Культура Европы в конце XV – начале XVII в." Урок повторения

Разделы: История и обществознание


Цель. Выделить вклад в искусство выдающихся людей эпохи Возрождения.

Задачи:

1. Упрочить знание имен, дат, фактов, закрепить умение описывать картины, обобщить и систематизировать знания учащихся.

2. Разнообразить урок при помощи игровых ситуаций, повторить пройденный материал, используя различные приемы.

3. Воспитывать эстетический вкус учащихся и интерес к предмету истории.

Класс: 7

Новые термины: эпоха Ренессанса.

Оборудование: “энциклопедия юного художника”, глобус, карта Австралии, микроскоп, учебник алгебры, иллюстрации с изображением верхнебойного и нижнебойного колеса; репродукции картин “Джоконда”, “Сикстинская мадонна”, “Возвращение блудного сына”, “Пряхи”.

Вопрос к уроку. Какой вклад в искусство внесли выдающиеся люди эпохи Возрождения?

Ход урока

I. Организация начала урока.

Разделить класс заранее на 4 группы равные по способностям.

Представление команд.

Беседа.

  1. Какую тему изучили? (культура Европы в XV-XVII вв.)
  2. Как называется этот период в искусстве и почему? (эпоха Возрождения, так как в этот период были возрождены забытые науки и направления в искусстве.)

2. Сообщение цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы повторим все, что выучили, выясним какой вклад в искусство внесли выдающиеся люди эпохи Возрождения, и узнаем, как иначе называли эту эпоху. А для этого я предлагаю вам поиграть.

3. Повторение пройденного материала.

I конкурс.

Выбрать из предложенных предметов те, которые характеризуют развитие науки в XV-XVII вв. Выбор обосновать. (глобус, иллюстрации с изображением верхнебойного и нижнебойного колеса, гербарий, карта, микроскоп, учебник алгебры.). Что лишнее?

II конкурс.

На доске перечислены имена следующих представителей эпохи Возрождения:

  1. Леонардо да Винчи
  2. Йоган Кеплер
  3. Джордано Бруно
  4. Рене Декарт
  5. Николай Коперник
  6. Галилео Галилей.

“Я читаю высказывание какого либо ученого или фразу, характеризующую его, а вы определяете имя этого человека и ставите на карточке соответствующую цифру. По 4 цифры в строке. ”

1 строка.

А) Счастье приходит к тому, кто много трудится. (1)
Б) Ему принадлежит труд “О вращении небесных сфер” (5)
В) Занимался высшей математикой. (4)
Г) “Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна. ”(3)

2 строка.

А) Трудности не могли сломить его , они рождали в нем новые силы. (1)
Б) Первый ученый наблюдавший небо в телескоп. (6)
В) Листы его записных книжек были испещрены чертежами и рисунками. (1)
Г) Доказал, что у Юпитера есть спутники, а на Солнце – пятна. (6)

3 строка.

А) Разрабатывал устройство парашюта, подводной лодки, вертолета, водолазного костюма. (1)
Б) Он сделал несколько открытий в физике: сформулировал законы паления тел и движения маятника. (6)
В) “Произнося приговор, вы дрожите больше чем я, идущий на смерть” (3)
Г) “Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошел на смерть. (3)”

4 строка.

А) Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции. (1)
Б) “Он остановил Солнце и сдвинул Землю.”(5)
В) “Мудрость - дочь опыта”. (1)
Г) “И все-таки она вертится”. (6)

5 строка.

А) Отец его был зажиточный горожанин, а мать-крестьянка. (1)
Б) Ему было 70, когда он предстал перед судом инквизиции. (6)
В) занимался теорией уравнений в алгебре. (4)
Г) доказал, что планеты движутся не по круговым орбитам, а по вытянутым овальным эллипсам. (2)

У вас получилось 5 дат, определите их.

III конкурс - индивидуальные задания.

По 1 человеку от команды (самые сильные) описывают картины: “Джоконда”, “Сикстинская мадонна”, “Возвращение блудного сына”, “Пряхи”. Пока они готовятся, остальные выполняют индивидуальную работу письменно по карточкам. (на 6 вариантов)

I вариант

  1. Художник Германии, создававший гравюры. (А. Дюрер)
  2. Произведение Томаса Мора. (Утопия)
  3. В каком году казнили Джордано Бруно?(1600)

II вариант

  1. Голландский художник, писал, в основном, портреты, умер в нищете. (Рембрандт Ван Рейн)
  2. Произведение Франсуа Рабле. (Гаргантюа и Пантагрюэль)
  3. В каком году была выпущена “Утопия”?(1516)

III вариант

  1. Испанский художник, автор картины “Продавец воды в Севильи”
  2. Книга Мигеля Сервантеса. (Дон Кихот)
  3. Год выпуска книги “О вращении небесных сфер”. (1543)

IV вариант

  1. Он прожил ровно 47 лет(Рафаэль)
  2. Играл в театре “Глобус”. (Шекспир)
  3. В каком году умерли Сервантес и Шекспир?(1616)

V вариант

  1. Его основное произведение “Давид”. (Микеланджело)
  2. Оруженосец дона Кихота. (Санчо Панса)
  3. Открытие Австралии. (1642-1644)

VI вариант

  1. Автор произведения “Мона Лиза”. (Леонардо да Винчи)
  2. Автор “Утопии”. (Мор)
  3. Кто открыл Австралию?(Абель Тасман)

IV конкурс

Каждая команда разыгрывает в виде пантомимы картину, которую будет описывать их капитан. Команды-соперницы должны определить название и автора изображенной картины.

V конкурс

Капитаны описывают картины и задают вопросы командам.

VI конкурс-кроссворд

Решив кроссворд, вы узнаете, как иначе называют эпоху Возрождения.

По горизонтали:

1. Один из героев книги Франсуа Рабле.

4. Человек, разрушивший теорию Птолемея.

5. Имя оруженосца дона Кихота.

6. Кому принадлежит высказывание: “рассказывают о новом астрономе, который говорит, что Земля движется и оборачивается вокруг себя, этот человек хочет перевернуть все искусство астрономии. ”

7. Театр, в котором играл Шекспир.

8. Автор 37 пьес.

9. По книге Рабле, страна, где поклоняются Римскому папе.

10. Второе название картины “Мона Лиза”.

11. На его памятнике надпись “Живописцу правды”.

По вертикали:

12. Как иначе называется эпоха Возрождения?

4. Итог урока.

Какую тему повторили?

Как иначе называется эпоха Возрождения?

Какой вклад внесли люди эпохи Возрождения в искусство и культуру?