Тема: Реформы Петра I
Учебник: Н. И. Павленко, Л.М.Ляшенко, В.А.Твардовская "История России XVIII – XIX в." 10 класс (слайд 2)
Методическая литература: (слайд 3)
1) Е.В.Симонова. Поурочные разработки по истории
России.М.2006.С.118
2) Б.Н.Серова, Л.М.Гаркуша, М.В.Лескинен. Поурочные
разработки по истории России. М. 2004. С. 86
3) Соловьев, С. М. Чтение и рассказы по истории
России. М.: Правда, 1989. С. 478.
4) Орлов, А. С. Хрестоматия но истории России. М., 2003.
С. 159-161.
5) В.О. Ключевский "Исторические портреты":
6) Г.М.Карпов. Петровская эпоха в вопросах и
ответах. (слайд 2)
Дидактическая литература:
1) В.Я.Румянцева. Задания и вопросы по истории
России с древности по XVIII век. М.2002.
2) Н.Ю.Колесниченко. Дидактический материал.
История России конец XVI-XVIIIвв.
3) Н.И.Ворожейкина. Дидактический материал.
История России с древнейших времен до конца XVIII
века.
4) Л.В.Жукова. Контрольные и проверочные работы по
истории, 5-9 классы.
Иллюстрационная литература:
1) Н.Орлова "Цари и императоры".
2) Т. Голубева "Царские династии".
Дополнительная литература:
1) Энциклопедия юного историка
2) Энциклопедия знаменитых Россиян.
3) В.И.Буганов «Петр Великий и его время»
4) Г.М.Карпов «Деятели петровской эпохи»
Цели урока: (Приложение 1, слайд 4)
- Охарактеризовать государственные реформы Петра I
- Определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления
Оборудование: презентация/
План урока (Приложение 1, слайд 5)
- Военная реформа
- Реформы в промышленности
- Реформа высших государственных органов Абсолютная монархия (реформа центрального управления)
- Реформа местного управления (реформа городского управления и областная реформа)
- Социальная политика. Табель о рангах
ХОД УРОКА (Приложение 1, слайд 6)
I. Оргмомент
II. Работа над новым материалом
– Россия, как и другие страны Европы XVII века,
встала на путь модернизации. Начало этому
процессу положили реформы Петра I, охватившие
многие сферы жизни общества.
– Каковы же были предпосылки Петровской реформы?
(Приложение 1, слайд 7)
Учащиеся, используя пройденный материал, делают вывод:
1. Россия была отсталой страной, что
представляло серьезную опасность для
национальной независимости русского народа.
2. Промышленность развивалась, но она по своей
структуре была крепостнической, и по объему и по
техническому оснащению особенно, значительно
уступала промышленности западно-европейских
стран.
3. Сельское хозяйство отличалось рутинными
способами земледелия и было основано на
подневольном труде крепостного крестьянина.
4. Русское войско в значительной своей части
состояло из отсталого дворянского ополчения и
стрельцов, плохо поученных и вооруженных.
5. Сложный государственный аппарат.
6. Отставала Россия и в области духовной культуры.
Слово учителю
1. Реформы Петра (Приложение 1, слайд 8)
Сильная, противоречивая личность Петра
Великого и его деятельность всегда привлекала
внимание и серьезных историков, и публицистов, и
обывателей. Грандиозные преобразования,
охватившие все сферы человеческой жизни,
проводились Петром в течение всего периода
правления. За это время было принято около 2900
законодательных актов, которые должны были
по-новому обустроить жизнь страны. Однако чем
глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем
больше споров возникает вокруг нее. Оценка
деятельности Петра изначально была
противоречивой. В современной исторической
науке существуют следующие точки зрения на этот
счет:
У Петра I не было продуманного, специально
разработанного плана проведения реформ, а потому
указы и предписания часто противоречили, а порой
упраздняли друг друга.
Реформы Петра есть продолжение изменений в
обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при
царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего
характера лишь) корил процессы преобразований.
