Интегрированный урок (история + химия) по теме "Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг."

Разделы: Химия, История и обществознание


Основные идеи:

  • способствует созданию целостного мировоззрения;
  • связь предметов друг с другом;
  • углубленное изучение предметов;
  • активное участие учащихся в создании урока;
  • воспитание самостоятельности, формирование у учащихся экономического сознания, пробуждать вопросы нравственного патриотического порядка;
  • формирование навыков выполнения лабораторной работы.

Пути реализации:

  • расширение и систематизация знаний (фактов, понятий, законов, идей) из ряда учебных материалов и дополнительных;
  • использование материалов, предметов химии в качестве источника знаний для истории и наоборот;
  • творческое домашнее задание.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок-размышление.

Результативность:

  • высокая активность учащихся на уроке формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая;
  • умение применять полученные знания на уроках и в жизни;
  • умение работать самостоятельно.

Оборудование: карта, портреты, лабораторное химическое оборудование, атласы, таблицы, документ письмо прапорщика-артиллериста.

Оформление доски: основные понятия: Антанта, Тройственный союз, блицкриг, сепаративный договор, позиционная война, подводная война, оружие массового поражения, мобилизация.

Основные даты:

1907 г. – в Петербурге подписано соглашение между Англией и Россией, оформление блока Антанты.

1 августа 1914 г. – объявление Германией войны России. Начало первой мировой войны.

3 августа – назначение великого князя Николая Николаевича Главнокомандующим русской армии.

6 августа – объявление Австро-Венгрией войны России.

26 августа 1915 г. – принятие Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего.

22 мая – 31 июля – наступление русских войск (Брусиловский прорыв).

3 марта 1918 г. – подписание Брестского мирного договора.

Эпиграф: Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин и женщин, но только с одних взымает кровь, с других – слезы. У. Теккерей.

Вступительное слово.

Учитель истории: В 2004 г. к 90-й годовщине начала I Мировой войны в Москве был открыт первый мемориальный комплекс в память о ее героях. Он открыт на месте Братского кладбища, где были захоронены воины России, Сербии, Чехии, Словакии, Стран Антанты, военнопленные Германии и Австро-Венгрии. Всего 17,5 тысяч человек. Общее количество погибших на фронтах первой мировой войны насчитывает свыше 10 млн. человек. И каждая последующая война несет большее количество погибших, все изощреннее становятся боевые действия, боевая техника и оружие более устрашающим. Военные действия происходили на суше, на воде, в воздухе и под водой. Для этого были созданы новые виды вооружения: самолеты бомбардировщики, танки, подлодки, бронеавтомобили, эсминцы, крейсеры, пулеметы, винтовки, обмундирование защитного цвета. Впервые немецкие войска использовали химическое оружие (хлор) – оружие массового уничтожения.

Николай II и его окружение не осенило прозрение, мышление их оказалось безнадежно отравленным военным дурманом. Вместо того, чтобы, получив жестокий урок, решительно взять курс на уклонение от всяких воин, царь и правительство не мыслили внешней политики иначе, как в виде присоединения к той или иной коалиции великих держав.

Работа с понятиями и основными датами (работа с учащимися).

Могла ли Россия не вступать в Мировую войну, принесшую ей гибель?

Выясняем, каковы причины, повод, характер войны и общий ход военных действий со стороны России. Предлагается самостоятельная работа учащихся в группах на основе изученного уже материала в 9-м классе, учебника 11-го класса и документов “из письма прапорщика-артиллериста”. Целесообразно разделить вопросы по группам. После изучения, группы представляют свои ответы классу в контексте разрабатываемых вопросов. Вопросы обсуждаются со всем классом по завершению групповой работы:

Ученики: вопросы группы:

  1. Назовите главные причины и цели участия России в войне, а также повод к ее началу. Укажите военно-политические блоки, участвовавшие в войне.
  2. Охарактеризуйте готовность России к войне. Прилагается таблица. Планы воюющих сторон.
  3. Прокомментируйте краткие ежегодные итоги военных действий русской армии на фронте (работа с картой) Брусиловский прорыв – в чем его успех.
  4. Укажите причины неудач российской армии.

После того как группы обсудят свои вопросы, учитель делает вывод. Российское правительство, как и другие воюющие страны, рассчитывали на быстротечную войну, но она затягивалась. Военные запасы были сделаны на трехмесячную компанию. Уже в конце 1914 г. многие части испытывали недостаток патронов и снарядов. В мае 1915 г. половина Российской армии вышла из строя 150 тыс. убитых, около 700 тыс. раненых, 900 тыс. пленных. Немецкое руководство использованием химического оружия (отравляющий газ – хлор), пытались решить ход войны.

