Реформы Петра I

Разделы: История и обществознание


Тема: Реформы Петра I

Учебник: Н. И. Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская "История России XVIII – XIX в." 10 класс (слайд 2)

Методическая литература: (слайд 3)

1) Е.В.Симонова. Поурочные разработки по истории России.М.2006.С.118
2) Б.Н.Серова, Л.М.Гаркуша, М.В.Лескинен. Поурочные разработки по истории России. М. 2004. С. 86
3) Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. С. 478.
4) Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., 2003. С. 159-161.
5) В.О. Ключевский "Исторические портреты":
6) Г.М.Карпов. Петровская эпоха в вопросах и ответах. (слайд 2)

Дидактическая литература:

1) В.Я.Румянцева. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М.2002.
2) Н.Ю.Колесниченко. Дидактический материал. История России конец XVI-XVIIIвв.
3) Н.И.Ворожейкина. Дидактический материал. История России с древнейших времен до конца XVIII века.
4) Л.В.Жукова. Контрольные и проверочные работы по истории, 5-9 классы.

Иллюстрационная литература:

1) Н.Орлова "Цари и императоры".
2) Т. Голубева "Царские династии".

Дополнительная литература:

1) Энциклопедия юного историка
2) Энциклопедия знаменитых Россиян.
3) В.И.Буганов «Петр Великий и его время»
4) Г.М.Карпов «Деятели петровской эпохи»

Цели урока: (Приложение 1, слайд 4)

  • Охарактеризовать государственные реформы Петра I
  • Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления

Оборудование: презентация/

План урока (Приложение 1, слайд 5)

  • Военная реформа
  • Реформы в промышленности
  • Реформа высших государственных органов Абсолютная монархия (реформа центрального управления)
  • Реформа местного управления (реформа городского управления и областная реформа)
  • Социальная политика. Табель о рангах

ХОД УРОКА (Приложение 1, слайд 6)

I. Оргмомент

II. Работа над новым материалом

– Россия, как и другие страны Европы XVII века, встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.
– Каковы же были предпосылки Петровской реформы? (Приложение 1, слайд 7)

Учащиеся, используя пройденный материал, делают вывод:

1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского народа.
2. Промышленность развивалась, но она по своей структуре была крепостнической, и по объему и по техническому оснащению особенно, значительно уступала промышленности западно-европейских стран.
3. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина.
4. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо поученных и вооруженных.
5. Сложный государственный аппарат.
6. Отставала Россия и в области духовной культуры.

Слово учителю

1. Реформы Петра (Приложение 1, слайд 8)

Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразо­вания, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего пе­риода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь стра­ны. Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изна­чально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет:
У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили, а порой упраздняли друг друга.
Реформы Петра есть продолжение изменений в обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего характера лишь) корил процессы преобразований.
Петровские реформы возникли под воздействием военных событий в истории Ром из 36 лет царствования Петра 28 лет Pоссия воевала.
И тем не менее все историки сходятся) мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.

2. Военная реформа (Приложение 1, слайд 9)

Амбициозная внешняя политика, войны с Турцией, Швецией вызывали необходимость преобразований в военной сфере. Юридическое начало построения постоянной армии было объявлено указом 1699 года, который определял источники формирования полков. Набирать: «охочие люди» – из числа лично свободных подданных разных званий, служивших за жалованье (11 рублей в год) и «даточные люди» – рекруты, набираемые их крестьян (от монастырских крестьян – 1 рекрут с 25 дворов; дворяне на гражданской службе поставляли 1 рекрута с 30 дворов, дворяне-землевладельцы, служившие в армии, – 1 рекрута с 50 дворов). В период с 1699 по 1725 годы было проведено 53 рекрутских набора, которые дали армии и флоту 280 тыс. человек. Рекруты получали казен­ное вооружение и обмундирование, проходили серьезную военную подготовку; автоматически освобождались от крепостной зависимости, а их дети, появившиеся во время прохождения отцами военной службы, считались свободными.
Судьба рекрута – пожизненная солдатчина. Новобранцев клеймили специальными накол­ками (на левой руке накалывали иглой кресты и натирали порохом).
Система рекрутских наборов складывалась в течение пяти лет, и к концу царствования Пе­тра I общая численность армии составляла 318 тыс. человек (вместе с казачьими частями). Так сложилась регулярная армия с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением.
Петр, обязав трудиться всех на благо государства, обязал и дворян нести военную службу, начиная с солдатского чина; многих дво­рянских детей посылал учиться за границу.

