Цели урока:
- воспитывать любовь к истории и ее историческому прошлому;
- развивать умение отслеживать причины обострения отношений между светской и церковной властями;
- познакомить учащихся с содержанием и ходом реформы Никона;
Основные понятия: старообрядчество, раскол
Даты урока: 1654 г., 1668-1676 гг.
Личности в истории: Никон, Аввакум
Оборудование урока: карта, картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация Power Point.
План урока: (слайд № 2)
- Реформы Никона и раскол в Русской Православной Церкви.
а) предпосылки и причины реформ;
б) суть преобразований; - Патриарх Никон;
- Протопоп Аввакум
- Старообрядчество
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС : Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России? (слайд № 3)
Ход урока :
1. Повторение.
- опрос по датам в виде игры «Учитель-ученик»
- опрос по понятиям
- составить логическую цепочку : дата - имя - событие ( у доски 1 ученик )
- фронтальный опрос:
- Каково было положение украинского народа в составе Речи Посполитой?
- Что означает понятие «тройной гнет»? (крепостной, религиозный национальный)
- Кто возглавил борьбу украинцев за выход из – под власти Речи Посполитой?
- Чем закончилась война Богдана Хмельницкого с Речью Посполитой?
- На каких условиях Левобережная Украина вошла в состав России?
- Каковы итоги русско-польской войны (1654-1667 гг.) и русско-шведской войны (1656-1658 гг.)?
2. Изучение новой темы. (слайд № 4, 5, 6)
Русская Православная Церковь играла огромную роль в жизни страны. Вспомните : что пообещал самозванец Лжедмитрий I польским магнатам и католической церкви и почему он не выполнил обещание?
Какую позицию занимала православная церковь во время польской интервенция? ( именно она призвала народ к защите православной веры и восстановлению царства (патриарх Гермоген)
В период правления Михаила Федоровича кто был фактическим правителем России? (отец Михаила патриарх Филарет)
В 1640-х годах в Москве сложился кружок ревнителей древнего благочестия, возглавляемого Стефаном Вонифатьевым. Ревнители древнего благочестия были за наведение порядка в церковной среде, улучшение нравов духовенства, за укрепление веры в народе . Включение Белоруссии и Украины в Российское государство вызвало проблему несовпадение обрядов. Особенно волновали их расхождения, имевшиеся в богослужебных книгах. Побывавший в Москве в 1649 г иерусалимский Патриарх обвинил русских иерархов в отступлении от греческих обрядов.
Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить тексты по греческим первоисточникам. Однако это и вызвало раскол в церкви и обществе. Причина раскола: резкое изменение устоявшихся многовековых церковных традиций и обычаев.
В 1652 г Патриархом Русской Православной Церкви стал Никон. Он проводит реформы резко и деспотично. Все иконы и богослужебные книги Никон приказал переписать, а старые – сжечь .Но реформы касались только обрядовой стороны.
Задание классу : найдите в учебнике на стр. 70 нововведения Никона.
(ученики читают, а учитель записывает на доске: (слайд № 7)
До реформы | после реформы |
Двумя перстами
Идти по солнцу Земные поклоны Исус |
тремя перстами
против солнца поясные поклоны Иисус |
В 1654 году на церковном Соборе царь поддержал нововведение Никона. Но были и противники Никона, которых обвинили в расколе и отлучили от церкви.
Чтобы лучше понять природу церковного раскола, остановимся на личностях главных участников этих событий.
(чтение докладов: Никон , Аввакум )
Многие люди отвергли реформы Никона . Среди старообрядцев были священники, монахи, крестьяне, дворяне. Великий русский художник Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова» . ( стр. 73 в учебнике).
Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.
Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.
Лишь в 1971 году Русская Православная Церковь отменила решения церковных Соборов, предавших старообрядцев проклятию.
Итак, во второй половине 17 века в Русской Православной Церкви произошел раскол. Часть духовенства и мирян отвергли церковные реформы Никона. Появилось старообрядчество.
3. Закрепление.
Тест (слайд № 8-9), проверка теста (слайд № 10-11)
Вернемся к проблемному вопросу: Почему раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?
(весь народ, применение силы, много жертв)
4. Обобщение урока.
5. Итог урока.
Выставление оценок .
Домашнее задание: п. 11, стр. 76 читать документ , ответить на вопросы к нему.
Творческое задание : Каково ваше отношение к участникам раскола? (слад № 12)
Литература.
- Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996.
- Карамзин Н.М. История государства Российского : в 3 кн. М., 1988.
- Ключевский В.О. Русская история. М., 2005.
- Лернер И.Я. задачник по истории Отечества.И., 1997.
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2001 .
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000.
- Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XYIII века. М., 2005. .
- Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.