Учитель химии: Хлор – обладает резким неприятным запахом, не радующим глаз желто-зеленым цветом. Вдыхание этого газа даже в не больших количествах вызывает сильное раздражение дыхательных путей и воспаление слизистых оболочек, более значительные количества хлора могут вызвать тяжелое отравление. Военные химики появились в русской армии еще в период первой мировой войны. С лета 1916 года в дивизиях ввели нештатных заведующих противогазовой обороной, а в полках – команды для химического и метеорологического наблюдения, оповещения о газовых атаках немцев, а также для обучения личного состава войск пользованию простейшими средствами защиты – тканевой повязкой и угольным противогазом Зелинского.

Учитель истории: Химическое оружие не дало выхода из позиционного тупика. 13 ноября 1918 г. – дата образования войск радиационных, химических и биологической защиты (РХБ).

Сообщение ученика: Во время войны помощь раненым и семьям призванных на войну, погибших или изувеченных, поддержка и помощь военнопленным – вот чему отдавались душевные силы и время русских императриц, великих княгинь и великих княжон. Для них это были не только долг и обязанность, естественно полагаемые общественным и государственным положением, но велением сердца, внутренняя нравственная потребность служения ближнему, любовь и милосердие к страждущим. С первых же дней объявления войны все находившиеся в России женщины Дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для изувеченных воинов, помощь семьям солдат. Уже к декабрю 1914 года в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве, Тифлисе, 2 военно-санитарных поезда на 100 и 400 человек, 5 лазаретов, перевязочно-питательный отряд, санатории в Крыму для выздоравливающих офицеров, открытие склада в Аничковом дворце, где она жила отправили на фронт на сумму за год 1246567 руб. 55 копеек.

Но блестящие светские дамы не ограничивались попечительством и ассигнованием денег. Они работали. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы ухода за ранеными. Простыми сестрами милосердия они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете – на операциях подавали инструменты, делали перевязки, ухаживали за ранеными, работали на складе.

Императрица Александра Федоровна сообщала мужу, что работа в лазарете для нее утешение. Она писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, о смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить. “Я подавила свои слезы, поспешила уехать в лазарет и усердно проработала там в течение двух часов. Были тяжело раненые. В первый раз побрила солдату ногу возле и кругом раны – я сегодня все время работала одна, без сестры и врача, одна только княжна <хирург лазарета княжна В.И. Гедройц> подходила к каждому солдату, смотрела, что с ним. Я у нее справлялась, правильно ли то, что я намеревалась делать… И вообще сколько горя кругом! Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждущим и можем им дать чувство домашнего уюта в их одиночестве. Так хочется согреть и поддержать этих храбрецов, и заменить им их близких, не имеющих возможности находиться около них!”

О младшей сестре Николая II великой княгине Ольге Александровне много лет спустя великий князь Александр Михайлович писал так: “… самые заклятые враги династии не могли сказать ничего кроме самого хорошего, о ее бескорыстной работе по уходу за ранеными. Женщины с душевными качествами великой княгини Ольги представляют собой редкое явление. Всегда одетая как простая сестра милосердия и разделяя с другой сестрой скромную комнату, она начинала свой рабочий день в 7 часов утра и часто не ложилась всю ночь подряд, когда надо было перевязать вновь прибывших раненых. Иногда и солдаты отказывались верить, что сестра, которая так нежно и терпеливо за ними ухаживала, была родною сестрою Государя и дочерью императора Александра III”.

Летом 1915 г. в Петрограде, в Зимнем Дворце – открыт лазарет имени Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича, рассчитан на 1000 раненых, обслуживали 180 санитаров, 60 сестер милосердия и 10 врачей.

В Лондоне, в пользу русского Красного Креста были организованы 2 концерта, аукцион кукол, одетых в русские национальные костюмы. Вырученная тысяча фунтов стерлингов была передана Российскому Обществу Красного Креста.

В Петроградском госпитале – Великая княгиня Мария Павловна, старшей сестрой милосердия работала супруга члена Государственного совета Денисова.

В Николаевском морском госпитале Бубнова – дочь морского министра.

На западном фронте – Александра Ивановна Охочинская – дочь Председателя Совета Министров Горемыкина.

Санитарные поезда организовала графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, родная сестра министра народного просвещения – стаж более 20 лет.

В марте 1915 года на передовых позициях Западного фронта начал работать первый пробный поезд-баня. Все пользовались от солдата до офицера получали белье, а свое оставляли для стирки и починки.

Поезда-бани были снабжены оборудованием для машинной стирки, сушки, глажения белья, в специальных вагонах, в сутки – 1500 человек могли пользоваться.

