История и обществознание
-
Урок по теме "Конституция РФ". 9-й класс 2009
Правовой нигилизм – одна из серьезнейших проблем современного российского общества, а в числе причин оного можно назвать элементарное незнание своих прав и обязанностей (в том числе закрепленных в Конституции государства). Данный урок позволяет, используя тренинговые и интерактивные методики, способствовать формированию юридической грамотности школьников.
-
Открытый урок в 7-м классе "Начало Смутного времени" 2009
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и характера восстания И.Болотникова.
-
Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи" 2009
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
-
Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе" 2009
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
-
Игра по станциям "Культура Древней Руси" 2009
Представленная методическая разработка игры по станциям среди учащихся 6—8-х классов является результатом многолетнего сотрудничества учителей истории и изобразительного искусства: эта игра-викторина проводится в школах во время декады по истории, а более расширенный вариант использовался для проведения районной олимпиады по истории.
-
"Государства Древнего Востока". 5-й класс 2009
Здесь представлен обобщающе-повторительный итоговый урок по Древнему Востоку. В план урока введены следующие виды работ: по настенной карте «Древний Восток» и современной политической карте, работа по учебнику, тест, игра «Плетёная корзинка», выявление и исправление ошибок в тексте, устный исторический диктант, презентация.
-
Урок по теме "Социально-экономическое развитие СССР в 1945–1953 годах" 2009
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе.
-
Урок "Внешняя политика Ивана IV" 2009
Цели урока: закрепить материал по теме "Реформы Избранной рады"; актуализировать знания по теме "Русь и Золотая Орда", западные соседи Руси (в качестве подготовки к изучению новой темы); охарактеризовать два основных направления внешней политики Ивана IV - западное и юго-восточное; показать результативность внешней политики Ивана IV.
-
Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа" 2009
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
-
Кубань в Великой Отечественной войне 2009
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ.
-
"Театр в Греции". Урок в 5-м классе, предмет "История Древнего мира" 2009
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого.
-
Роль учительской интеллигенции в организации общественно-полезной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны 2009
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
-
Труд и право 2009
Урок относится к разделу "Человек и его права" по программе А.И. Кравченко. Урок построен по базовой модели РКМЧП "Вызов - Осмысление - Рефлексия", также с использованием приемов РКМЧП "кластер" и "уголки". Эти приемы описаны в приложениях. Данная интерактивная технология позволяет учащимся эффективно работать с текстом, за урок охватить большой объем материала, развивать письменную и устную речь, а также дискуссионные навыки и формирование собственной точки зрения.
-
Сценарий музейной экскурсии "Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века" 2009
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
-
Урок-представление по истории в 11-м классе. Тема: "Защита десятилетия" 2009
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая характеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
-
Урок-практикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия" 2009
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества.
-
Внеклассное интегрированное мероприятие на тему "Вредным привычкам — нет!" 2009
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употребления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
-
Тема "Самопознание". Семинар-практикум в 10-м классе (2 часа) 2009
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
-
Занятие элективного курса "История в лицах". "А.Д. Сахаров - ученый и гражданин" 2009
Сегодня широко обсуждаются проблемы развития гражданского образования. Знакомство с биографиями известных людей нашей страны, живших в XX веке и противостоявших власти, может стать хорошим материалом для размышления о сущности понятий гражданственность и гражданин. Учитывая ограниченность учебного времени, целесообразно рассматривать данные материалы на занятиях элективного курса «История XX века в лицах».
-
Элективный курс "Основы философских знаний" (10—11-е классы) 2009
Данный элективный курс позволяет учителю решить следующие задачи: раскрыть специфику философского знания как особого исторического типа мировоззрения, его отличия от мифологического и религиозного типа мировоззрения; рассказать о философии как любви к мудрости, как поиска истины; раскрыть главные этапы развития основных философских идей и проблем; показать роль различных мировоззренческих позиций, в русле которых и раскрывались основные идеи; проанализировать нравственный опыт человечества в формировании мировоззрения личности.
-
Интегрированный урок (история + ИЗО) по теме "Появление искусства и религиозных верований" 2009
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
-
"Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории 2009
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
-
Урок истории "Савва Иванович Мамонтов - предприниматель и художник, феномен в истории России" 2009
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
-
Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения 2009
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
-
Русские земли под властью Золотой Орды (6-й класс) 2009
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека.
-
Урок по теме: "Петру I - Екатерина II" 2009
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
-
Конспект урока "Внешняя политика: от разрядки до конфронтации". 9-й класс 2009
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
-
Интеллектуальная игра "Шире круг" 2009
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
-
Международное гуманитарное право. 9-й класс 2009
Урок составлен с целью дать школьникам знания об основополагающих принципах и нормах гуманитарного права, способствующих пониманию необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта; воспитания школьников в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности. На уроке использовались технологии: интерактивная беседа, работа с документами и источниками.
-
Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике") 2009
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.