Урок истории. 8-й класс "Правление Николая I: благо или зло для России?"

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Цель: создать условия для понимания учащимися сути "николаевской системы" и её роли в судьбе России.

Задачи:

  • познакомить с мероприятиями правительства Николая I;
  • проанализировать реформы с точки зрения условий для модернизации страны и укрепления власти;
  • развивать коммуникативные умения и информационную культуру учащихся.

Оборудование:

  • Портрет Николая I.
  • Данилов Д.Д., Клоков В.А., Е.Кузнецова, С.С., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. "Российская история. XIX - начало XX века:Учебник для 8-го класса основной школы. - М.: Баласс, 2005.
  • Огоновская И.С. История России. Универсальное издание для школьников и абитуриентов. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  • Трёхсотлетие Дома Романовых. 1613-1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. - М.: Современник, 1991.
  • Листы (А3), маркеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Беседа по вопросам.

Вспомните обстоятельства вступления Николая I на престол.

Какие задачи стояли перед Россией в начале XIX века? Как соотносились эти задачи с позицией Николая I? Что несло правление Николая I России: зло или благо?

Учебная задача: Анализируя правление Николая I, ответить на вопрос: Улучшило или ухудшило положение страны правление Николая I?

Исследовательская работа учащихся.

  • 1 группа. Оцените мероприятия Николая I в государственной жизни страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 2, схема "Государство и общество при Николае I").
  • 2 группа. Оцените мероприятия Николая I в культурной жизни страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 2).
  • 3 группа. Оцените мероприятия Николая I в области управления хозяйством страны с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 3).
  • 4 группа. Оцените мероприятия Николая I в области культуры с точки зрения создания условий для модернизации страны (текст учебника  8, пункт 3).
  • 5 группа. Охарактеризуйте "теорию официальной народности". Насколько консервативны положения этой теории? Чем привлекала эта теория Николая I?
  • 6 группа. Выделите противоречия во взглядах и личных качествах Николая I. Как они повлияли на его правление? (Трёхсотлетие Дома Романовых. 1613-1913: Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года. Стр. 272-273. Текст учебника  8, пункт 1. Огоновская И.С. История России. Универсальное издание для школьников и абитуриентов. Стр.454).

Выступление групп, заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

Обсуждение вопроса: каково значение этих мероприятий? Созданы ли условия для модернизации страны?

Мероприятия правительства Николая I

Вопросы В экономике В общественном устройстве Во внутренней политике В области культуры
Какие мероприятия проводило правительство Николая I Крепостное право не ликвидировано, но созданы 9 секретных комитетов для разработки проектов освобождения крестьян.

Около 100 указов, ограничивающих власть помещиков над крестьянами: запрет продавать без земли, разбивать семьи, ссылать в Сибирь. Разрешение освобождать крестьян при условии сохранения некоторых повинностей.

Реформа Киселёва в отношении государственных крестьян.

Создание военных поселений.

Денежная реформа Канкрина.

Поддержка предпринимательства.

Защита интересов дворянства:

дворяне могли получить новые поместья или деньги, чтобы избежать разорения; бесплатное образование для дворянских детей в закрытых военных и гражданских училищах.

Ограничения при получении дворянства: 6 ранг на военной службе и 8 - на гражданской (личное), 4 - (потомственное).

Учреждение сословия "почётные граждане".

Реформа Собственной Его Императорского Величества канцелярии: расширение полномочий:

2 отделение - кодификация законов и издание "Свода Законов Российской империи", "Полного Собрания Законов Российской империи".

Бюрократизация управления ("Россией правят столоначальники").

III Отделение - политическая полиция и отделение жандармов, политическая цензура.

"Чугунный" цензурный устав 1826 года: "полная свобода молчания".

Сословная система образования.

Ограничение автономии университетов (назначение ректоров и профессоров)

Создание условий для модернизации страны (или устранение препятствий на пути модернизации) Сохранение крепостного права как главного препятствия на пути модернизации страны. Сохранение сословной замкнутости и привилегий дворян как препятствия для модернизации общественных отношений. Укрепление самодержавия, ограничение элементов гражданского общества- препятствия для модернизации страны. Сохранение сословного характера образования как препятствия для модернизации в области образования.

При выступлении 5 группы обращается внимание не только на раскрытие основных принципов теории официальной народности: православие, самодержавие, народность, но и на то, что эта теория вместе со стремлением не допустить революции в России стала идеологической основой правления Николая I.

При выступлении 6 группы учащиеся подчёркивают такие противоречия личности императора как: скромность и неприхотливость в быту; смелость, решительность; стремление к порядку и дисциплине; увлечение военным делом особенно внешней стороной (манёвры, парады); волевые качеств; ум; умение подбирать помощников; работоспособность и ответственность. Эти качества Николая I, конечно же, сказались на его деятельности и вызывали у одних чувство уважения к правителю, у других презрение к "тирану и деспоту с кругозором ротного командира".

5. Общий вывод: Деятельность Николая I носила противоречивый характер, укрепляла власть, сохраняла препятствия для модернизации России. Николаевская система вела Россию к застою и отставанию от передовых стран Запада, поэтому не улучшила положение страны, не была благом для России.

6. Домашнее задание (на выбор):

1. Опишите спор сторонника теории официальной народности и сторонника западного пути развития.

2. Сравните отрывки из стихов Пушкина и Лермонтова. Почему так по разному оценивали правления Николая I русские поэты?

Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правил нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждою, трудами.
О нет, хоть юность в нём кипит,
Но не жесток в нём дух державный:
Тому, кого карает явно,
Он втайне милости творит.
А.С.Пушкин

Прощай немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
М.Ю.Лермонтов