(Приложение 1, слайд 10)
Подготовка войска к боевым действиям требовала знаний, инициативы, дисциплины, что было условием существования боеспособной армии, и в 1716 году был издан «Устав воинский» (просуществовавшая около 150 лет), который требовал от офицеров активности и самостоя­тельности, регламентировал взаимоотношения в армии. Офицерские кадры формировались в двух школах – Бомбардирской (артиллерия) и Преображенской (пехота), а позже в морской, инженерной и медицинской военных школах. Настойчивые усилия Петра I превратили рус­скую армию в сильнейшую в Европе.

Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота. До 1702 года в Воронеже было построено 28 кораблей, 23 га­леры и множество мелких судов. Судьба Азов­ского флота была печальной: корабли частично были уничтожены, частично проданы Турции, но с 1702 года на Балтике, на реке Сясь уже строились корабли. В 1703 году возникла одна из самых крупных – Олонецкая верфь.
Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов.

3. Промышленность (Приложение 1, слайд 11)

Побывав в Европе, осознав уровень экономического отставания России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься реформированием промышленности и приоритет отдает тем ее отраслям, которые были необходимы для снабжения и вооружения армии и флота.
Понимая, что Россия обладает уникальными запасами минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то каменный уголь, то селитру, то торф.Особо привлекает Петра Урал.
В первое десятилетие XVIII века на Урале создаются Металлургические казенные заводы:

1698 г. – Невьяновский завод заложен,1701г. Выплавил первый чугун
1702г. – Тульский оружейный завод
1696г. – казенный Хамовный завод, производивший парусину
Канатный завод, Кожевенный, Портупейный, Шляпный двор, суконные,стекольные, пуговичные мануфактуры

4. Особенность Российской экономики (Приложение 1, слайд 12)

1. Практически все мануфактуры были государственными и создавались за счет бюджета.
2. Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство.
4. В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.
5. Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.
6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных».
Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии

Из Указа Петра I 1707 г. (Приложение 1, слайд 13)

«Повелеваю хозяина тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и послать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государеву продать негодные пищали и фузеи.
Приказываю ружейной канцелярии переехать в Тулу и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подъячие смотрят, как олдерманы клеима ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и смотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортятся.
Буде заминка в войске приключится, особливо при сражении, по недосмотру дьяков и подъячих, бить оных кнутом нещадно по оголенному месту: Хозяину — 25 кнутов и пени по червонцу за ружье;
Старшего олдермана — бить до бесчувствия;
Старшего дьяка — отдать в унтер-офицеры.
Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы не хуже хозяйских были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, велю живота лишить».

СЛОВАРЬ:

Олдерман — мастер.

Вопросы к документу (на доске):

1. Изложите кратко основной смысл петровского Указа.
2. Определите причины появления его.
3. Назовите меры борьбы с недоброкачественной продукцией, предусмотренные Указом.
4. Как вы думаете, предложенные в Указе меры дадут положительный результат или нет? Свое мнение аргументируйте.

5. Реформа областного управления (Приложение 1, слайды 14 – 15)

17 октября 1707 года был опубликован приказ об образовании губерний – так начиналась реформа областного управления. Россия была разделена на 8 губерний, они были разделены на 50 провинций, а те на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, наделенный административно-судебными полномочиями и являющийся главнокомандующим вверенных ему войск. Во главе провинции стоял воевода, в уезде финансово-полицейские функции исполнял земский комиссар (из дворян, избираемый или назначаемый).

(Приложение 1, слайд 16)
Создавая новую государственную структуру, Петр взял за основу шведский вариант, который выражался в том, что каждое сословие в государстве должно было нести функциональные обязанности:
крестьяне – возделывать землю;
торговцы, ремесленники – торговать и производить товары;
духовенство – поддерживать веру в монарха;
дворянство – нести государственную и военную службу.

(Приложение 1, слайд 17)
Указ от 2 марта 1711 года на «случай всегдашних наших отлучек» учреждал Сенат. Это учреждение представляло собой, собрание лиц, назначенных царем (9 человек), а позднее стало собрание президентов коллегий – сенаторов.
В январе 1722 года была введена должность генерал-прокурора – «ока государева» и обер-прокурора Сената, для надзора за работой Сената, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной.

На смену 44 приказам Петр вводит коллегии (Приложение 1, слайд 18).

