Цель:
- показать, как решалась проблема власти в России в конце XVIII в нач. XIX вв., выяснить, чем был вызван дворцовый переворот и его последствия,
- показать основные направления внутренней политики и внешней Павла 1 и Александра 1,
- обратить внимание на их положительную и отрицательную роль.
Тип: объяснение нового материала, комбинированный.
Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации, лабораторно-практический.
Задачи урока:
- Создать сюжетный сценарий независимого расследования «Последний дворцовый переворот в России», в котором звучат ожившие голоса истории.
- Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности.
- Повысить культуру поведения, речи.
- Учить учащихся самостоятельно находить необходимый материал, обобщать и систематизировать его.
- Учить работать в группах.
- Подобрать задания в соответствии индивидуальных особенностей детей.
- Учить обобщать и систематизировать материал, делать выводы и обобщения.
Работа с учащимися:
- Заранее определяется тема урока-проекта, его цели, задачи.
- Дается перечень необходимой литературы, идет подборка материала, обсуждение этого материала в микрогруппах. (творчество, оформление)
- Подготовка к устной презентации (защита)
- написание эссе: «Павел 1 – тиран или жертва?»
Опережающее задание:
1. Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе. Алданов М.А. «Заговор» М. 1994 г.
Оборудование:
- Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I, Сперанского М.М.
- Схема «Система государственного управления России в начале XIX в.»
- Схема «Система государственного управления России по проекту М.М. Сперанского».
- Раздаточный материал: таблица «Внутренняя и внешняя политика Павла I»
- Документ «Отношение дворянства к отмене крепостного права».
- Документ «Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810 г.»
«Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
Ф.М. Достоеквский
Ход урока
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Вступительное слово учителя: - Тема сегодняшнего урока «Проблема власти в конце XVIII в начале XIX вв. Власть. Общество. Человек.». Вы помните, что главной целью внутренней политики России в этот период было желание не отстать от ведущих стран Европы в военном и экономическом отношении, а также постоянное колебание верховной власти между абсолютизмом и возможностью предоставить обществу некоторую самостоятельность в политической жизни.
Пожалуй, в стране налицо было три проблемы:
1) Колебание монархов от абсолютизма до конституции (проблема власти);
2) Искренность намерений тех, кто желал, мог провести эти реформы и тех, кто был против реформ (человек);
3) Готовность общества к восприятию этих перемен (общество).
Помимо этих вопросов, остро стоял крестьянский вопрос, необходимость уничтожения наиболее уродливого его проявления – крепостничества и тесно связанная с ними судьба дворянства – опоры трона и носителя определенного типа культуры. Решение этих проблем позволило бы повысить авторитет России в глазах правительства европейских стран. При изучении данной темы нужно установить:
- Как решались обозначенные вопросы в период правления Павла 1 и Александра 1;
- Оценить предпринятые решения;
- Сделать общий вывод об итогах внутренней политики России в начале Х1Х века.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО
(учитель обращает внимание учащихся на доску, где выделены три основные вопроса темы)
- Как решались проблемы власти в России в начале Х1Х века?
- Готово ли было общество к восприятию этих перемен?
- Сделать общий вывод о внутренней политики Александра 1.
Учитель:
- Наша задача, внимательно прослушать выступление учащихся.
1) Заполнить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796-1801 гг.) Приложение 1,2,3 (задания для учащихся дифференцировано).
2) Проанализировать проект по следующему плану:
- Достигнута ли цель проекта?
- Как оформлен материал?
- Оценить качества защиты проекта.
- Каков творческий подход к решению поставленной цели?
Заранее подготовленная группа учащихся разыгрывает сюжетно-ролевую игру «Последний дворцовый переворот в России» (независимое расследование)
Роли:
- Ведущий
- Пален П.А. – генерал-губернатор, граф.
- Беннигсен Л.Л. –генерал-лейтенант, барон.
- Зубов Платон – бывший фаворит Екатерины ll
Выносит решение и защищает своё эссе по теме:
- «Павел 1 – тиран или жертва»
- «4 года, 4 месяца, 4 дня»
- «Павел 1 – крестьянский царь или дворянский» и т.д.
Учитель и учащиеся заслушивают сообщение учащихся по предложенному плану (см. выше) и оценивают самостоятельную работу учащихся по таблице «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796-1801 гг.)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
(учитель вновь возвращается к основным вопросам темы)
- Как решалась проблема власти в России в начале Х1Х века.
- Что, по вашему мнению, исходя из воспитания и особенностей сложившейся ситуации, должен был отменить Александр 1»
(обобщение ответов учащихся)
Учитель:
Первый период царствования Александра 1 вошел в историю под названием «Эры либерализма». В манифесте 12 марта 1801 года он провозгласил возвращение к порядкам Екатерины II. Вы угадали, что в первые же дни своего царствования он восстановил «жалованную грамоту дворянству и городам», освободил от наказаний и восстановил в правах репрессированных при Павле 1, упразднил «Тайную экспедицию, отменил пытки и телесные наказания для дворян». Начало правления Александра 1 отмечено попытками проведения либеральных реформ в области народного образования, в области государственного управления, в решении крестьянского вопроса. На основании текста учебника и предложенных документов необходимо сделать сообщения по следующему плану.
- Проект преобразований М.М. Сперанского (Приложение №4)
- Реформа в области государственного управления (Приложение №5)
- Реформы в области народного образования (Приложение №6)
- Крестьянский вопрос (Приложение №7)
а) работа в группах
б) внутри группы работа распределяется следующим образом: работа с учебником, работа с документами, обобщение, итоговое сообщение.
в) раскрыть содержание реформаторской деятельности в данной области государственной жизни.
г) соответствовали ли результаты реформ поставленным целям?
ИТОГ УРОКА
- Почему Александр 1 склонился к реформаторской деятельности?
- Было ли это требованием времени или его личным желанием?
- Готово ли было общество к восприятию этих перемен?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - сочинение на тему «Эра либерализма или игра в либерализм?».