Участвуя в проекте «Дипломатическая миссия природы», нами была создана мастерская «Встреча культур: скверы дружбы на карте родного города».
В честь 750-летия родного края в городе были отреставрированы старые скверы. Кроме того, Нидерланды, Швеция, Дания, Германия, Литва, Белоруссия подарили нам свои уголки природы.
Основными задачами, которые решали участники мастерской были следующие:
- познакомить учащихся со скверами – носителями культуры государств: Польша, Нидерланды, Швеция, Дания, Германия, Литва, Белоруссия.
- Рассказать о великих людях этих стран, познакомить с их творчеством.
- Познакомить с историческими событиями, символами государств.
- Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь и уважение к родному городу.
- Учить пользоваться справочной литературой, заниматься исследовательской работой.
Работе мастерской предшествовал подготовительный этап.
Ученики и творческие коллективы получили опережающее задание:
- найти и прочитать материал о скверах родного города
- выучить стихотворения литовского просветителя Людвигаса Резы, прусских и калининградских поэтов
- совершить экскурсии по этим скверам дружбы. Сделать фотоснимки, определить символы государств, которые имеются на территории скверов
- театральной студии «Подснежник» подготовить инсценировки
- разучить песни и танцы соседних стран
- на уроках немецкого и польского языков разучить стихи, песни, легенды, рассказывающие об этих странах.
В процессе этой работы был собран и обработан богатейший материал. Ребята получили огромное удовольствие от проделанной работы. По результатам их труда были составлены презентации и сценарии – маршруты по скверам дружбы родного города.
Вашему вниманию предоставляется итоговое мероприятие, составленное по материалам работы мастерской.
СЕМИНАР «Дипломатическая миссия природы»
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
ТЕМА: «Встреча культур: скверы дружбы на карте нашего города»
УЧАСТНИКИ:
- Педагоги: Сеньшова В.С., Папеско В.С.
- Учащиеся 4 «Б», 4 «В» классы, театральная студия «Подснежник»
- Родители
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со скверами – носителями культуры прибалтийских государств: Польша, Нидерланды, Швеция, Дания, Германия, Литва. Рассказать о великих людях этих стран, познакомить с их творчеством. Воспитывать чувство патриотизма, гордости, прививать любовь и уважение к родному городу. Учить пользоваться справочной литературой, заниматься исследовательской работой.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, презентация (слайды с изображением скверов), дерево «ДРУЖБЫ», флаги прибалтийских государств, фотоматериалы.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ: найти и прочитать материал о скверах родного города, выучить стихотворения литовского просветителя Людвигаса Резы и калининградских поэтов. Совершить экскурсии по этим скверам. Сделать фотоснимки, определить символы государств, которые имеются на территории скверов. Театральной студии «Подснежник» подготовить инсценировки, разучить песни и танцы соседних стран.
Ход занятия
I. Вступление
На экране виды зеленых уголков (парки и скверы) Калининграда
Учитель: Дипломатическая миссия природы. Такова тема семинара. А что означают слова дипломат, миссия?
Обратимся к толковому словарю:
Дипломат – 1) должностное лицо, уполномоченное правительством для сношений или переговоров с представителями иностранных государств;
2) человек, добивающийся своей цели в сношениях с другими людьми тонким и умелым обращением.
Миссия – 1) представители государства, отправленные в другое государство с какой-либо специальной целью;
2) поручение, задание; предназначение; призвание
- Как природа может исполнять роль дипломата?
- В чем заключается дипломатическая миссия природы?
Вот об этом мы и поговорим сегодня. Наша творческая мастерская будет работать над темой: «Встреча культур: скверы дружбы на карте нашего города».
Наша задача состоит в том, чтобы определить могут ли уголки природы, такие как парки и скверы, быть дипломатами, что они могут рассказать нам?
- Давайте вспомним, что вы узнали о парках и скверах во время экскурсий, прогулок по ним. (фронтальный опрос)
II. Работа над темой
На сцену выбегают мальчик и девочка:
- Здравствуйте!
