три проблемы:

1) Колебание монархов от абсолютизма до конституции (проблема власти);
2) Искренность намерений тех, кто желал, мог провести эти реформы и тех, кто был против реформ (человек);
3) Готовность общества к восприятию этих перемен (общество).

Помимо этих вопросов, остро стоял крестьянский вопрос, необходимость уничтожения наиболее уродливого его проявления – крепостничества и тесно связанная с ними судьба дворянства – опоры трона и носителя определенного типа культуры. Решение этих проблем позволило бы повысить авторитет России в глазах правительства европейских стран. При изучении данной темы нужно установить:

  1. Как решались обозначенные вопросы в период правления Павла 1 и Александра 1;
  2. Оценить предпринятые решения;
  3. Сделать общий вывод об итогах внутренней политики России в начале Х1Х века.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО

(учитель обращает внимание учащихся на доску, где выделены три основные вопроса темы)

  1. Как решались проблемы власти в России в начале Х1Х века?
  2. Готово ли было общество к восприятию этих перемен?
  3. Сделать общий вывод о внутренней политики Александра 1.

Учитель:

- Наша задача, внимательно прослушать выступление учащихся.

1) Заполнить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796-1801 гг.) Приложение 1,2,3 (задания для учащихся дифференцировано).

2) Проанализировать проект по следующему плану:

  • Достигнута ли цель проекта?
  • Как оформлен материал?
  • Оценить качества защиты проекта.
  • Каков творческий подход к решению поставленной цели?

Заранее подготовленная группа учащихся разыгрывает сюжетно-ролевую игру «Последний дворцовый переворот в России» (независимое расследование)

Роли:

  1. Ведущий
  2. Пален П.А. – генерал-губернатор, граф.
  3. Беннигсен Л.Л. –генерал-лейтенант, барон.
  4. Зубов Платон – бывший фаворит Екатерины ll

Выносит решение и защищает своё эссе по теме:

  1. «Павел 1 – тиран или жертва»
  2. «4 года, 4 месяца, 4 дня»
  3. «Павел 1 – крестьянский царь или дворянский» и т.д.

Учитель и учащиеся заслушивают сообщение учащихся по предложенному плану (см. выше) и оценивают самостоятельную работу учащихся по таблице «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796-1801 гг.)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

(учитель вновь возвращается к основным вопросам темы)

  1. Как решалась проблема власти в России в начале Х1Х века.
  2. Что, по вашему мнению, исходя из воспитания и особенностей сложившейся ситуации, должен был отменить Александр 1»

(обобщение ответов учащихся)

Учитель:

Первый период царствования Александра 1 вошел в историю под названием «Эры либерализма». В манифесте 12 марта 1801 года он провозгласил возвращение к порядкам Екатерины II. Вы угадали, что в первые же дни своего царствования он восстановил «жалованную грамоту дворянству и городам», освободил от наказаний и восстановил в правах репрессированных при Павле 1, упразднил «Тайную экспедицию, отменил пытки и телесные наказания для дворян». Начало правления Александра 1 отмечено попытками проведения либеральных реформ в области народного образования, в области государственного управления, в решении крестьянского вопроса. На основании текста учебника и предложенных документов необходимо сделать сообщения по следующему плану.

  1. Проект преобразований М.М. Сперанского (Приложение №4)
  2. Реформа в области государственного управления (Приложение №5)
  3. Реформы в области народного образования (Приложение №6)
  4. Крестьянский вопрос (Приложение №7)

а) работа в группах
б) внутри группы работа распределяется следующим образом: работа с учебником, работа с документами, обобщение, итоговое сообщение.
в) раскрыть содержание реформаторской деятельности в данной области государственной жизни.
г) соответствовали ли результаты реформ поставленным целям?

ИТОГ УРОКА

  1. Почему Александр 1 склонился к реформаторской деятельности?
  2. Было ли это требованием времени или его личным желанием?
  3. Готово ли было общество к восприятию этих перемен?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - сочинение на тему «Эра либерализма или игра в либерализм?».