Система подготовки к ЕГЭ на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


1. К вопросу о ЕГЭ.

В полном соответствии с законами организационной психологии, которые утверждают, что любая попытка что-либо изменить в устоявшейся практике человека вызывает первичную реакцию отрицания, мы наблюдаем, что число яростных противников ЕГЭ понемногу уменьшается, во всяком случае их голоса несколько тише и наступает следующий этап – попыток конструктивного осмысления плюсов и минусов, тактических и стратегических последствий.

Сегодня многие из нас задаются вопросом: как же успешно подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена? Какие условия следует учитывать, а в ряде случаев – целенаправленно изменять? Согласно проведённых исследований, главным внутренним ресурсом школы при подготовке к ЕГЭ является изменение педагогической позиции учителя. Один из устойчивых профессиональных стереотипов педагогов – это стремление подготовить абсолютно всех школьников к достижению высоких результатов. По мнению исследователей, более целесообразно перенаправить учительские усилия на достижение конкретным школьником нужных именно ему или возможно для него самого результатов. Тогда “тройка” на ЕГЭ становится не менее важным и значимым достижением учителя и ученика, чем “пятёрка”. А главное – учащиеся постепенно учатся соизмерять свои притязания и возможности и ответственно выбирать соответствующую образовательную траекторию.

От каких факторов зависит подготовка выпускников?

  • диагностика уровня подготовки учащихся должна начинаться не позднее 9-го класса
  • в основе диагностики должны лежать единые оценочные эталоны
  • необходимость создания условий для освоения выпускниками навыков адекватной самооценки

Для решения этих задач наиболее эффективным является использование предметных тестов, как тематических, так и итоговых.

2. Актуальность гуманитарного образования.

Мнение руководителя одного из американских колледжей: “Как это ни странно прозвучит в век расцвета технологий, всё важнее становятся гуманитарные науки – философия, история, литература (обществознание). Они учат вас интерпретировать полученную информацию и аргументированно защищать свою точку зрения…Нельзя научить людей “думать иначе” без гуманитарного образования. Оно может помочь рождению действительно оригинальных идей”.

3. Подготовка к экзамену по обществознанию:

  • к основным целям обществоведческой подготовки нужно отнести не только усвоение знаний и овладение умениями, развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей;
  • одна из особенностей обществоведческого курса заключается в том, что он базируется не на одной науке, как ряд других предметов, а интегрирует знания из целого комплекса социальных и гуманитарных наук;
  • названные науки являются основой восьми содержательных линий: человек, общество, познание, право, экономическая сфера общества, духовная жизнь общества, политика, социальные отношения;
  • одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности.
  • в связи с этим – необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.

4. В чём мне видится система работы в данном направлении?

  • в 8-м, 9-м классе – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся)
  • в 10-м, 11-м классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера)
  • возможность использования на III ступени обучения тестов обучающего характера при изучении нового материала
  • формирование в процессе работы с тестовым материалом навыков адекватной самооценки учащихся.

Технологическая карта творческого урока.

Предмет: обществознание

Тема: Основы российского избирательного права

Цели:

  • формирование правовой культуры будущих избирателей;
  • совершенствование общеучебных умений и навыков старшеклассников, способствующих успешной подготовке к ЕГЭ;
  • развитие умений применять в социально-правовой практике полученные на учебных занятиях знания.

Методическая цель: использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на подготовку к ЕГЭ.

Форма проведения: урок-практикум

Программа работы:

  • Целеполагание. Актуализация проблемы урока.
  • Постановка проблемы: определить, насколько важно сегодня быть грамотным избирателем.

Работа в группах: инструктаж, практическая работа. Учебная задача: проанализировав материалы учебной литературы, Конституции РФ, определить принципы и содержание избирательного права РФ

Практическая задача: выполнить тестовые задания обучающего характера на этапе самостоятельного изучения нового материала.

  • Обобщение результатов работы групп. Обмен мнениями.
  • Рефлексия. Подведение итогов.

Целеполагание. Актуализация проблемы урока.

  • Изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы:

“Если Вы не занимаетесь политикой, то политика занимается Вами”.

II. Задания для практической работы по теме “Основы избирательного права”.

1. Постановка проблемы.

Учебная задача: проанализировав материалы учебной литературы, Конституции РФ, Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области”, определить принципы и содержание избирательного права РФ

Практическая задача: выполнить тестовые задания разного уровня сложности на этапе самостоятельного изучения нового материала.

Группа №1 - работа по теме “Российское избирательное право”

А1 Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

  1. активное избирательное
  2. пассивное избирательное
  3. классическое избирательное?

А2 Какой из принципов не относится к основам российского избирательного права?

  1. всеобщее
  2. прямое
  3. принципиальное
  4. равное

6) при тайном голосовании

А3 Референдумом называется

  1. право гражданина выступать в качестве избирающего
  2. право гражданина выступать в качестве избираемого
  3. всенародное голосование по важному государственному вопросу
  4. процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей

В1 Закончите следующее определение: “Избирательные права граждан – это ….”

В2 Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики

1. всеобщее А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;
2. равное Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;
3. прямое В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;
4. с тайным голосованием Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

С1 Гражданин Д. не пошёл голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришёл к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.

Укажите на нарушение(я) избирательного права.