- Я – Настя.
- А я – Артем.
- Мы хотим предложить вам совершить прогулку по скверам дружбы родного города.
На стене большая береза – дерево дружбы
- Начнем мы наш разговор с рассказа о России. Россия. Россияне. Русские. Русь.
- Что означают эти слова?
Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора.
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу – даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!..
Русь – светлое место! Русь – страна света…
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?..
На дереве дружбы появляется российский флаг.
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
На экране появляются фотографии сквера у штаба Балтийского флота.
- 22 июня 2006 года в честь 60-летия области был открыт капитально отремонтированный сквер в центре города. Реставраторы привели в порядок знаменитую скульптурную группу немецкого скульптора Августа Гауля «Борющиеся зубры». Губернатор области и мэр Калининграда вместе с молодежью посадили в сквере 60 кустов сортовой голландской сирени в ознаменование 60-летия области. В этом сквере у штаба Балтийского флота стоит памятник Петру I.
Он так Россию полюбил,
Что и во сне он ей служил.Трудиться нужно, чтоб был прок;
Петр образцовый дал урок,
В своем примере показав,
Что он, покоя не видав,
Работал весь свой век, трудился,
Под час мозолями хвалился.Покоя недруг он; движенье,
Есть жизнь его и наслажденье.Могла ль Россия быть такою,
Как видим мы ее теперь,
Когда б могучею рукою
Не отпер ко всему он дверь?
- А ты знаешь, Настя, раньше Россия не имела выхода к Балтийскому морю. Владела Балтийским побережьем Швеция. Именно Петру I мы обязаны тем, что живем на Балтийском побережье.
- В 1702 году русские войска одержали победу в Прибалтике, и Россия получила выход к Балтийскому морю. А весной 1703 на отвоеванных у Швеции землях, в устье реки Невы строится город Санкт-Петербург – город Святого Петра.
- Да, а я вспомнила строчки А.С. Пушкина. В поэме «Медный всадник» он писал:
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно:
Ногою твердой встать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам…
На экране виды Санкт-Петербургского сквера.
- В нашем городе есть еще один сквер – Санкт-Петербургский. Там установлен верстовой столб, точно такой же, как установили 4 года назад в Санкт-Петербурге, подарок от калининградцев на 300-летний юбилей северной столицы. Он символизирует условность расстояний между нашими городами.
Этот сквер подарили калининградцам жители Санкт-Петербурга в честь 750-летия.
На крайнем западе моей России
Ветра над Балтикой летят.
Из пепла встал
Во имя светлой жизни
Здесь город наш – Калининград!
На дереве дружбы появляется слово Калининград
В своем сочинении Кирилл Таткало написал: «Город отметил свой 750-летний юбилей. Как любой именинник, к своему дню рождения он получил массу интересных подарков. Многие из них украсили зеленые уголки моего родного города. Шесть новых скверов подарили Калининграду Санкт-Петербург, Германия, Швеция, Голландия, Дания и Литва.
На экране фотография немецкого сквера.
- Этот сквер был разбит на месте пустыря. В центре сквера – детская площадка. А детство – это сказки.
Выходит «Трубодур» и поет: «Куда ты, тропинка, меня привела…»
- Из какой сказки пришел к нам этот герой?
- Куда он держит путь?
- Как звали его друзей?
- А кто впервые поведал нам историю о бременских музыкантах?
- Кто знает, откуда они родом?
- Вы, конечно, уже догадались, кто подарил нам этот сквер?
- Может быть кто-то знает стихотворение или песню на немецком языке?
- Как звучит слово дружба на немецком языке?
На дереве дружбы появляется немецкий флаг.
На экране фотография датского сквера. Звучат голоса птиц. Выходит на сцену и садится на скамейку «Андерсен». О чем-то думает. Что-то записывает. Поднимает голову и говорит:
- Лучшее в мире золото то, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей.
