Цели:
Познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре II;
Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны;
Развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, контурными картами, дополнительным материалом;
Закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой;
Развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями;
Обучить навыкам подготовки и защиты проектов.
Тип урока: изучение нового материала с помощью защиты проектов.
Оборудование: карта “Территория Российской империи в конце XIX – начале XX вв.”, контурные карты, картины, стихотворения, цитаты, документы, дополнительный материал.
План урока:
- Европейское направление (рассказ учителя с использованием мультимедийного проектора с помощью слайдов);
- Дальневосточное, среднеазиатское, ближневосточное направления (разработка проектов);
- Защита проектов учащимися;
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход урока:
Класс делится на группы (количество групп зависит от количества направлений, которые будут рассматриваться) для работы над проектами. Т.к. о европейском направлении учитель будет рассказывать сам, то групп будет три. В соответствии, над каким направлением работает группа, на столах лежат вспомогательные материалы. К вспомогательным материалам относятся:
- учебник, тетрадь;
- контурная карта, атлас;
- печатные документы, договоры;
- иллюстрации, картины, стихи, цитаты, выражающие характер конкретно направления.
Многие материалы, используемые на этом уроке, выполнены самими учащимися при подготовке к уроку.
Учитель: (сопровождается показом слайдов, Приложение 1) Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим внешнюю политику Александра II. В рамках этого вопроса раскрываются четыре основных направления: европейское, дальневосточное, ближневосточное, среднеазиатское.
Говоря о европейском направлении, следует отметить блистательную политику российской дипломатии во главе с А.М.Горчаковым. Россия ставила перед собой задачи об отмене статей Парижского договора, запрещавших иметь России на Чёрном море военный флот, арсеналы и крепости, о защите южных границ государства и о восстановлении влияния на Балканах и Ближнем Востоке.
Для того, чтобы проследить действия Российской империи, надо вспомнить, какова же была расстановка сил в Европе.
Закончилась франко-прусская война. Победа Пруссии в борьбе против Австрии, Дании, а затем и разгрома Франции привела к тому, что ни одна из этих стран не решалась единолично участвовать в войне против России. Турция, не имея европейской поддержки, тоже не смела выступать против России. А вот Пруссия как раз стояла на стороне России и поддерживала её во всём.
В сложившейся ситуации Россия предложила правительствам всех государств, подписавших Парижский договор, собраться для обсуждения вопроса об отмене нейтрализации Чёрного моря. В результате в марте 1871 года состоялась Лондонская конференция, на которой был подписан протокол о нейтрализации Черного моря. Тем самым, одна из поставленных задач, была успешно достигнута.
Следующим шагом в рамках европейского направления стало создание “Союза трёх императоров”. Это произошло в 1873 году. Договор был подписан тремя государствами: Россией в лице Александра II, Германией в лице Вильгельма I и Австрией в лице Франца – Иосифа. Основная задача “Союза…” состояла в устранении разногласий между собой путём переговоров, а при угрозе нападения какой-либо другой державой договориться о совместных действиях.
Работа над проектами.
А сейчас вы будете работать самостоятельно в группах над составлением проектов своего направления. Результатом вашей деятельности станет заполнение плаката. Перед вами на столах находятся документы, картины, стихи, цитаты. С помощью их вам надо оформить плакат, соответствующий вашему направлению. Плакаты расположены перед вами на доске.
В проекте вам необходимо выделить:
- причины, почему Россия считала необходимым своё вмешательство по данному направлению;
- события, которые произошли в рамках вашего направления;
- результаты, к чему привели эти действия.
При работе над проектом вам надо подобрать из предложенных вспомогательных материалов картину, стихотворение, цитату с тематикой вашего направления. (Приложение 2)
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (образец результата)
БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (образец результата)
СРЕДНЕАЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (образец результата)
Результат: защита трёх проектов. При защите проекта учащиеся каждой группы:
- отображают причины, события, результаты
- показывают на карте территорию своего направления
- характеризуют подобранные девиз, стихотворение, картину
подведение итогов:
закрепление изученного материала:
заполнить карточку – В результате урока “Внешняя политика Александра II” мне открылись:
три самых важных имени:
три самых важных события:
три самых важных действия:
три самых важных чувства:
- обсуждение проектов и выставления оценок в группах учащимися