Цель: создать условия для понимания учащимися сути "николаевской системы" и её роли в судьбе России.
Задачи:
- познакомить с мероприятиями правительства Николая I;
- проанализировать реформы с точки зрения условий для модернизации страны и укрепления власти;
- развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.
Оборудование:
- Портрет Николая I.
- Данилов Д.Д., Клоков В.А., Е.Кузнецова, С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. "Российская история. XIX - начало XX века:Учебник для 8-го класса основной школы. - М.: Баласс, 2005.
- Огоновская И.С. История России. Универсальное издание для школьников и абитуриентов. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Трёхсотлетие Дома Романовых. 1613-1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. - М.: Современник, 1991.
- Листы (А3), маркеры.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
Беседа по вопросам.
Вспомните обстоятельства вступления Николая I на престол.
Какие задачи стояли перед Россией в начале XIX века? Как соотносились эти задачи с позицией Николая I? Что несло правление Николая I России: зло или благо?
Учебная задача: Анализируя правление Николая I, ответить на вопрос: Улучшило или ухудшило положение страны правление Николая I?
Исследовательская работа учащихся.
- 1 группа. Оцените мероприятия Николая I в государственной жизни страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника 8, пункт 2, схема "Государство и общество при Николае I").
- 2 группа. Оцените мероприятия Николая I в культурной жизни страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника 8, пункт 2).
- 3 группа. Оцените мероприятия Николая I в области управления хозяйством страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника 8, пункт 3).
- 4 группа. Оцените мероприятия Николая I в области культуры с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника 8, пункт 3).
- 5 группа. Охарактеризуйте "теорию официальной народности". Насколько консервативны положения этой теории? Чем привлекала эта теория Николая I?
- 6 группа. Выделите противоречия во взглядах и личных качествах Николая I. Как они повлияли на его правление? (Трёхсотлетие Дома Романовых. 1613-1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. Стр. 272-273. Текст учебника 8, пункт 1. Огоновская И.С. История России. Универсальное издание для школьников и абитуриентов. Стр.454).
Выступление групп, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
Обсуждение вопроса: каково значение этих мероприятий? Созданы ли условия для модернизации страны?
Мероприятия правительства Николая I
Вопросы | В экономике | В общественном устройстве | Во внутренней политике | В области культуры |
Какие мероприятия проводило правительство Николая I | Крепостное право не ликвидировано, но
созданы 9 секретных комитетов для разработки
проектов освобождения крестьян. Около 100 указов, ограничивающих власть помещиков над крестьянами: запрет продавать без земли, разбивать семьи, ссылать в Сибирь. Разрешение освобождать крестьян при условии сохранения некоторых повинностей. Реформа Киселёва в отношении государственных крестьян. Создание военных поселений. Денежная реформа Канкрина. Поддержка предпринимательства. |
Защита интересов дворянства: дворяне могли получить новые поместья или деньги, чтобы избежать разорения; бесплатное образование для дворянских детей в закрытых военных и гражданских училищах. Ограничения при получении дворянства: 6 ранг на военной службе и 8 - на гражданской (личное), 4 - (потомственное). Учреждение сословия "почётные граждане". |
Реформа Собственной Его Императорского
Величества канцелярии: расширение полномочий: 2 отделение - кодификация законов и издание "Свода Законов Российской империи", "Полного Собрания Законов Российской империи". Бюрократизация управления ("Россией правят столоначальники"). III Отделение - политическая полиция и отделение жандармов, политическая цензура. |
"Чугунный" цензурный устав 1826 года:
"полная свобода молчания". Сословная система образования. Ограничение автономии университетов (назначение ректоров и профессоров) |
Создание условий для модернизации страны (или устранение препятствий на пути модернизации) | Сохранение крепостного права как главного препятствия на пути модернизации страны. | Сохранение сословной замкнутости и привилегий дворян как препятствия для модернизации общественных отношений. | Укрепление самодержавия, ограничение элементов гражданского общества- препятствия для модернизации страны. | Сохранение сословного характера образования как препятствия для модернизации в области образования. |
При выступлении 5 группы обращается внимание не только на раскрытие основных принципов теории официальной народности: православие, самодержавие, народность, но и на то, что эта теория вместе со стремлением не допустить революции в России стала идеологической основой правления Николая I.
При выступлении 6 группы учащиеся подчёркивают такие противоречия личности императора как: скромность и неприхотливость в быту; смелость, решительность; стремление к порядку и дисциплине; увлечение военным делом особенно внешней стороной (манёвры, парады); волевые качеств; ум; умение подбирать помощников; работоспособность и ответственность. Эти качества Николая I, конечно же, сказались на его деятельности и вызывали у одних чувство уважения к правителю, у других презрение к "тирану и деспоту с кругозором ротного командира".
5. Общий вывод: Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.
6. Домашнее задание (на выбор):
1. Опишите спор сторонника теории официальной народности и сторонника западного пути развития.
2. Сравните отрывки из стихов Пушкина и Лермонтова. Почему так по разному оценивали правления Николая I русские поэты?
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правил нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждою, трудами.
О нет, хоть юность в нём кипит,
Но не жесток в нём дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
А.С.Пушкин
Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
М.Ю.Лермонтов