Тип урока: комбинированный.
Вид урока: интегрированный урок с элементами практической работы.
Цель урока:
- в рамках подготовки к ЕГЭ сформировать у учащихся представление о ведущих политических партиях России начала ХХ века;
- проанализировать основные программные требования социалистических, либеральных, консервативно-традиционалистических партий;
- развить умение работать с текстом источника, анализировать, выделять главное; развить умение мыслить критически, генерировать идеи; осуществлять поиск нужной информации.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, таблица, тесты ЕГЭ, рабочие тетради, документы, компьютерный (мультимедиа) учебник. Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. – М.: Клио Софт, 2001., проектор мультимедиа, презентация MS Power Point.
Организация учебной деятельности: класс разделен на несколько групп, каждая группа получает задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы и учителя. Группы получают документы, таблицы, вопросы для работы.
Опережающее задание: найти и прочитать в учебной литературе материал о политических партиях России в начале ХХ века.
В ходе урока класс делится на группы для проведения работы с документами и таблицами.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вводное слово учителя (цели и задачи урока).
- Общая характеристика ведущих политических партиях России начала ХХ века. Особенности первой российской многопартийности.
- Групповая работа с историческими источниками – фрагментами программ политических партий.
- Выступление представителей групп, заполнение таблицы «Ведущие политические партии России начала ХХ века».
- Итог урока.
- Тестовая работа по материалу урока.
Работа учителя | Работа детей | Доска |
1. Организационный момент. | Дети занимают свои места в классе. | Тема урока, домашнее задание. |
2. Вводное слово учителя:
Сегодня мы продолжаем говорить о событиях российской истории начала ХХ века и в первую очередь о политических партиях России. |
Записывают тему урока и домашнее задание | Домашнее задание (боковая доска) |
3. Общая характеристика ведущих политических партиях России начала ХХ века. Групповая работа с историческими источниками – фрагментами программ политических партий.
Одни из самых сложных заданий ЕГЭ – это задания части С. Задания предполагают систематизацию материала, сравнение, общую характеристику, анализ исторической ситуации. Показ презентации(слайды 1-8). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопрос классу, какой вывод можно сделать на основании просмотренного материала? Показ презентации(слайды 9-10). Учитель подводит итог: 4. Работа в группах. Разделитесь на группы по 4-5 человек. Каждая из пяти групп получает документ и в течение 5-7 минут работает с историческим источником, характеризуя ту или иную партию по следующим вопросам:
Через 5-7 минут каждая группа на основании изученного материала дает характеристику той или иной партии. |
Дети отвечают на вопрос.
Учащиеся делают пометки в тетрадях.
Работа в группах, характеристика партии |
Показ слайдов(1-8)
Показ презентации |
5. Выступление представителей групп, заполнение таблицы «Ведущие политические партии России начала ХХ века». Выступление представителей 1 и 2группы. Учитель подводит итоги по результатам выступления 1,2группы Выступление представителей 3 и 4группы Учитель подводит итоги по результатам выступления 3,4группы Выступление представителей 5 группы Учитель подводит итоги по результатам выступления 5группы
|
Выступление представителей 1,2 групп.
Учащиеся делают пометки в тетрадях.
Учащиеся делают пометки в тетрадях. |
Открывается презентация: «Ведущие политические партии России» |
6. Итог урока.
На уроке мы поговорили о ведущих политических партиях России начала ХХ века. Как видим «политический спектр» российской действительности очень широк. От крайне правых до крайне левых политических сил в обществе. На последующих уроках мы продолжим более подробно рассматривать политические взгляды партий, а так же работать с тестами ЕГЭ. В заключении я предлагаю каждой группе выполнить тестовую работу по материалу урока. Через несколько минут мы узнаем, какая группа лучше усвоила материал. |
Групповая работа с тестами. Приложение 2 |
Источники информации:
- Левандовский А., ЩетиновЮ. учебник Россия в ХХв .М.2005 г
- Данилов А. История России в таблицах М., 2005г.;
- CD “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2001.,
- презентация MS Power Point , составленная на основе материаловкомпьютерного (мультимедиа) учебника – М.: Клио Софт, 2001.,
- Коваль Т.В.Конспекты уроков по истории России М.ВЛАДОС 2001г.