Выбегают ребята:
- Здравствуйте, господин сказочник! А мы Вас узнали. Именно Вы умеете превратить самые прозаические вещи в сказку: оловянный солдатик, осколок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монетка, мяч, ножницы и многое другое.
- Да, каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказали мне свою историю. А я только пересказал ее вам.
- Очень интересные получились у Вас рассказы. Каждая вещь в Вашей сказке оживает.
- Да, всякие вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и животные – все они живые, у каждого своя история, характер, своя манера поведения и речи, свои причуды и капризы.
- Нам кажется, что в Ваших сказках как будто две действительности. Одна – подлинная жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника. Другая – не менее подлинная – судьба человека, история человеческой жизни.
- Конечно! Именно поэтому мои сказки одинаково любят как дети, так и взрослые.
Вопрос к залу:
- А вы узнали этого сказочника?
- Назовите его полное имя.
- В какой стране жил Ханс Кристиан Андерсен?
Жители Дании подарили нашему городу сквер. Это сквер Российско-Датской дружбы. Гуляя по скверу, невольно вспоминаешь сказки Х.К. Андерсена. Каждая травинка, цветок нашептывают свою историю.
На экране появляется фото березы.
Учитель: Березу издавна считают символом России.
Н. Рубцов писал:
Русь моя, люблю твои березы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
- Да, какое это милое и очаровательное дерево!
- А вы не задумались, почему мы говорим о датском сквере, а читаем стихи о нашей русской березе?
Да, тропинки дружбы связывают наши государства.
На дереве дружбы появляется датский флаг.
На экране фото шведского сквера.
Ведущие сели на скамейку. Прислушиваются. Издалека доносится песня «Однозвучно гремит колокольчик…»
- Ты слышишь? Давай послушаем.
- Слушая эту песню, я вспомнила стихотворение Анатолия Сафронова «Колокольчик»
- Это то самое, которое поэт написал после концерта русской певицы Ирины Масленниковой в Стокгольме?
На фоне музыки звучит стихотворение:
В этом городе чинном Стокгольме,
В этом шумном чужом далеке, -
«Однозвучно гремит колокольчик…»,
Да на русском еще языке.Будто видятся дали степные,
Льется песни душевный напев…
И сидим мы, навеки родные,
Словно дети, сидим, присмирев.… «Однозвучно гремит колокольчик…» -
А как будто в степи тишина…
Ах ты, родина наша, Россия,
Сердцу милая ты сторона!Ты греми, колокольчик печальный,
В путь-дорогу большую зови;
Где бы ни были в плаванье дальнем,
Мы твои, колокольчик, твои!
Учитель: Видите, ребята, как пересекаются тропинки дружбы. Русская песня звучит в Швеции, а шведский уголок на русской земле у нас в Калининграде. Это тоже символы дружбы. Сквер, подарок из Швеции, находится в калининградском зоопарке. Доминанта сквера – две каменные скульптуры. Одна в виде трех сердец, она так и называется «Три сердца». Вторая скульптура называется «Комната для Диалога». Это сквер Российско-Шведской дружбы.
На дереве дружбы появляется шведский флаг.
На экране памятный знак Российско-Польской дружбы.
Учитель: Когда открывался этот памятник, звучало много песен и стихов как на русском, так и на языке наших гостей.
- О каком сквере идет речь?
- Послушайте еще одну подсказку.
Читается стихотворение на польском языке.
Учитель: И так в 1978 году между улицей Ольштынской и проспектом Калинина появился маленький уголок наших соседей.
- А как звучит слово дружба на польском языке?
На дереве дружбы появляется польский флаг.
На экране литовский сквер, памятник Людвигаса Резы.
Учитель: Жизнь этого человека самым тесным образом связана с Кёнигсбергом. Людвигаса Резу называют литовским Ломоносовым. В Кёнигсберг он пришел пешком из глухой литовской деревни. Реза усердно посещал лекции И. Канта, изучал теологию, был проповедником в прусской армии во время наполеоновских войн. В ХIХ веке он преподавал в Кенигсбергском университете. Но главным делом Л. Резы была поэзия. Благодаря талантливым переводам Сэма Симкина она жива и по сей день.