Питательные передвижные пункты – за считанные часы на открытом воздухе разбивались просторные палатки, складывались печи и кипятильники, устанавливались длинные столы с приборами. (Питательно-ласкательные пункты). Стол накрывался полотняной скатертью, обязательными были закуски – ветчина, сыр, консервы, яйца, молоко, белый хлеб; к чаю – варенье, пряники, конфеты, пастила. Письменные принадлежности.

Красный Крест во главе с Марией Васильевной Шелапутиной получил Георгиевскую медаль. Летом 1915 года по Волге начал курсировать первый специализированный госпиталь – санаторий на базе переоборудованного парохода “Великая княгиня Ксения”. Лечение офицеров низших чинов в первую очередь, пораженных отравляющими веществами. На Москве реке, Оке, Волге – баржа “Славянин” – пострадавшие от удушливых газов.

Освобождение российских пленных комитет по обмену и эвакуации военно-пленных, воинов, инвалидов – Созонова – жена министра иностранно-справочного отдела о раненых и больных делала в сутки по 500 запросов.

Дочь Льва Николаевича Толстого – Александра Львовна Толстая – сестра милосердия испытала отравляющие газы и получила медаль III степени за мужество. Первая награда введена – медаль на Аннинской ленте с надписью “За усердие”.

Сообщение ученика: “История открытия витаминов”.

Хотя термин “витамины” появился в начале XX века, задолго до этого уже были свидетельства, что организму требуются кроме жиров, белков и углеводов еще и другие какие-то вещества. Например, среди моряков часто встречалась болезнь, названная цингой, которая проявлялась в кровотечении десен и легкой ранимости кожных покровов. В XIV веке люди поняли, что цинга связана с плохим питанием. После 1753 г. путешественники научились бороться с этой болезнью, употребляя в пищу цитрусовые. Теперь мы знаем, что цинга вызвана недостатком в пище витамина С, которого много в цитрусовых. К настоящему времени известно больше десятка витаминов, существование которых доказано химическим синтезом с последующим испытанием на животных.

Учитель химии: Военные трудности способствуют появления авитаминоза солдат, особенно военнопленных, поэтому питание имело огромное значение не только для состояния, но и жизни. Витамины повлияли на состояние здоровья солдат. Витамины можно разделить на жиро– и водорастворимые. К жирорастворимым относятся витамин А (ретинол), витамин D3 (холекальциферол), витамин Е (альфа-токоферол) и витамин К (менахинон). В кровь они попадают вместе с жирами из пищи через стенки кишечника. Эти жирорастворимые витамины могут накапливаться в жировых тканях, и поэтому ежедневное их поступление в организм не обязательно, тем более что в больших дозах они могут быть ядовиты.

Водорастворимые витамины – это восемь витаминов группы В и витамин С (аскорбиновая кислота). В организме они не накапливаются и должны поступать в него с пищей каждый день. при кулинарной обработке они могут разрушаться. К витаминам группы В относятся витамин В1 (тиамин), витамин В2 (рибофлавин), ниацин, витамин В6 (пиридоксин), витамин В12 (цианкобаламин), фолиевая кислота, пантотеновая кислота и биотин. Функции этих витаминов в организме связаны главным образом с получением энергии из продуктов питания. Все они – кофакторы, т.е. небольшие небелковые молекулы, помогающие ферментам выполнять свои функции.

Самостоятельная работа заполнение таблицы:

Витамины Главные источники Основные функции Симптомы недостаточности
Водорастворимые
     
Жирорастворимые
     

Лабораторная работа.

Подготовьте в тетради следующую таблицу:

Напиток Кол-во мл раствора йода х (ч.2) Коэффициент пропорциональности = (ч.1) Кол-во мг витамина С в 25 мл напитка Порядковый номер (наибольший при наименьшем соде-ржании витамина С)
1.
2.
3.
4.
х
х
х
х
=
=
=
=
   

Часть 1. Определение коэффициента пересчета (количество мг витамина С, реагирующее с 1 мл раствора йода)

  1. Отмерьте 25 мл раствора витамина С в колбу Эрленмейера емкостью 125 мл.
  2. Добавьте 10 капель 1%-ной суспензии крахмала.
  3. Наполните бюретку раствором йода. Запишите его начальный объем.
  4. Медленно, по каплям, добавляйте раствор йода к анализируемому раствору, постоянно его взбалтывая. Продолжайте добавлять, пока не достигните конечной точки титрования (синяя окраска устойчива более чем 20 с). Для удобства наблюдения под колбу подложите лист белой бумаги.
  5. Запишите конечный объем жидкости в бюретке. Рассчитайте, какое количество раствора йода израсходовано.
  6. Рассчитайте коэффициент перерасчета, разделив 25 мг витамина С (столько его было в колбе) на объем (в мг) используемого раствора йода.
  7. Запишите это значение в соответствующий столбик вашей таблицы (размерность: мг витамина C/мг раствора йода).