Военная и Адмиралтейская коллегия ведали военными делами
Коллегия иностранных дел решала посольские дела
o Берт- и мануфактур-коллегии контролировали промышленность;
Коммерц-коллегия отвечала за торговлю;
Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии ведали финансами;
Юстиц-коллегия решала судебные дела;
Вотчинная коллегия разбирала проблемы помещичьих, имений;
Главный магистрат занимался делами купцов и ремесленников;
Синод управлял церковными делами;
Малороссийская коллегия занималась делами Украины.
Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии, во главе которых были президент, советники, асессоры. Обязанности чиновников были строго регламентированы вышедшим Генеральным регламентом (1719-1724 гг.), определявшим основные принципы деятельности государственного аппарата. Петровская административная реформа привела к невиданной ранее бюрократизации и централизации управления.

6. Социальная политика (Приложение 1, слайд 19)

Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей. "Указ о единонаследии" (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората – запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния.

(Приложение 1, слайд 20)
Введенная в январе 1722 года "Табель о рангах" еще более упорядочила и регламентировала службу:
разделила службу на гражданскую, придворную, военную;
ввела систему иерархии чиновников (14 классов);
укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и заслуг);
создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять следующий ранг можно было пройдя все предыдущие.
"Табель..." предоставляла возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро можно было сделать карьеру в армии (к концу Северной войны каждый пятый офицер был не дворянин по происхождению).

(Приложение 1, слайд 21)
Крестьянство было разделено на две основные групп: крепостных и государственных; институт холопства ликвидирован – холопы вливались в число крепостных крестьян; государственные крестьяне – лично свободное сельское население.
Посадское население,состоящее из купцов и ремесленников, было распределено по гильдиям и цехам и подчинялось магистрату,ставшему государственным учреждениям.
«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры.Священники обязаны были доносить светской власти о настроениях народа, поддерживать и укреплять политику государства.

III. Тест (Приложение 1, слайды 22-24)

1. Меркантилизм – это:

а) экономическая теория и практика, состоящая в том, что основу государственного богатства составляет накопление денег. Для накопления денег экспорт должен превышать импорт;
б) экономическое учение, согласно которому прибыль создается в сфере обращения, богатство нации заключается в деньгах и накоплении денежного богатства. Может быть достигнуто с помощью государственной власти;
в) экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

2. Политика меркантилизма – это:

а) поощрение частной промышленности;
б) государственная политика, направленная на поощрение частного предпринимательства;
в) государственная политика, направленная на внедрение иностранных товаров на отечественный рынок.

3. Протекционизм – это:

а) экономическая политика, направленная на поощрение частной собственности;
б) ограждение национального производителя от иностранной конкуренции;
в) помощь иностранному производителю в проникновении на отечественный рынок.

4. Главная причина быстрого роста промышленности и экономики в России:

а) потребность российской армии в оружии;
б) потребность в товарах первой необходимости и народного потребления;
в) заказы Европы на промышленные товары в России.

5. Мануфактурное производство быстро развивалось, потому что:

а) требовались крупные партии оружия, боеприпасов, снаряжения для обеспечения нужд регулярной армии;
б) Петр I стремился более быстрыми темпами догнать передовые страны Европы;
в) мануфактуры приносили казне большую прибыль, и правительство Петра I их поддерживало;
г) дворяне, убедившись в том, что мануфактурное производство может принести больше доходов, чем барщина и оброк, стали основывать мануфактуры
д) купцы, почувствовавшие возможность быстрого обогащения, стали усиленно вкладывать деньги в мануфактуры

Расположите данные причины в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.

6. Россия была разделена на губернии, провинции, уезды, дистрикты R период царствования:

а) Федора Алексеевича;
б) Бориса Годунова;
в) Алексея Михайловича;
г) Петра 1 Алексеевича.

7. Отметьте отличия системы коллегий от приказной системы:

а) меньшее число коллегий по сравнению с приказами;
б)более четкий порядок рассмотрения и решения дел в коллегиях;
в) выборность руководства коллегий;
г)осуществление принципов камерализма в деятельности коллегий
д) коллегии являлись центральными органами управления;
е) индивидуальный принцип решения дел в коллегиях;
ж) коллегии не дублировали функции друг друга в отличие от приказов;
з) наличие большого числа коллегий, управляющих отдельными областями;
и) коллективный принцип решения дел в коллегиях;
к) полное подчинение коллегий царской власти.

8. Отметьте функции Коммерц-коллегии:

а) занималась торговлей;
б) занималась финансами;
в) занималась легкой промышленностью.

9. Коллегии – это:

а) новое название Боярской думы
б)царская канцелярия
в) подразделение Сената
г) учреждение, которое ведало определенными участками государственного управления и распространяло свою деятельность на всю территорию страны.

10. Кто работал на мануфактурах и заводах при Петре I?

а) крепостные крестьяне;
б) наемные рабочие;
в) разные слои населения, а после 1720 г. в основном крепостные крестьяне.