Содержание алгоритмов:
- Алгоритм составления рассказа по картине.
- Алгоритм составления рассказа по теме.
- Алгоритм составления плана текста.
- Алгоритм написания реферата.
- Алгоритм конспектирования.
- Алгоритм составления списка литературы по теме.
- Алгоритм публичной защиты учебного реферата.
- Алгоритм подготовки доклада, статьи, заметки.
- Алгоритм написания предисловия.
- Алгоритм создания рецензии (отзыва) на просмотренный видеофильм.
- Алгоритм создания рецензии (отзыва) на просмотренный спектакль.
- Алгоритм анализа произведения живописи.
- Алгоритм анализа произведения архитектуры.
- Алгоритм анализа произведения скульптуры.
- Алгоритм анализа произведения музыки.
- Алгоритм создания рецензии (отзыва) на экскурсию.
- Алгоритм составления рассказа по картине:
- Рассмотри репродукцию.
- Определи, кто автор.
- Найди и прочти сведения о художнике.
- Обрати внимание на название картины (часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным).
- Еще раз внимательно рассмотри картину: что здесь произошло, почему, что изображено и как?
- Сформулируй тему и основную мысль рассказа, в зависимости от этого озаглавь его (заглавие рассказа и название картины могут не совпадать).
- Составь план рассказа.
- Обрати внимание на соотношение частей рассказа. Помни: главное в нем – содержание картины.
- Попытайся включить в рассказ диалог, элементы описания.
- Напиши черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепиши его.
- Подготовься к выразительному чтению рассказа.
- Алгоритм составления рассказа по теме:
- Определи тему.
- Определи основную мысль рассказа.
- Найди необходимый материал, определи его происхождение: из своих воспоминаний, других источников.
- Составь план рассказа. Используй в рассказе диалог, элементы описания, рассуждения.
- Озаглавь текст.
- Запиши черновик рассказа.
- Откорректируй и запиши рассказ на чистовик.
- Подготовься к выразительному чтению составленного рассказа.
- Алгоритм составления плана текста:
- Прочти текст.
- Определи основную идею.
- Выдели ключевые слова.
- Раздели текст на смысловые части.
- Выдели основную идею каждой части.
- Запиши пункты плана, соблюдая логическую последовательность изложенного текста.
- Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
- Алгоритм написания реферата:
- Выдели тему.
- Изучи состояние проблемы по данной теме.
- Подбери литературу.
- Составь план.
- Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.
- Распредели материал в логической последовательности согласно плану.
- Подготовь наглядный материал (иллюстрации, репродукции, таблицы и т.п.) для публичной защиты.
- Сформулируй выводы по каждому параграфу, выкажи своё отношение к проблеме, сделай заключение.
- Составь список используемой литературы.
- Произведи записи текста реферата с учетом единых требований (поля, абзацы, расстояния между строк, оформление цитат, и др.)
- Оформи реферат с учетом единых требований.
- Алгоритм составления списка литературы по теме:
- Прочти тему.
- Определи идею.
- Выдели ключевые понятия темы.
- Просмотри библиографический указатель, используя каталоги различного характера.
- Составь список используемой литературы в алфавитном порядке, при этом соблюдая следующую последовательность:
- фамилия и инициалы автора;
- название книги, статьи (иногда и подзаголовка);
- место издания;
- название издательства;
- год издания.
- Алгоритм конспектирования:
- Внимательно прочти текст.
- Определи главную идею текста.
- Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
- Запиши главные мысли в форме плана.
- Прочти текст ещё раз.
- Сформулируй тезисы конспекта.
- Определи ключевые понятия.
- Запиши и оформи конспект.
- Алгоритм публичной защиты учебного реферата:
- Подготовься к публичному выступлению (имидж, репетиция перед зеркалом, проговаривание текста собеседнику и т.д.).
- Осуществляй собственно защиту:
- представь себя (собственная презентация);
- назови тему;
- определи цели и задачи своей работы;
- представь краткое содержание реферата;
- выдели основную идею;
- обоснуй достоинства темы, её актуальность;
- кратко изложи содержание с включением цитат и использованием наглядно-иллюстративного и аудио материала;
- выскажи собственное мнение к содержанию по теме.
- сделай вывод.
- Алгоритм подготовки доклада, статьи:
- Прочти тему.
- Определи проблему.
- Определи объём доклада, статьи.
- Установи основные понятия темы.
- Изучи состояние проблемы.
- Проанализируй теоретические данные и фактические материалы.
- Систематизируй материал.
- Составь план доклада, статьи.
- Запиши текст в черновом варианте.
- Откорректируй текст доклада, статьи, перепиши его.
- Передай материал в печать.