Петровские реформы возникли под воздействием
военных событий в истории Ром из 36 лет
царствования Петра 28 лет Pоссия воевала.
И тем не менее все историки сходятся) мнении, что
именно с Петра начинается активная
последовательная политика вмешательства
государства в экономическую, гражданскую,
бытовую жизнь народа.
2. Военная реформа (Приложение 1, слайд 9)
Амбициозная внешняя политика, войны с Турцией,
Швецией вызывали необходимость преобразований в
военной сфере. Юридическое начало построения
постоянной армии было объявлено указом 1699 года,
который определял источники формирования
полков. Набирать: «охочие люди»
– из числа лично свободных подданных разных
званий, служивших за жалованье (11 рублей в год) и «даточные
люди» – рекруты, набираемые их крестьян (от
монастырских крестьян – 1 рекрут с 25 дворов;
дворяне на гражданской службе поставляли 1
рекрута с 30 дворов, дворяне-землевладельцы,
служившие в армии, – 1 рекрута с 50 дворов). В
период с 1699 по 1725 годы было проведено 53
рекрутских набора, которые дали армии и флоту 280
тыс. человек. Рекруты получали казенное
вооружение и обмундирование, проходили
серьезную военную подготовку; автоматически
освобождались от крепостной зависимости, а их
дети, появившиеся во время прохождения отцами
военной службы, считались свободными.
Судьба рекрута – пожизненная солдатчина.
Новобранцев клеймили специальными наколками
(на левой руке накалывали иглой кресты и натирали
порохом).
Система рекрутских наборов складывалась в
течение пяти лет, и к концу царствования Петра I
общая численность армии составляла 318 тыс.
человек (вместе с казачьими частями). Так
сложилась регулярная армия с единым принципом
комплектования, единообразным обмундированием и
вооружением.
Петр, обязав трудиться всех на благо государства,
обязал и дворян нести военную службу, начиная с
солдатского чина; многих дворянских детей
посылал учиться за границу.
(Приложение 1, слайд
10)
Подготовка войска к боевым действиям требовала
знаний, инициативы, дисциплины, что было условием
существования боеспособной армии, и в 1716 году был
издан «Устав воинский» (просуществовавшая около
150 лет), который требовал от офицеров активности и
самостоятельности, регламентировал
взаимоотношения в армии. Офицерские кадры
формировались в двух школах – Бомбардирской
(артиллерия) и Преображенской (пехота), а позже в
морской, инженерной и медицинской военных
школах. Настойчивые усилия Петра I превратили
русскую армию в сильнейшую в Европе.
Одновременно с созданием армии продолжалось
строительство флота. До 1702 года в Воронеже было
построено 28 кораблей, 23 галеры и множество
мелких судов. Судьба Азовского флота была
печальной: корабли частично были уничтожены,
частично проданы Турции, но с 1702 года на Балтике,
на реке Сясь уже строились корабли. В 1703 году
возникла одна из самых крупных – Олонецкая
верфь.
Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан
Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и
множества мелких судов.
3. Промышленность (Приложение 1, слайд 11)
Побывав в Европе, осознав уровень
экономического отставания России, сказавшегося
на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает
заниматься реформированием промышленности и
приоритет отдает тем ее отраслям, которые были
необходимы для снабжения и вооружения армии и
флота.
Понимая, что Россия обладает уникальными
запасами минералов, Петр решает взяться за их
разработку. Царь выписывает из-за рубежа и
привлекает русских «рудознатцев», чтобы те
искали то серебряные руды, то каменный уголь, то
селитру, то торф.Особо привлекает Петра Урал.
В первое десятилетие XVIII века на Урале создаются
Металлургические казенные заводы:
1698 г. – Невьяновский завод заложен,1701г.
Выплавил первый чугун
1702г. – Тульский оружейный завод
1696г. – казенный Хамовный завод, производивший
парусину
Канатный завод, Кожевенный, Портупейный, Шляпный
двор, суконные,стекольные, пуговичные
мануфактуры
4. Особенность Российской экономики (Приложение 1, слайд 12)
1. Практически все мануфактуры были
государственными и создавались за счет бюджета.
