Класс 5.
Технология: саморазвивающего обучения.
Тип урока: мотивационный с элементами игры
Вид урока: урок-игра.
Цель:
- познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр,
- сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
- cпособствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений школьников, их индивидуальных творческих способностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
- воспитывать самостоятельность, доброжелательные отношения, интерес к предмету.
Оборудование:
- Карта Древней Греции.
- 5 лавровых венка.
- серебреная чаша для голосования и жетоны в ней с порядковыми номерами.
- 5 ваз, камешки для оценки выступлений.
- выставка книг и детских рисунков по теме "Олимпийские игры в Греции"
- карточки с заданиями.
- таблички с названиями.
- музыкальное оформление.
- медиопроектор
Опережающее задание:
- нарисовать рисунки по теме,
- изучить дополнительную литературу,
- приготовить приветствие и девиз для атлетов,
- определить состав жюри.
Познавательное задание на весь урок: Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца - мастерство спортсмена или любовь к нему богов?
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с историей Олимпийских игр. Как они появились, что послужило поводом к организации этих игр. Давайте с вами перенесемся на несколько тысячелетий назад и представим, что мы сейчас находимся не в классе, а на территории Древней Греции в городе Олимпии.
Выходят дети в костюмах глашатых.
1 глашатый: - Слушайте, Слушайте, слушайте
2 глашатый: - Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны.
1 глашатый: - Да победят сильнейшие!
Ученик: такими словами на территории всей Древней Греции устанавливался мир, запрещались раздоры и войны, а в Олимпию начинали съезжаться и сходиться тысячи зрителей и сотни участников изо всех полисов Эллады, включая колонии. Игры были посвящены Зевсу Олимпийскому и проходили через каждые четыре года летом в Элиде, области на Северо-западе Пелопанеса. Священный город, предназначенный для проведения празднества - Олимпия располагался у слияния рек Алфея и Кладея, у подножия горы Олимп и холма Кропоса (показать на карте).
1 глашатый: По мифологическому преданию Олимпийские игры были учреждены, когда жители Пелопанеса беспрерывно воевали друг с другом. По преданию, царь Ифит, современник спартанского законодателя Ликурга, обратился к оракулу с запросом, как прекратить раздоры и оракул посоветовал возобновить в Олимпии древние игры и учредить там культ дорийского героя Геракла.
2 глашатый: Есть еще одно предание об основателе Олимпийских игр. Очистив необычайно грязный скотный двор царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить десятую часть его стада. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга и повелел раз в четыре года устраивать здесь общие греческие атлетические игры.
Ученик: Установление порядка в проведение игр приписывалось в древности царю Элиды Ифиту. Текст договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске - о нем в IV в. до н.э. сообщает Аристотель, во II в. до н.э. в храме Геры его еще видел Павсиний. В играх, поначалу имевших местный характер, с XV Олимпиады принимают участие жители Пелопанеса, с XXX всей Греции. Варвары могли присутствовать на играх только в качестве зрителей. Дата проведения игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялось особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами - спондофорами.
Олимпийский совет (выбирается из старшеклассников или учителей):
1-й: Мы постановили, что олимпийские игры проводятся в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Все жители должны быть оповещены.
2-й: С сегодняшнего дня начинается священное перемирие, которое продлится два месяца.
3-й: Прекратить все военные действия, область Элида становится "священной зоной мира" и никто не имеет права вступать сюда с оружием.
4-й: кто нарушит священное перемирие, тот заплатит огромный штраф и лишится права участвовать в играх.
5-й: Завтра все атлеты должны принести клятву богу Зевсу.
Слова учителя: на экране написаны незнакомые для вас слова, с которыми вы сегодня встретитесь, (ребята смотрят на экран и читают эти слова и их значение). Атлет, олимпионик, ипподром, пятиборье.
1-й глашатый: Священный мир объявлен по всей Элладе.
2-й глашатый: Дороги на море и на суше безопасны, ступайте же в Олимпию!
2. Основная часть.
Олимпионики проводят жеребьевку, как на олимпийских играх.
Учитель: Перед вами серебряная чаша. По традиции вам нужно из нее достать жетон, на котором вы увидите букву греческого алфавита, а судьи определят порядок выступления.
Олимпионикам раздаются карточки с заданиями. Пока ребята готовятся, с болельщиками проводится конкурс, а заработанные баллы они отдают олимпионику, за которого болеют. Им также дается карточка № 2, ответы они передают в жюри и пишут, кому они хотят отдать свои баллы за правильные ответы.
Выступление олимпиоников по карточкам. Подведение итогов конкурса.
Слова учителя: На пятый день игр раздавались награды. Предоставим слова нашим уважаемым судья, которые объявят победителей.
Глашатые выкрикивают имена победителей, зрители приветствуют их словами: "Слава победителю"!
Происходит награждение олимпиоников (венки и нарисованные амфоры).
Учитель напоминает вопрос, который был поставлен в начале урока, и учащиеся отвечают.
3. Домашнее задание: Параграф 33, вопросы.
Приложение № 1.
Карточки с заданиями.
Карточка № 1.
- На карте отметьте место проведения олимпийских игр и свой город, откуда вы прибыли на состязания.
- Выберите богиню - бога покровителя вашего города и вас. Объясните свой выбор.
- Придумайте слова клятвы в честь бога Зевса и произнесите их.
- Расскажите об одном дне соревнований, когда проходили и какие атлеты отличились?
Карточка № 2.
- Укажите, в каком году состоялись первые олимпийские игры?
- Определите, кого в Древней Греции называли атлетом?
- Назовите, кому запрещалось участвовать в Олимпийских играх?
- Сколько дней длились состязания?
- Назовите, в каких видах спорта состязались древние греки?
Приложение № 2.
Задания для болельщиков.
В Древней Греции жил знаменитый борец Милон, который, готовясь к Олимпийским играм каждый день, поднимал теленка и нес его в гору, другие борцы несли мешки с песком. У кого была больше нагрузка и почему?
Однажды спартанцы незадолго до олимпийских игр осадили враждебный им греческий город. Эта весть разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили участвовать в играх целых 20 лет. Какой обычай они нарушили? В скольких олимпийских играх им не разрешалось принимать участие?
Какими почестями встречали победителей на Родине?
Список используемой литературы.
- Куликов Н.И. Герои и боги Греции. 1994.
- Под редакцией Алексеева С.П., Алексина А.Т. Что такое. Кто такой. Т. 2. М. 1994.
- Под редакцией Францева Ю.П. Всемирная история. Т. 1. стр. 683 - 685. М. 1956.
- Школьная энциклопедия. История древнего мира. М. 2003.
- Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. энциклопедия школьнику. Т. 2. М. 1994.