- Алгоритм написания предисловия:
- Прочти внимательно текст (книгу).
- Выдели главную идею.
- Определи стиль текста (художественный, научный, публицистический).
- Изучи материал об авторе и истории создания текста (книги).
- Письменно изложи материал в следующем порядке:
- сведения об авторе;
- краткое изложение содержания;
- своё отношение к тексту.
- Алгоритм создания рецензии (отзыва) на фильм:
- Просмотри внимательно фильм (возможно и не один раз).
- Каково название фильма?
- Кто является режиссером фильма?
- Определи, чему посвящен фильм, и что хотели показать его авторы?
- Какие основные явления, понятия рассмотрены в фильме?
- Что, на ваш взгляд, является в фильме главным?
- Что наиболее интересно и удачно показано в фильме?
- Какие моменты раскрыты в фильме недостаточно полно и ясно?
- Как связан фильм с изучаемой темой?
- Постарайся выразить свое впечатление от фильма?
- Алгоритм создания рецензии на театральный спектакль (оперу, балет):
- Кто является автором литературного сценария (либретто)?
- Кто является постановщиком (режиссером) спектакля?
- Сравни режиссерский замысел и литературное произведение.
- Отметь характерные особенности игры актеров.
- Что ты можешь сказать о декорациях спектакля и костюмах?
- Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
- Вырази свое личное отношение к спектаклю?
- Алгоритм анализа произведения живописи:
- Внимательно рассмотри произведение живописи.
- Изложи кратко историю его создания.
- Найди и изложи в анализе краткие сведения о художнике. Определи, если возможно, какое место данное произведение занимает в его творчестве?
- Определи его принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
- В чем смысл названия картины?
- Определи особенности сюжета и композиции?
- Выдели основные средства выразительности: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма и т. д.
- Определи жанр: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
- Вырази свои личные впечатления от данного произведения живописи?
- Алгоритм анализа произведения архитектуры:
- Найди и изложи в анализе сведения об истории создания данного архитектурного сооружения и его авторе.
- Определи принадлежность сооружения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
- Как в создании данного сооружения реализовались понятия “польза, прочность, красота” (по формуле Ветрувия)?
- Определи главные художественные средства выразительности: симметрия, ритм, пропорции, светотень, цвет, масштаб.
- Выскажись о соотношении экстерьера и интерьера архитектурного сооружения.
- Как данное сооружение вписано в окружающую среду?
- Как были использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?
- Выскажи о своих личных впечатлениях от данного произведения архитектуры.
- Алгоритм анализа произведения скульптуры:
- Внимательно рассмотри данное произведение скульптуры.
- Найди и изложи в анализе историю его создания.
- Найди и изложи в анализе сведения об авторе произведения. Определи, если возможно, какое место данное произведение занимает в его творчестве?
- Укажи принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
- В чем смысл названия?
- В чем особенности сюжета и композиции?
- Определи принадлежность данного произведения к виду скульптуры: монументальная, монументально-декоративная, станковая.
- Выясни, какие использованы материалы и какова техника их обработки: лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева, отлив, ковка, чеканка из металла и т. д.
- Выскажи о своих личных впечатлениях от произведения скульптуры?
- Алгоритм анализа произведения музыки:
- Внимательно прослушай данное музыкальное произведение.
- Найди и изложи в анализе историю его создания.
- Найди краткие сведения о композиторе. Определи, какое место данное произведение занимает в его творчестве?
- Определи принадлежность произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению.
- Выдели основные средства выразительности: ритм, мелодия, гармония, полифония, тембр и т.д.
- Определи принадлежность к музыкальному жанру, место и способ исполнения и тип создания.
- Определи принадлежность к музыкальной форме: одно-, двух-, трёхчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл и т.д.
- Установи, существует ли связь данного музыкального произведения с другими видами искусства? Если есть, то в чем она заключается?
- Каковы твои личные впечатления от произведения музыки.
- Как данное произведение воздействует на твои чувства и эмоции?
- Алгоритм создания рецензии (отзыва) на экскурсию:
- Чему посвящалась экскурсия? (Определи тему.)
- Что хотели показать её организаторы?
- Какие явления, понятия, предметы и другие объекты рассматривались в ходе экскурсии?
- Что было представлено наиболее удачно и интересно?
- Какие моменты были раскрыты недостаточно полно и ясно?
- Как связано содержание экскурсии с изучаемой темой?
- Каковы твои личные впечатления от экскурсии?
Литература:
Данилова Г. И. Мировая Художественная
культура: От истоков до XVII века: Учебник для 10 кл.
общеобразоват. учреждений гуманитарного
профиля. – М., Дрофа, 2004.