Сюжетно-ролевая игра с элементами соревнования "Олимпийские игры в древности"

Разделы: История и обществознание


Класс 5.

Технология: саморазвивающего обучения.

Тип урока: мотивационный с элементами игры

Вид урока: урок-игра.

Цель:

  • познакомить учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр,
  • сформировать образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
  • cпособствовать развитию хронологических, картографических, образных и логических умений школьников, их индивидуальных творческих способностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
  • воспитывать самостоятельность, доброжелательные отношения, интерес к предмету.

Оборудование:

  • Карта Древней Греции.
  • 5 лавровых венка.
  • серебреная чаша для голосования и жетоны в ней с порядковыми номерами.
  • 5 ваз, камешки для оценки выступлений.
  • выставка книг и детских рисунков по теме "Олимпийские игры в Греции"
  • карточки с заданиями.
  • таблички с названиями.
  • музыкальное оформление.
  • медиопроектор

Опережающее задание:

  • нарисовать рисунки по теме,
  • изучить дополнительную литературу,
  • приготовить приветствие и девиз для атлетов,
  • определить состав жюри.

Познавательное задание на весь урок: Что с точки зрения древнего грека имело большее значение для победы олимпийца - мастерство спортсмена или любовь к нему богов?

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с историей Олимпийских игр. Как они появились, что послужило поводом к организации этих игр. Давайте с вами перенесемся на несколько тысячелетий назад и представим, что мы сейчас находимся не в классе, а на территории Древней Греции в городе Олимпии.

Выходят дети в костюмах глашатых.

1 глашатый: - Слушайте, Слушайте, слушайте

2 глашатый: - Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны.

1 глашатый: - Да победят сильнейшие!

Ученик: такими словами на территории всей Древней Греции устанавливался мир, запрещались раздоры и войны, а в Олимпию начинали съезжаться и сходиться тысячи зрителей и сотни участников изо всех полисов Эллады, включая колонии. Игры были посвящены Зевсу Олимпийскому и проходили через каждые четыре года летом в Элиде, области на Северо-западе Пелопанеса. Священный город, предназначенный для проведения празднества - Олимпия располагался у слияния рек Алфея и Кладея, у подножия горы Олимп и холма Кропоса (показать на карте).

1 глашатый: По мифологическому преданию Олимпийские игры были учреждены, когда жители Пелопанеса беспрерывно воевали друг с другом. По преданию, царь Ифит, современник спартанского законодателя Ликурга, обратился к оракулу с запросом, как прекратить раздоры и оракул посоветовал возобновить в Олимпии древние игры и учредить там культ дорийского героя Геракла.

2 глашатый: Есть еще одно предание об основателе Олимпийских игр. Очистив необычайно грязный скотный двор царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить десятую часть его стада. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного круга и повелел раз в четыре года устраивать здесь общие греческие атлетические игры.

Ученик: Установление порядка в проведение игр приписывалось в древности царю Элиды Ифиту. Текст договора о правилах состязания был записан на бронзовом диске - о нем в IV в. до н.э. сообщает Аристотель, во II в. до н.э. в храме Геры его еще видел Павсиний. В играх, поначалу имевших местный характер, с XV Олимпиады принимают участие жители Пелопанеса, с XXX всей Греции. Варвары могли присутствовать на играх только в качестве зрителей. Дата проведения игр, начинавшихся в первое полнолуние после летнего солнцестояния, определялось особой комиссией, о времени их открытия все греческие государства оповещались специальными послами - спондофорами.

Олимпийский совет (выбирается из старшеклассников или учителей):

1-й: Мы постановили, что олимпийские игры проводятся в первое полнолуние после летнего солнцестояния. Все жители должны быть оповещены.

2-й: С сегодняшнего дня начинается священное перемирие, которое продлится два месяца.

3-й: Прекратить все военные действия, область Элида становится "священной зоной мира" и никто не имеет права вступать сюда с оружием.

4-й: кто нарушит священное перемирие, тот заплатит огромный штраф и лишится права участвовать в играх.

5-й: Завтра все атлеты должны принести клятву богу Зевсу.

Слова учителя: на экране написаны незнакомые для вас слова, с которыми вы сегодня встретитесь, (ребята смотрят на экран и читают эти слова и их значение). Атлет, олимпионик, ипподром, пятиборье.

1-й глашатый: Священный мир объявлен по всей Элладе.

2-й глашатый: Дороги на море и на суше безопасны, ступайте же в Олимпию!

2. Основная часть.

Олимпионики проводят жеребьевку, как на олимпийских играх.

Учитель: Перед вами серебряная чаша. По традиции вам нужно из нее достать жетон, на котором вы увидите букву греческого алфавита, а судьи определят порядок выступления.

Олимпионикам раздаются карточки с заданиями. Пока ребята готовятся, с болельщиками проводится конкурс, а заработанные баллы они отдают олимпионику, за которого болеют. Им также дается карточка № 2, ответы они передают в жюри и пишут, кому они хотят отдать свои баллы за правильные ответы.

Выступление олимпиоников по карточкам. Подведение итогов конкурса.

Слова учителя: На пятый день игр раздавались награды. Предоставим слова нашим уважаемым судья, которые объявят победителей.

Глашатые выкрикивают имена победителей, зрители приветствуют их словами: "Слава победителю"!

Происходит награждение олимпиоников (венки и нарисованные амфоры).

Учитель напоминает вопрос, который был поставлен в начале урока, и учащиеся отвечают.

3. Домашнее задание: Параграф 33, вопросы.

Приложение № 1.

Карточки с заданиями.

Карточка № 1.

  1. На карте отметьте место проведения олимпийских игр и свой город, откуда вы прибыли на состязания.
  2. Выберите богиню - бога покровителя вашего города и вас. Объясните свой выбор.
  3. Придумайте слова клятвы в честь бога Зевса и произнесите их.
  4. Расскажите об одном дне соревнований, когда проходили и какие атлеты отличились?

Карточка № 2.

  1. Укажите, в каком году состоялись первые олимпийские игры?
  2. Определите, кого в Древней Греции называли атлетом?
  3. Назовите, кому запрещалось участвовать в Олимпийских играх?
  4. Сколько дней длились состязания?
  5. Назовите, в каких видах спорта состязались древние греки?

Приложение № 2.

Задания для болельщиков.

В Древней Греции жил знаменитый борец Милон, который, готовясь к Олимпийским играм каждый день, поднимал теленка и нес его в гору, другие борцы несли мешки с песком. У кого была больше нагрузка и почему?

Однажды спартанцы незадолго до олимпийских игр осадили враждебный им греческий город. Эта весть разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили участвовать в играх целых 20 лет. Какой обычай они нарушили? В скольких олимпийских играх им не разрешалось принимать участие?

Какими почестями встречали победителей на Родине?

Список используемой литературы.

  1. Куликов Н.И. Герои и боги Греции. 1994.
  2. Под редакцией Алексеева С.П., Алексина А.Т. Что такое. Кто такой. Т. 2. М. 1994.
  3. Под редакцией Францева Ю.П. Всемирная история. Т. 1. стр. 683 - 685. М. 1956.
  4. Школьная энциклопедия. История древнего мира. М. 2003.
  5. Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. энциклопедия школьнику. Т. 2. М. 1994.