Часть 2. Определение витамина С в напитках

Проведите анализ каждого из образцов, выданного учителем, по указанной ниже методике.

  1. Отмерьте 25 мл образца в колбу Эрленмейера емкостью 125 мл.
  2. Выполните пункты 2–3 первой части методики. Учтите, что окраска анализируемого раствора может изменять цвет комплекса крахмала с йодом. Например, красный цвет раствора в сочетании с синей окраской комплекса приведет к тому, что в конце титрования появится фиолетовое окрашивание.
  3. Запишите количество миллилитров использованного раствора йода в таблицу. Не забудьте вписать туда же и величину коэффициента перерасчета, определенную выше.
  4. Выполните расчеты, необходимые для определения массы витамина С (в мг), находящегося в 25 мл образца.
  5. Расположите выданные вам образцы в порядке уменьшения содержания витамина С.

Вопросы

  1. Показались ли вам неожиданными полученные результаты? Почему?
  2. Какие еще продукты питания содержат много витамина С?

Вывод: таким образом, витамины имеют огромное значение для организма человека, независимо от их происхождения природного или химического.

Учитель истории: Война переросла в затяжной характер. В поисках выхода из позиционного тупика германское командование применило химическое оружие. Союзники, не ждавшие такого нападения, были совершенно беззащитны против нового оружия.

Национальная экономика не могла длительное время выдержать бремя войны. Нужды десятимиллионной армии требовали полной перестройки экономики: более 80% заводов России были переведены на военное производство. Тем не менее, объем выпускаемой продукции по ряду причин оставался недостаточным.

Влияние войны на экономику и внутриполитическое положение в России было исключительно негативным с середины 1915 г. в стране нарастало революционное движение. К началу 1917 г. назрел общенациональный кризис. Русский историк того времени сравнил Россию с автомобилем, который ведет к неизбежной аварии неумелый шофер, отказывается выпустить из рук руль, зная, что пассажиры слишком трусливы, чтобы его понять.

Оказавшись у власти, 6 марта Временное правительство заявило, что будет продолжать войду “до победного конца”. Оно обещало также “свято хранить” верность союзникам и всем заключенным с ними соглашениям. 22 мая по радио командирующий германским Восточным фронтом принц Леопард Баварский предложил России начать мирные переговоры. Временное правительство ответило категорическим отказом…

Между тем стихийное стремление к миру нарастало. На фронте начались знаменитые братания с неприятельскими солдатами. Сражающиеся друг с другом часто прекращали стрельбу, выходили из окопов. Бойцы мирно разговаривали, курили, обменивались различными мелкими вещами. Всюду в русских воинских частях избирались солдатские комитеты, которые часто отменяли приказы начальства. “По всей армии, – писал генерал Петр Краснов, – пехота отказывалась выполнять боевые приказы и идти на позиции на смену другим полкам. Были случаи, когда своя пехота запрещала своей артиллерии стрелять по окопам противника под тем предлогом, что такая стрельба вызывает ответный огонь неприятеля. Война замирала по всему фронту…”.

Сторонники продолжения войны доказывали солдатам, что “путь к миру лежит через окопы противника”

Вооруженные силы России постепенно теряли способность сопротивляться врагу. На секретном совещании 20 октября новый военный министр Александр Верховский заявил: “Дальше мы воевать не можем. Тяга армии к миру сейчас не преодолима. Единственное, что нам сейчас остается, это заключить мир с Германией. Это даст нам возможность спасти государство от полной катастрофы”. Но подобная точка зрения не получила поддержки, и он подал в отставку.

25 октября 1917 г. власть в Петрограде перешла в руки большевиков, которые выступали под лозунгом: “Мир без аннексий и контрибуций!”. Заключить такой мир они и предложили всем воюющим державам в первом же декрете новой власти – Декрет о мире.

Вывод урока: Первая мировая война – одна из самых кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более 4-х лет, в ней участвовали 38 стран. Под ружье было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. Жертвы среди мирного населения, пострадавшего от эпидемий, голода, холода и др. бедствий военного времени также исчислялись десятками миллионов.

1914–1918 гг. явилась важным этапом в развитии военного искусства. Это была первая индустриализированная и машинизированная война, в которой сочетались массовые армии, гигантские фронты и небывалое развитие техники истребления. Она послужила серьезной проверкой правильности предвоенных взглядов на способы ведения военных действий.

Опыт первой мировой войны оказал решающее влияние на организацию и строительство вооруженных сил, на дальнейшее развитие стратегии, оперативного искусства и тактики.

Никто не знал, что достижения науки и техники не только поднимут возможности человечества на немыслимые ранее высоты, но создадут угрозу самому существованию жизни на Земле.