Пояснительная записка
Автором в 2007 году выпущен сборник “”Из опыта организации и проведения уроков внеклассного чтения в 5 – 11 классах татарских школ”. Второй урок из этой серии в своем переводе она делает открытым.
В учебнике “История России” 9-м кл. (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Издательство “Просвещение”, 2002. С.185) есть такие строки “Летом 1938 года начались отдельные вооруженные столкновения между японскими и советскими войсками на советско-маньчжурской границе. Ожесточенное сражение произошло в августе 1938 г. в районе озера Хасан, неподалеку от Владивостока”.
Родина высоко оценила мужество и стойкость своих сынов – защитников советской земли. Сотни красноармейцев и командиров были награждены орденами и медалями, среди них и наш односельчанин Имашев Аухат. А двадцати двум особо отличившимся было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них командиру отделения Гильфану Батыршину и его другу Ивану Чернопятко. Об их удивительной дружбе рассказывается на уроке внеклассного чтения в 9-м классе по повести Ш. Ракипова “Прекрасны ли зори?”
Татарская литература 9-м класс
Тема: “Бессмертный Батыршин”. Урок внеклассного чтения по произведению Ш. Ракипов “Прекрасны ли зори?” (“Таннар hаман матурмы?”)
Цель: познакомить учащихся с героическим подвигом Г. Батыршина – первого Героя Советского Союза из татар - на примере повести Ш. Ракипова “Прекрасны ли зори?” (“Таннар hаман матурмы?”).
Задачи:
- Усвоить содержание повести.
- Отследить на примере исторических материалов примеры толерантного поведения воинов.
- Объяснения слова “прототип”, “толерантность”.
- Познакомить с биографией Батыршина.
- Изучить историю создания повести.
- Развитие навыков выразительного чтения. Воспеть славу 2 юношам – украинцу и татарину, прошедшим огонь и воду, уделив особое внимание их удивительной дружбе.
Подготовительная работа.
- Прочитать внимательно повесть Ш. Ракипова, подготовить ответы на вопросы.
- Учащиеся готовят сообщения:
1) Рассказ о писателе Ш. Ракипове (Из книги о татарских писателях).
2) Проследить по карте военный путь 2 друзей.
3) Заучивание завещания потомкам Гильфана Батыршина.
- Подготовить отрывки для выразительного чтения о природе Дальнего Востока.
Оборудование к уроку:
Используемая литература:
- Ш. Ракипов “Прекрасны ли зори?”. Изд. “Детская литература”, М., 1972
- Очерк Ш. Ракипова “Бессмертный Батыршин” из книги “По следам героев”, “Татарское книжное издательство”, 1975. С.5-17
- Учебник “История России” 9 кл. Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Издательство “Просвещение”, 2002. С.185
- Школьная энциклопедия “История России ХХ век”, изд “ОЛМА – ПРЕСС Образование”, М., 2003. С. 478
- Статья А. Мансурова “Имашев Аухат” в районной газете “Рассвет”, 1982, 13 июля
Содержательный материал к уроку
ХАСАН – озеро в Приморском крае на границе с Кореей, где происходили боевые действия 1-й отдельной Краснознаменной армии против японских захватчиков в период с 29 июля по 11 августа 1983г. (Приложение №1)
Японские войска, захватившие к тому времени Корею, намеревались продолжить экспансию территорий, примыкавших к советской границе. 15 июля посол Японии в Москве предъявил правительству СССР ряд требований об отводе войск от высот Заозерная и Безымянная к западу от озера Хасан, занятых перед этим советскими пограничниками.
Советское правительство отвергло требования, предъявив документы о принадлежности высот России. Японское правительство, которое исходило из того, что граница проходит по вершинам высот и целиком они СССР не принадлежат, решило применить силу после того, как пограничники застрелили полицейского.
В ночь на 29 июля японская рота перешла границу и заняла высоту Безымянная. Однако силами пограничников и подошедшего резерва Красной Армии японцы были отброшены. Вечером 30 июля два японских полка вновь заняли высоты. Советское командирование ввело в бой части 40-й стрелковой дивизии и 2 августа нанесло одновременный удар в обход озера Хасан по японской и советской территории.
После упорных боев 6 августа часть высот была очищена от японских войск. На следующий день японцы пытались вернуть утраченные позиции, предприняли до 20 контратак, но все они оказались безуспешными.
Понеся большие потери (650 убитых и 2500 раненых), противник отказался от продолжения боевых действий. 10 августа стороны договорились о прекращении военных действий и отводе войск от высот. Прежняя граница СССР была восстановлена.
(Школьная энциклопедия “История России ХХ век”, изд “ОЛМА – ПРЕСС Образование”, М., 2003. С. 478)
Заключительное слово учителя.
…Великую Отечественную войну Гильфан Батыршин встретил выпускником военной академии: он осуществил свою мечту — учился. В грозные годы, когда над страной нависла смертельная опасность, Батыршин снова был на переднем крае. За совершенные подвиги и боевые заслуги его грудь украсили множество орденов и медалей.
Вернувшись с войны в Москву, Батыршин отдыхал недолго, сердце снова потянуло на границу. В свободное от воинской службы время повышал свои знания, изучал арабский и английский языки.
В 1947 году в Токио проходил судебный процесс над японскими военными преступниками.
Журналисты, прибывшие в этот город со всех концов земли, все участники процесса слушали советского офицера Гильфана Батыршина. Он говорил здесь как свидетель, неопровержимо и веско разоблачая захватнические устремления японских империалистов у озера Хасан.
Его показания дополнял пограничник Иван Чернопятко...
К сожалению, то были последние слова и последняя встреча друзей. Возвращаясь домой, их самолет потерпел аварию над пучиной моря…
...На одной из пограничных застав каждый день дважды звучат фамилии командира отделения Гильфана Батыршина и Ивана Чернопятко. Молодые солдаты у посвященного героям стенда клянутся до последнего вздоха быть верными своей Отчизне, как были верны ей Гйльфан Батыршин и Иван Чернопятко, навечно оставшиеся в памяти людей... А по голубым морям планеты гордо проносят флаг России два красавца-корабля. Это океанские лайнеры “Гильфан Батыршин” и “Иван Чернопятко”. И, глядя на них, кажется, что два друга, два героя поднялись над морской пучиной и, словно закованные в сталь богатыри, двинулись в путь по разным странам, чтобы опять верой и правдой служить людям...
III. Аналитико-рефлективная часть.
Такие уроки внеклассного чтения проходят на высоком эмоциональном уровне. Учащиеся, познавая этот материал, включаются в краеведческий поиск, глубже осмысливая отношения между людьми разных национальностей тогда и сегодня. С помощью учителя приходят к мысли, что только уважение людей друг к другу, познание межнациональной культуры сохранит мир и согласие на поликультурном пространстве, на котором мы проживаем все вместе.
Уроки внеклассного чтения дают молодым людям ориентир на нравственный выбор во взаимоотношениях людей разной национальности. Формируют толерантное сознание и поведение у обучающихся в условиях поликультурного пространства.