Поэт любил гулять и любоваться природой родного города. Одним из любимых уголков природы у него была парковая зона вдоль ручейка Лебы. Именно здесь он создал стихотворение, которое вошло в сборник стихов «Пруссия». Стихотворение называется «Ручеек Лебы». Послушайте его:
Ручеек Лебы
И днем, и ночью ручеек,
не иссякая, вдоль дорог
бежит без отдыха-привала
к реке и в море.
И, бывало,Его цветы пьют в луговине,
а он струится по долине,
холм огибая, сквозь туман,
впадает даже в океан.… Так человек все дни недели
стремится к благородной цели
без притязаний
на износе
в большое дело лепту вносит.
Послушайте еще одно стихотворение из этого же сборника. Оно называется «Айваден». В стихотворении описывается лесопарк под Кенигсбергом. Перевел эти стихи на русский язык наш калининградский поэт Сэм Симкин.
Айваден
Лесопарк под Кенигсбергом
О лес, тенистый, сладкозвучный,
он скорбь со мною разделяет,
когда от суеты сбегаю,
вернул мне мужество и мудрость!
Сюда являются мне музы,
они плескаются в ручьях,
в их нежных песнях и речах
освобождаюсь я от грузазабот. Под сенью этих буков
имел бы домик я, поруку
даю, и не пришло б на ум
сменять на золото и славу,
о лес, твои цветы и травы –
пусть даже на Элизиум!
Этот сквер подарили нам жители 6 городов Литвы. На каждой из 6 скамеек, установленных в сквере высечены названия этих городов. Наши соседи решили, что сквер должен быть многофункциональным: Местом отдыха и встреч, уютным уголком для проведения культурных мероприятий.
- Когда мы гуляли по этому скверу, знакомились с культурой литовского народа, мне все время вспоминалась наша поездка в Ливу, на фестиваль. Помнишь?
- Конечно, помню. Наш театральный коллектив там прекрасно выступил. Мы привезли оттуда грамоты и памятные сувениры, которые подарили нам организаторы фестиваля.
- А мне вспоминаются еще прогулки и экскурсии по Литве. Знаешь, на что я обратил внимание?
- На что?
- Природа Литвы очень похожа на нашу калининградскую природу: такие же растения, такие же озера. Гуляя по паркам Литвы, вспоминаешь о наших парках.
- Да, но не только природа, а и архитектурные сооружения не дают нам забыть о нашей Родине. Замок в Литве напомнил мне о наших старинных замках, об архитектуре Кенигсберга.
- Вот, посмотрите!
На экране сопоставляются кадры видов Литвы и Калининграда с комментариями.
- Знакомство с литовским сквером мы завершим песней на литовском языке.
На дереве дружбы появляется литовский флаг.
На экране фотография сквера Российско-Белорусской дружбы. Звучит мелодия песни «Белоруссия».
Учитель: В прошлом году в честь 60-летия нашей области жители Белоруссии подарили нам еще один сквер. Он находится на улице Кутузова. Председатель землячества в Калининграде Михаил Гриб сказал, что «этот сквер – дань уважения ветеранам Белоруссии и ветеранам-россиянам.
Ведущие: Я знаю, что в Белоруссии находится город Брест, который принял первый удар, когда началась война.
На экране военный Брест.
Есть крепости, что из гранита, как скалы,
Их стены вода прикрывает по кругу,
А сколько их пало –
Их было немало, -
Сильней я не знаю, чем крепость под Бугом
Ее штурмовали враги исступленно,
Крошили и рушили стены глухие,
Но не сломили солдат осажденных –
Сильнее гранита сердца их людские.
(Александр Коваль-Волков «Крепость над Бугом»)
Громче звучит песня, затем затихает. На фоне музыки идет диалог ведущих:
- Мне дедушка рассказывал, Что весной 1943 года в белорусскую деревню Хатынь нагрянули эсэсовцы. Стариков и подростков, женщин с малышами погнали, поволокли в сарай. Заколотили ворота и подожгли. Живыми сожгли 149 человек. Среди них 76 детишек.
