Цель: закрепление и обобщение знаний по истории и математике по темам «История нашей страны древнейшего периода», «Умножение и деление многозначных чисел на целое число».
Задачи:
- закрепить знания учащихся по темам; повторить с учащимися счет лет в истории; выявить уровень знаний римских цифр, определения века по дате, умения умножать и делить многозначные числа на целые;
- способствовать развитию познавательных способностей, внимания, памяти, мышления; развивать творческую и познавательную активность учащихся, навыки самостоятельной работы; формировать умения сравнивать, обобщать, давать полные ответы;
- поддерживать интерес обучающихся к математике и истории.
- создать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: интегрированный.
Оборудование и материалы: карточки с заданиями, ребусы.
Элементы технологий: обучение в сотрудничестве (групповая форма работы), элемент технологии критическое чтение через чтение и письмо (приём «Кластер»).
Методы обучения: творческий, поисковый, продуктивный, репродуктивный.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (обучающиеся до урока разделены на 2 группы)
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Все легонечко вздохнём,
Наш урок сейчас начнём!
– Звонок пригласил нас на урок. Какие знания мы получим на этом занятии? При каких условиях это возможно?
Учитель истории: Сегодня у нас пройдёт необычный урок-викторина. Знания по математике помогут нам решить исторические задачи, мы узнаем с помощью математики новое из жизни наших предков.
II. Ход игры
Учитель математики: У нас с вами получилось 2 команды. Одну команду назовём «Историками», вторую «Математиками». На уроке у нас присутствуют гости, мы их попросим быть строгим жюри, оценить вашу работу на уроке. За правильный ответ жюри будет ставить 1 балл.
Учитель истории: Итак, первый конкурс – разминка.
1 конкурс «Разминка»
- Точное календарное значение? (Дата)
- Промежуток времени в сто лет? (Век)
- В каком месяце бывает 28 дней? (В каждом)
- Как называется результат сложения? (Сумма)
- Старинный танец, который танцевали славяне, взявшись за руки в круг с песнями и музыкой? (Хоровод)
- Деревянное или каменное изображение языческих богов? (Идол)
- Перечислите известные вам геометрические фигуры.
- Что означает цифра 2 в числе 12? (Единицы)
- Воин, который следит за приближением врагов? (Дозорный)
- Сбор дани князем? (Полюдье)
- Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня)
- Что не имеет длины, ширины, глубины, высоты и что, тем не менее, можно измерить? (Возраст)
- Боевой топор? (Секира)
- Что такое бортничество? (Сбор мёда диких пчёл)
- Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом? (За-дача)
- Сколько часов в сутках? (24)
- Как звали князя, который пострадал из-за своей жадности? (Игорь)
- Полностью зависимый от хозяина человек, раб? (Холоп)
- Сумка для стрел? (Колчан)
- Столица Киевской Руси в IX веке? (Киев)
2 конкурс «Уха»
Учитель математики: Ребята, вы рыбу ловить любите? Сейчас, мы посмотрим, чья уха будет наваристее? Капитанам команд необходимо подойти ко мне, взять удочку и поймать себе по три рыбки на уху, посовещаться с командой и ответить на вопросы «рыбок», одна рыбка будет «золотая».
1. Выразите в веках 600 лет.
2. Выразите в веках 1800 лет.
3. Выразите в веках 3000 лет.
4. 892
5. Определите век по дате? XVI
6. 988
3 конкурс «Историко-математические задачки»
Учитель истории: Перечислите основные занятия восточных славян. Урожай чего для славян был главным? – пшеницы. А почему? Какие изделия из пшеницы известны до сих пор?
Учитель математики: Давайте решим по задачке (на карточках).
1) Давайте подсчитаем высоту колосьев пшеницы.
Колос пшеницы, со времени посева в конце мая, вырастает за месяц в среднем на 9 вершков. Какой высоты будет колос во время жатвы в конце августа?
Решение:
1 вершок – 44 мм
9 вершков х 3 месяца= 44 мм х 27 вершков = 11
88 мм = 1 м 188 мм = 1 м 18 см 8 мм
Переведите в метры.
2) Посадил мужик поле репы. За четыре раза он перевёз 6240 кг. Сколько репы перевезёт мужик за 6 раз?
6240 : 4 = 1560 кг = 1 кг 560 г
1560 * 6 = 9160 кг = 9 кг 360 г
4 конкурс «Ребусы»
По 3 ребуса по истории, 3 по математики.
Учитель математики (устно, для обеих команд)
Задачка. Дети собрали осенний букет. В нём было 5 кленовых, 4 дубовых, 3 берёзовых и 2 осиных листочка. Со скольких разных деревьев были собраны листочки? (С 4 деревьев)
III. Физкультминутка – «Разомнёмся и подумаем»
IV. Составление кластера
– Сколько дней длится зима?
– У нас на доске деревья – листочков на них нет.
Ваша задача нарядить дерево.
Каждый ученик пишет по одному слову, относящемуся к истории или математике, выходит к доске и приклеивает его на дерево знаний.
V. Продолжение игры
5 конкурс «Собрать пословицы»
Учитель математики: Собрать пословицы и объяснить, какие виды ремесел упоминаются в пословицах:
- Куй железо пока горячо.
- Мельник богат шумом.
- Не боги горшки обжигают.
- Не топор тешит, а плотник.
- Какова пряха, такова и рубаха.
- Один день год кормит.
6 конкурс «Построить дом»
Учитель истории: Какое ремесло было самым почётным? Что делал плотник? В нашей школе мальчики обучаются на уроках столярного дела, мальчики вашего класса тоже обучаются этому делу. Что для славян было самым важным?
Строительство избы.
Задание: построить избу (собрать мозаику и назвать геометрические фигуры )
7 конкурс «Поставьте на Ленте времени даты»
Учитель математики: 988, 874, 2005, 1956, 2007.
8 конкурс «Согласны ли вы с утверждением?»
Учитель истории:
- Князь Игорь умер, потому что был очень старый. (Нет)
- 7 * 9 = 63 (Нет)
- История – это наука о числах, величинах. (Нет)
- 6 * 8 = 58 (Да)
- 10 : 10 = 1 (Да)
- Домовой, водяной, леший – это Боги? (Нет)
- 8 * 9 = 56 (Нет)
- Крест – символ православия. (Да)
- 1000 – 1000 = 1 (Нет)
- Илья Муромец, Святогор – земледельцы. (Нет)
9 конкурс «Определи век по дате»
Учитель математики:
892
1594
988
2007
1800
1652
1600
1901
10 конкурс «Кто вперёд составит слово?»
Учитель истории: Отвечаете на вопросы на карточках, при правильном ответе, карточку переворачиваете, если вы ответите правильно, то сможете прочитать слово?
- В каком веке мы живём? (20, 21, 22) М1
- Как называется учебное время между каникулами? (Тайм, четверть, период) О2
- Как звали самого жадного князя? (Рюрик, Олег, Игорь) Л3
- Как звали женщину княгиню, которая отомстила за смерть своего мужа? (Ольга, Ирина, Анна) О1
- Сколько лет в веке? (10, 100, 1000) Д2
- Сколько дней в году? (364, 366, 345) Ц1
- 7 ц = ? (70 кг, 700 кг, 7000 кг) Ы2
Ответ: МОЛОДЦЫ.
VI. Рефлексия
– Ребята вам было интересно на уроке?
– Какое у вас настроение после урока?
– Знания каких предметов пригодились вам при
ответе на вопросы?
VII. Подведение итогов за урок – слово предоставляется гостям.
VIII. Домашнее задание детям