Тип урока - систематизации и обобщения знаний.
Форма урока - повторительно обобщающая беседа + элементы практической работы.
Цель образовательная: систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси; о проводимой ими политики; создать целостную картину событий, происходящих на Руси IX - XII века; помочь учащимся обобщить знания о Руси IX - XII веков; понять причинно следственные связи событий Древний Руси, раскрыть сущность событий IX - XII веков.
Цель воспитательная: продолжить формирование патриотизма, любви к родному государству и гордости за свою страну.
Цель развивающая: продолжить формирование картографических знаний учащихся; продолжить формирование умения грамотно выражать свои мысли; продолжить формирование умения аргументировать свою точку зрения; актуализировать ранее полученные знания; составлять таблицы и схемы.
Оборудование урока: Карта "Киевская Русь в IX-XII вв." + иллюстрированный материал: древо древнерусских князей, политическая система древнерусского государства в XI-XII веках, раннефеодальная монархия, иллюстрации древнерусских жилищ и костюмов, а также видеокассета "Москва страницы истории".
Основные даты: VIII-IX вв. расселение славян; первая половина IX в. - образование государства Руси; 988 г. - крещение Руси; 1072 г. - "Правда Ярославичей"; 1097 г. - Любический съезд; начало XII в. - П.В.Л.
Основные термины и понятия: славяне, вервь, община, князь, подати, полюдье, общественный строй, феодализм, власть.
Этапы урока | Содержание | Примечания | |||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку учащихся (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей). Отмечаю отсутствовавших. | ||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание урока | 1. Образование Древнерусского
государства. 2. Основные направления внешней политике князей Киевской Руси. 3. Социально-экономические изменения в жизни восточнославянских племен. Образование государства. 4. Политическое устройство Киевской Руси. 5. Традиции и обычаи в древней Руси. |
На доске; учащиеся изучают написанное на доске. | |||||||||||||||||||||||||||
Показ фрагментов документального
фильма "Москва страницы истории". Повторительно-обобщающая беседа. "Образование Древнерусского государства". И Индивидуальный опрос на карточках-инструкторах 4 человека (слабоуспевающих учащихся) И двум учащимся карточки с творческими заданиями (составить кроссворд и решить головоломку по теме: Образование Древнерусского государства). |
Показ фрагментов документального
фильма "Жили были Москвичи". (1,5 минуты) 1. Когда возникло Древнерусское государство? 2. Назовите два центра откуда началось Древнерусское государство? 3. Кем по приданию был основан Киев? 4. Каков период существования Киевской Руси? 5. Какие предположения существуют о происхождении слова Русь?
Сбор карточек. |
Смотрят кадры фильма и погружаются в
атмосферу Древней Руси. Ответы учащихся: 1. В IX веке. 2. Киев и Новгород. 3. Аскольдом и Диром. 4. Схема "Киевская Русь" роздана учащимся в печатном виде на партах по 1 экземпляру Разбор схемы:
Итог разбора - саму схему учащиеся фиксируют в тетрадях. 5. Запад - Русица Византия - Росов Арабы - ар-рус. Дополнительные вопросы для учащихся со спорной оценкой вывешены ввиде древнерусского оружия. 1. Как звали первых князей? 2. Дата правления князя Рюрика, князя Олега. Князя Игоря? 3. Что такое путь из варяг в греки? 4. В чем суть норманнской теории происхождения Древнерусского Русского государства. Кто является ее сторонником? 5. В чем суть антинорманской теории происхождении Древнерусского государства? Кто является ее сторонником? |
|||||||||||||||||||||||||||
Внешняя политика русских князей. | "Внешняя политика русских князей".
|
Составляют хронологическую таблицу,
ученики по одному выходят к доске; Остальные учащиеся заполняют таблицу в тетрадях. |
|||||||||||||||||||||||||||
Социально-экономические изменения в
жизни восточных славян.
(Повторительно-обобщающая беседа). И индивидуальный опрос четырех слабоуспевающих учащихся на карточках-инструкторах. |
Беседа:
Сбор карточек. "Особенности складывания государства у славян" |
Ответы учащихся:
Дополнительные вопросы для учащихся со спорной оценкой вывешены ввиде древнерусской утвари и орудий труда на доске.
Учащимся схема будет роздана в печатном виде на партах по 1 экземпляру. Разбор схемы:
Итог разбора учащиеся фиксируют схему в тетрадях. |
|||||||||||||||||||||||||||
Политическое устройство Киевской Руси в IX - XII веках. | "Политическая система Древнерусского государства" |
"Политическая система
Древнерусского государства в IX - XII веках.
Раннефеодальная монархия". будет висеть на
доске в виде большого красочного плаката,
данного в виде схемы.
Учащиеся фиксируют схему в тетрадь с доски. |
|||||||||||||||||||||||||||
Традиции и обычаи Древней Руси. И индивидуальная работа двух учащихся на карточках с творческими заданиями (Составьте рассказ о крестьянской братчине; Составьте рассказ о княжеском пире). |
Показ фрагментов документального
фильма "Жили были Москвичи".
Фронтальная беседа:
Сбор карточек. |
Учащиеся смотрят фрагменты
документального фильма, кадры которого содержат
информацию и иллюстрации о Древней Москве, ее
улицах, домах, жителях. Учащиеся рассматривают
иллюстрации и макеты домов, изготовленные руками
других учащихся на уроках изо. Погружаются в
атмосферу того времени, в ее особенности. После просмотра кадров фильма идет фронтальная беседа, посвященная традициям и обычаям Древней Руси. Ответы учащихся:
|
|||||||||||||||||||||||||||
Заключение. Итог урока. |
Подводят его учащиеся по плану, ранее (в начале урока), написанного на доске. | ||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Параграф 13 вопросы № 1-3*, 5 (устно), вопрос № 4 (письменно) | Составить таблицу "Последствия
раздробленности на Руси". Две колонки
|