Группа №2 – работа по теме “Система выборов”

А1 При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один депутат

  1. при пропорциональной системе
  2. при мажоритарной системе
  3. при смешанной системе

А2 Выборы депутатов Государственной Думы РФ осуществляются

  1. только на основе пропорционального представительства
  2. только на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства
  3. на основе смешанной избирательной системы по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам
  4. только на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства

А3 По Закону “О выборах депутатов Государственной думы РФ” для проведения выборов депутатов Государственной думы по одномандатным округам образуются

  1. 250 одномандатных округов
  2. 450 одномандатных округов
  3. одномандатные округа не выделяются
  4. 225 одномандатных округов

В1 Сопоставьте понятия и определения

1. Пропорциональная избирательная система А) когда для победы на выборах требуется получить большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей
2. Мажоритарная избирательная система Б) когда места в выборном органе распределяются пропорционально количеству поданных за ту или иную партию (блок) голосов.

В2 В приведённой фразе вставьте пропущенное словосочетание

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и чёткая …………….. – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

С1 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.

“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А. Линкольн)

“Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон” (О. Бальзак)

Группа №3 работа по теме “Избирательные комиссии”

А1 Что такое ценз избирателей?

  1. способность своими действиями приобретать права и обязанности
  2. действия граждан, избирательных объединений по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ
  3. предусмотренные законодательствам условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным
  4. проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа.

А2 Сколько членов в Центризберкоме?

  1. 5 человек
  2. 7 человек
  3. 10 человек
  4. 15 человек

А3 Что не относится к функциям участковой избирательной комиссии?

  1. составляет список избирателей по избирательному участку
  2. обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках
  3. осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ
  4. оповещает население о своём адресе и номере телефона, времени работы, а также о дне и месте голосования.

В1 Определите, какое звено пропущено в следующей логической цепочке.

Избирательные комиссии: участковые > территориальные (районные, городские) > окружные (при выборе Президента РФ) > _____________ > Центральная избирательная комиссия.

В2 Впишите пропущенное слово: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и _______________”.

С1 Кандидат в депутаты Государственной Думы по Н-скому избирательному округу обратился в Центральную избирательную комиссию с требованием признать результаты выборов недействительными. В ходе выборов наблюдателями были зарегистрированы факты выдачи гражданам нескольких бюллетеней по паспортам членов семей, соседей, которые не в состоянии самостоятельно придти на участок. В день выборов на одном из избирательных участков не успели разместить специально оборудованную кабину для голосования. Граждане, не участвовавшие в голосовании, получили квитанцию о необходимости уплатить штраф за неучастие в выборах.

Какие конституционные принципы избирательного права были нарушены в ходе выборов в депутаты Государственной Думы в данном избирательном округе?

III. Обобщение результатов работы групп. Обмен мнениями.

Проблема: определить, насколько важно сегодня быть грамотным избирателем.

Рефлексия: Тест “Я – избиратель”

1. Если ваш лучший друг будет уговаривать вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, вы:

а) сделаю, что просит

б) не знаю, как поступить

в) не сделаю

2. Если вам предложат приличные деньги за ваш избирательный бюллетень, вы:

а) продам

б) не знаю, как поступить

в) не продам

3. Если в день выбора президента у вас появится шанс классно отдохнуть с ночёвкой у реки с друзьями, вы:

а) не проголосую

б) не знаю, как поступить

в) проголосую

4. Если вы узнали, что ваши родители в день голосования собрались на дачу, вы

а) промолчу

б) не знаю, как поступить

в) буду убеждать проголосовать

5. Если один из кандидатов пообещает накануне выборов резко снизить цены на продукты и одежду, вы

а) проголосую за него

б) не знаю, как поступить

в) не проголосую за него

Если в ваших ответах преобладает ответ “а”, то печальной может быть судьба вашего Отечества. А это значит, что и ваша судьба незавидна. Вы недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от вашего голоса многое зависит. Например, будете ли вы вообще сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, конечно).

Если в ответах преобладает вариант “б”, то вы немного отличаетесь от предыдущего “избирателя”. Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что вас политика никогда не коснётся – я, мол, человек маленький.

Если в ответах преобладает вариант “с”, то всё в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и вы.

Ответы к заданиям теста по теме

“Российское избирательное право”

(группа №1)

А1 – 2 В1 “Избирательное право граждан – это конституционное
А2 – 3 право избирать и быть избранным в органы государственной
А3 - 3 власти и в выборные органы местного самоуправления”

В2

1 – В
2 – Б
3 – А
4 – Г

С1. В первом случае было нарушено избирательное право гражданина Д. По российскому законодательству участие граждан в выборах добровольное. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах.

Во втором случае также нарушено избирательное право. На основании статьи 98 Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области” участковая избирательная комиссия обязана удовлетворить просьбу гражданина Н., если его заявление (устное обращение) было подано в участковую комиссию не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования.

Ответы к заданиям теста по теме

“Система выборов”

(группа №2)

А1 – 2 В1 1 - Б
А2 – 3 2 - А
А3 – 4 В2 - процедура

С1. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

  • Представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы
  • Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа
  • Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт

Ответы к заданиям теста по теме

“Избирательные комиссии”

(группа №3)

А1 – 3 В1 - комиссии субъектов РФ.
А2 – 4 В2 - референдум
А3 - 3

С1 Нарушены следующие конституционные принципы избирательного права:

  • прямое, так как избиратели должны голосовать на выборах непосредственно, а не через подставных лиц;
  • с тайным голосованием, так как вовремя не была установлена кабина для голосования, что не исключало бы контроль за волеизъявлением избирателей;
  • принцип добровольности, так как никто не имеет права принуждать каким-либо способом гражданина к участию в выборах