2. Государство регулировало и контролировало все
процессы развития в промышленности.
3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так
как заказчиком выступало государство.
4. В промышленности практически отсутствовала
естественная конкуренция.
5. Мануфактуры строились максимально близко к
источникам сырья; к их организации привлекали
опытных русских и иностранных специалистов.
6. На мануфактурах использовался принудительный
дешевый труд крепостных крестьян, получивших
название «посессионных».
Российское правительство проводило политику меркантилизма,
т.е. Устанавливало приоритет национальной
промышленности и торговли, и протекционизма
– юридической и фактической охраны интересов
отечественной промышленности и торговли через
систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
Практически все частные мануфактуры выполняли
государственные заказы, их действия
регламентировались Мануфактур- и
Берт-коллегиями. Только излишки продукции они
могли реализовывать на рынке по свободной цене. И
все же это был рывок в процессе формирования
русской буржуазии
Из Указа Петра I 1707 г. (Приложение 1, слайд 13)
«Повелеваю хозяина тульской оружейной фабрики
Корнилу Белоглаза бить кнутом и послать на
работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился
войску государеву продать негодные пищали и
фузеи.
Приказываю ружейной канцелярии переехать в Тулу
и денно и нощно блюсти исправность ружей. Пусть
дьяки и подъячие смотрят, как олдерманы клеима
ставят, буде сомнение возьмет, самим проверять и
смотром и стрельбою. А два ружья каждый месяц
стрелять, пока не испортятся.
Буде заминка в войске приключится, особливо при
сражении, по недосмотру дьяков и подъячих, бить
оных кнутом нещадно по оголенному месту: Хозяину
— 25 кнутов и пени по червонцу за ружье;
Старшего олдермана — бить до бесчувствия;
Старшего дьяка — отдать в унтер-офицеры.
Новому хозяину ружейной фабрики Демидову
повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы
не хуже хозяйских были, буде хуже, пусть Демидов
не обижается, велю живота лишить».
СЛОВАРЬ:
Олдерман — мастер.
Вопросы к документу (на доске):
1. Изложите кратко основной смысл петровского
Указа.
2. Определите причины появления его.
3. Назовите меры борьбы с недоброкачественной
продукцией, предусмотренные Указом.
4. Как вы думаете, предложенные в Указе меры дадут
положительный результат или нет? Свое мнение
аргументируйте.
5. Реформа областного управления (Приложение 1, слайды 14 – 15)
17 октября 1707 года был опубликован приказ об образовании губерний – так начиналась реформа областного управления. Россия была разделена на 8 губерний, они были разделены на 50 провинций, а те на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, наделенный административно-судебными полномочиями и являющийся главнокомандующим вверенных ему войск. Во главе провинции стоял воевода, в уезде финансово-полицейские функции исполнял земский комиссар (из дворян, избираемый или назначаемый).
(Приложение 1, слайд
16)
Создавая новую государственную структуру, Петр
взял за основу шведский вариант, который
выражался в том, что каждое сословие в
государстве должно было нести функциональные
обязанности:
крестьяне – возделывать землю;
торговцы, ремесленники – торговать и
производить товары;
духовенство – поддерживать веру в монарха;
дворянство – нести государственную и военную
службу.
(Приложение 1, слайд
17)
Указ от 2 марта 1711 года на «случай всегдашних
наших отлучек» учреждал Сенат. Это
учреждение представляло собой, собрание лиц,
назначенных царем (9 человек), а позднее стало
собрание президентов коллегий – сенаторов.
В январе 1722 года была введена должность генерал-прокурора
– «ока государева» и обер-прокурора Сената,
для надзора за работой Сената, который стал
правительством России, т.к. обладал
законодательной, административной и судебной.
На смену 44 приказам Петр вводит коллегии (Приложение 1, слайд 18).