- Еще горит Хатынь – в сердцах, в памяти народной горит. День и ночь тоскливо бьют колокола.
- Хатынь не одна. 136 деревень вместе с людьми сгорели дотла на земле белорусской. Люди погибли в них непокоренными с твердой верой в победу своей Родины.
- В Хатыни стоит памятник. В память о сожженных деревнях посажены 3 березки. На месте четвертой горит Вечный огонь, который напоминает нам о том, что каждый четвертый житель в Белоруссии погиб.
Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Студеный сок бежал, как слезы,
По изувеченной коре.За лесом пушки грохотали
Клубился дым пороховой.
Но мы Россию отстояли,
Спасли березу под Москвой.И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новою листвою
И стало землю украшать.
Название моей страны созвучно с названием Белоруссия:
- Беларусь – Белая Русь – Белая береза. Вот так белая березка символизирует неразрывную связь и дружбу между нашими государствами.
- Гуляя по скверу, мы можем увидеть молоденькие березки
- Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей учебника истории. Но мы помним о подвиге наших дедов. Сажаем молодые березки в память о погибших, во имя живых.
И ныне тем у нас душа горда,
Что в ратный час, в сплошной грозе орудий
Героями не только стали люди,
А ими становились города.…Так это было много лет назад.
О том вовеки память не остынет.
А города-герои наши ныне,
Как бастионы доблести, стоят.
(Николай Флёров «Бастионы доблести»)
На экране город-герой Минск.
- Вот такую историю поведал нам сквер Российско-белорусской дружбы. Появилась еще одна тропинка дружбы.
На дереве дружбы появляется белорусский флаг.
Звучит песня «Родник»
Над Россией слышатся шаги,
Туфельки стучат и сапоги,
Детские сандалии,
Кеды и так далее –
У высотных зданий и тайги.А куда наш следующий шаг?
Страшно, если мы шагнем не так.
Пусть нам всем шагается
Так как полагается, -
Только сердцу собственному в такт.Пошире шаг, пошире шаг, Россия!
За нами блеск грядущих юных глаз.
Учитель: В нашем маленьком Российском уголке свелись воедино тропинки дружбы. Вот так скверы дружбы рассказали нам о наших друзьях из разных стран. Мы еще раз убедились, какое это могущественное слово – дружба.
- Давайте встанем в круг и закончим нашу встречу игрой «Мы – друзья». (Детям заранее предлагается принести то, что они могут подарить друг другу.)
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари.
(Дети улыбаются друг другу.)
Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
(Дети пожимают руку тому, кто справа.)
Много в мире нужных вещей,
Но друга иметь – намного важней.
Имей друга всегда и два, и три,
И другу слева подарок подари.
(Дети дарят друг другу подарки по кругу в левую сторону.)
Нет пословицы, ребята, верней,
Той, что гласит «Имей СТО друзей».
Пусть растет и ширится Дружбы круг,
Чтобы рядом был верный друг.- Я, ты, он, она.
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове МЫ сто тысяч «Я»
Звучит «фоном» песня. На экране сменяются кадры с изображениями скверов дружбы.
Мы на этой земле рождены.
Здесь эпоха с эпохой идут.
Как частичка Российской земли
Наша жизнь, наша Родина тут.
На экране кол лаж (фотографии участников творческой мастерской и виды скверов дружбы).
Представление участников:
- материал по скверам дружбы собирали ученики 4 «Б» класса, классный руководитель Сеньшова Валентина Станиславовна
- обработали материал и составили сценарий мероприятия Папеско Валентина Степановна и Сеньшова В.С.
- путешествие по скверам помогли совершить артисты театральной студии «Подснежник», руководитель Папеско Валентина Степановна
- прозвучали песни в исполнении вокальной группы «Светлячок»
- хореографические номера показала танцевальная группа «Каблучок».
Приложение. Презентация