Урок "Идеи Просвещения". 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер (по возможности), смарт-доска (по возможности), доска, схема, портреты просветителей, учебник, раздаточный материал.

Цель урока: знакомство с просветителями, их идеями и ценностями эпохи Просвещения.

Форма работы: конспект предполагает индивидуальную работу и работу в парах. Возможна групповая форма работы, например, сравнение взглядов просветителей Англии

План изучения нового материала:

  1. Картина мира Нового времени. Рационализм
  2. Теория общественного договора
  3. Теория разделения властей

Ход урока

  1. Организационный момент.

Для работы на уроке у нас имеются учебники, словарик, раздаточный материал (см. Приложение), (Презентация)

  1. Активизация имеющихся знаний

Презентация. В начале урока необходимо вспомнить основные этапы истории Нового времени:

  • Как называлась эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию античности? (Возрождение)
  • Как называлось движение за переустройство католической церкви? (Реформация)
  • На третьем этапе произошла практически революция в естествознании, в науках о природе. Как он назывался? (Научные открытия XVII в.)

Эти три этапа предопределили эпоху XVIII в., эпоху Просвещения (Слайд №1).

  1. Целью урока является знакомство с просветителями, их идеями и ценностями эпохи Просвещения.

Главный человек той эпохи – философ-энциклопедист. (Учитель может надеть черную профессорскую шапочку или положить ее рядом). Энциклопедия – это книга, в которой собраны сведения о наиболее важных достижениях человечества. Создателем “Энцикопедии” был французский просветитель Дени Дидро (Слайд №2). На уроке мы попробуем составить свою страничку энциклопедии.

Давайте вернемся на несколько веков назад и вспомним картину мира средневекового человека (работа со смарт-доской или с раздаточным материалом с изображением картины мира средневекового человека и картиной мира человека Нового времени). (Слайд №3).

Определите место бога и человека на первом изображении. Затем люди совершили множество открытий в астрономии, физике, математике. Вспомним, какие открытия кому принадлежат, и сопоставим фамилии ученых и их открытия

По одному человеку из группы делают задание на смарт-доске (Слайд № 4). Астрономия – Коперник, Бруно, Галилей; физика – Ньютон; медицина – Гарвей, математика – Декарт и др.

В результате открытий картина мира меняется (изображение на смарт или раздаточном материале) (Слайд №3). Что изменилось? В Средние века началом всего, причиной перемен в жизни людей считался Бог, а в Новое время – человек.

Просветители в XVIII в. считали, что человек сначала был темным, невежественным, но в результате должен был стать разумным, образованным, то есть придти к Царству Разума. (Схема на смарт или на обычной доске меловой рисунок). (Слайд № 5). Путь восхождения к царству Разума – это общественный прогресс (развитие от простого к сложному). Разум на латыни “рацио”, поэтому философию Просвещения стали называть философией рационализма. Новые понятия учащиеся фиксируют в своих страничках энциклопедии.

Путь в царство Разума философы Просвещения видели по-разному, но они все считали, что всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Какие права современного человека вы знаете? Просветители выделяли лишь 3 важнейших права и называли их естественными, неотчуждаемыми. По одному человеку выходят к смарт-доске и подчеркивают их, выбрав из общего списка (Слайд № 6). Это право на жизнь, на свободу, на собственность. Остальные записывают в страничку энциклопедии.

  1. Чтобы права человека соблюдались, государство и народ заключают договор (схема на смарт или меловой рисунок на доске). (Слайд №5).

О чем же договаривались государство и люди? Сначала узнаем взгляды английских просветителей Джона Локка и Томаса Гоббса (рассказ учителя или чтение пункта параграфа). Что такое общественный договор в понимании Дж. Локка и Т. Гоббса? Работа со схемой (на смарт или меловой рисунок на доске). (Слайд № 7). Поставьте фамилии философов рядом с той формой правления, которую они считали наилучшей, и запишите в страничку энциклопедии.

О справедливой форме правления размышляли также и французские просветители Жан-Жак Руссо и Вольтер. (Рассказ учителя или текст параграфа или заранее подготовленный документ). Поставьте фамилии этих просветителей рядом с той формой правления, которую они считали наилучшей, запишите в страничках энциклопедии.

  1. Во Франции жил еще один философ Шарль Монтескье. Он считал, что самым справедливым путем к царству Разума будет конституционная монархия.

Запишем это в страничках.

Но, говорил он, при любой форме правления необходимо разделение власти на 3 ветви: законодательную, исполнительную, судебную. Для чего? Чтобы не было злоупотребления властью.

Что мы узнали на уроке? Мы познакомились с английскими и французскими просветителями, философами-рационалистами. Разные формы правления могут считаться справедливыми, но какая бы форма правления не была, только знания приведут человека к лучшему. Просвещение – это и есть распространение знаний.

  1. Закрепление.

В каком веке началась эпоха Просвещения? Кто из философов-просветителей вам запомнился? Почему? Что такое рационализм? Кто разрабатывал теорию общественного договора? Какие естественные права человека вы можете назвать? Автором какой теории является Ш. Монтескье? Какие ветви власти он выделил? Для чего? Какая форма правления вам кажется наилучшей и почему?