Цели:
Образовательная:
- проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен.
Развивающая:
- развивать навыки работы с картой, компьютером,
- делать самостоятельные выводы.
Воспитательная:
- воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания,
- активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
Оборудование:
- компьютер
- дискета с презентацией игры
- раздаточный материал:
а) буквы для сбора лозунга,
б) указатели цветов стола для каждой группы (красный, синий, зеленый).
в) указатель «Совет знатоков»
- Награды участникам игры (медали, грамоты)
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ.
А) Жеребьевка (произвольное деление на группы) Каждый ученик выбирает определенного цвета жетон и садится за стол своего цвета.(Указатель цвета на столе).
Б) На столе такого же цвета набор букв.
В) После того, как учитель подаст сигнал (звонок, гонг) в группах из букв составляют лозунг, который произносит учитель («Ни пуха, ни пера»,»Удачи и везения» и.д.).
Г) Команды придумывают названия , сообщают об этом в «Совет знатоков»,который ведет подсчет баллов в ходе игры.
Д) Состав знатоков формируется из представителей команд (по одному человеку), для них заранее приготовлена таблица учета ответов (см. приложение).
Примечание: а) если на выбранный вопрос команды последовал неправильный ответ, то любая команда (по очереди) может ответить, тем самым получает дополнительно тот балл, сколько стоит вопрос.
ДАТЫ
- 6-5 в. до н.э. - время возникновения буддизма
- 1357-1419 г.- время жизни тибетского реформатора буддизма
- Конец 16 в. – нач. 17 в. - в это время пришел буддизм из Тибета и Монголии
- 1730 г. – в это время основан первый дацан - буддийский монастырь
- 1741 г. – в этом году указом российской императрицы Елизаветы Петровны буддизм официально признан в стране государственной религией России.
- 1938 г. – в это время были закрыты все буддийские храмы и монастыри.
ИМЕНА
- Будда - Просветлённый, легендарный основатель буддизма. Объект почитания.
- Сиддхартха Гаутама – имя Будды, данное родителями.
- Яшодхара - имя жены Гаутамы.
- Агван Доржиев - один из высокообразованных лам, обладавший дипломатическим даром ,сыгравший чрезвычайно важную роль в истории буддизма в России в конце 19 – первой четв. 20 века.
- Суджата – молодая девушка, из рук которой царевич Сиддхартха принял молочную кашу, тем самым прервал аскезу.
- Елизавета Петровна – по её указу буддизм признан официальной религией в России.
ПОНЯТИЯ
- Основное буддийское правило – не причинение вреда живому (АХИМСА)
- Буддийский монастырь (ДАЦАН).
- Закон, управляющий миром (ДХАРМА).
- Одна из мировых религий, распространённая и Юго-Восточной Азии (БУДДИЗМ).
- Община верующих буддистов (САНГХА).
- Процесс постоянного рождения, развития и смерти, чередование состояний всего сущего круговорот перевоплощений (САНСАРА).
СТРАНА, ТЕРРИТОРИЯ
- Эта страна является родиной буддизма (Индия).
- Именно оттуда пришёл буддизм в Россию (Тибет, Монголия)
- Именно на этой территории России распространился буддизм (Бурятия, Калмыкия, Тыва, частично в Алтайском крае)
- Резиденция хамбо-ламы с 1946 года, главный центр российского буддизма, (ИВОЛГА- местность в Бурятии, недалеко от Улан-Удэ)
- Город, который по планам Агвана Доржиева должен был стать центром буддизма на западе России (Санкт-Петербург)
- Здесь хранится тело хамбо-ламы Даши – Доржо Итигелова (Иволгинский дацан)
ЧИСЛА
- В каком возрасте Сиддхартха Гаутама женился? (в19 лет)
- Сколько было лет Гаутаме , когда он покинул дворец, семью, отказался от мирских благ и начал жить отшельником-аскетом, подвергая себя тяжёлым испытаниям? (29 лет)
- В каком возрасте на Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой? (В 35 лет)
- В каком возрасте Будда предсказал о своей кончине? (В 80 лет)
- Скольло отшельников странствовало вместе с Гаутамой? (5 человек)
- Сколько учеников оставил после себя Будда? (Более 2-х тысяч)
ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА
1. О ком идёт речь?
«Если он останется во дворце, когда вырастет, то станет великим царём и объединит весь мир. Но если он покинет дворец и постигнет истину, то станет Буддой.» (О Гаутаме).
2. Когда и по какому случаю была прервана Гаутамой аскеза?
(Через 6 лет самоистязания царевич вошёл в реку, совершил омовение и , прервав свою аскезу, принял молочную кашу из рук молодой девушки.)
3. Что было сделано с телом Будды после его ухода в нирвану?
(По распоряжению Ананды ,любимого ученика Будды, тело учителя было предано огню)
4. За тысячелетия существования буддизм распространился по всем странам Южной, Восточной и Центральной Азии, а в ХХ веке – Северной Америки и Европы, не знал единой церковной организации, но было единственное общее требование. В чём оно заключается?
(Единственным общим требованием для всех буддистов является правило хранить ТРИ ДРАГОЦЕННОСТИ: БУДДУ, ДХАРМУ и САНГХУ ,которые передавались из поколения в поколение.)
5. В чём заключаются « четыре благородных истины»?
(Основой буддизма является учение о четырёх благородных истинах, согласно которому в мире существуют страдание, его причина состояние освобождения и путь к нему.)
6. Что такое «сутры»?
(Проповеди, беседы Будды, обращённые к ученикам).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
- Награждение.
- Выделение самых активных, выставление оценок в журнал и дневник.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить кроссворд по теме