Военная и Адмиралтейская коллегия
ведали военными делами
Коллегия иностранных дел решала
посольские дела
o Берт- и мануфактур-коллегии
контролировали промышленность;
Коммерц-коллегия отвечала за торговлю;
Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии
ведали финансами;
Юстиц-коллегия решала судебные дела;
Вотчинная коллегия разбирала проблемы
помещичьих, имений;
Главный магистрат занимался делами
купцов и ремесленников;
Синод управлял церковными делами;
Малороссийская коллегия занималась
делами Украины.
Каждая коллегия состояла из присутствия и
канцелярии, во главе которых были президент,
советники, асессоры. Обязанности чиновников были
строго регламентированы вышедшим Генеральным
регламентом (1719-1724 гг.), определявшим
основные принципы деятельности
государственного аппарата. Петровская
административная реформа привела к невиданной
ранее бюрократизации и централизации
управления.
6. Социальная политика (Приложение 1, слайд 19)
Дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей (до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей. "Указ о единонаследии" (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система майората – запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные члены рода должны были нести обязательную службу в государственных учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба становилась единственным источником благосостояния.
(Приложение 1, слайд
20)
Введенная в январе 1722 года "Табель о
рангах" еще более упорядочила и
регламентировала службу:
разделила службу на гражданскую, придворную,
военную;
ввела систему иерархии чиновников (14 классов);
укрепила новые критерии продвижения по службе
(принцип личной выслуги и заслуг);
создавала стимулы для служебного рвения и
продвижения по чинам: занять следующий ранг
можно было пройдя все предыдущие.
"Табель..." предоставляла возможность лицам
податного сословия входить в дворянское
сословие: чин XIV класса предоставлял личное
дворянство, а VIII класс возводил личного
дворянина в потомственное дворянство. Особенно
быстро можно было сделать карьеру в армии (к
концу Северной войны каждый пятый офицер был не
дворянин по происхождению).
(Приложение 1, слайд
21)
Крестьянство было разделено на две основные
групп: крепостных и государственных;
институт холопства ликвидирован – холопы
вливались в число крепостных крестьян;
государственные крестьяне – лично свободное
сельское население.
Посадское население,состоящее из купцов и
ремесленников, было распределено по
гильдиям и цехам и подчинялось
магистрату,ставшему государственным
учреждениям.
«Духовный регламент» и образованный в 1721 году
Святейший Синод превратили духовенство в
служилое сословие, в отрасль государственной
структуры.Священники обязаны были доносить
светской власти о настроениях народа,
поддерживать и укреплять политику государства.
III. Тест (Приложение 1, слайды 22-24)
1. Меркантилизм – это:
а) экономическая теория и практика, состоящая в том, что основу государственного богатства составляет накопление денег. Для накопления денег экспорт должен превышать импорт;
б) экономическое учение, согласно которому прибыль создается в сфере обращения, богатство нации заключается в деньгах и накоплении денежного богатства. Может быть достигнуто с помощью государственной власти;
в) экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.
2. Политика меркантилизма – это:
а) поощрение частной промышленности;
б) государственная политика, направленная на поощрение частного предпринимательства;
в) государственная политика, направленная на внедрение иностранных товаров на отечественный рынок.
3. Протекционизм – это:
а) экономическая политика, направленная на поощрение частной собственности;
б) ограждение национального производителя от иностранной конкуренции;
в) помощь иностранному производителю в проникновении на отечественный рынок.
4. Главная причина быстрого роста промышленности и экономики в России:
а) потребность российской армии в оружии;
б) потребность в товарах первой необходимости и народного потребления;
в) заказы Европы на промышленные товары в России.
5. Мануфактурное производство быстро развивалось, потому что:
а) требовались крупные партии оружия, боеприпасов, снаряжения для обеспечения нужд регулярной армии;
б) Петр I стремился более быстрыми темпами догнать передовые страны Европы;
в) мануфактуры приносили казне большую прибыль, и правительство Петра I их поддерживало;
г) дворяне, убедившись в том, что мануфактурное производство может принести больше доходов, чем барщина и оброк, стали основывать мануфактуры
д) купцы, почувствовавшие возможность быстрого обогащения, стали усиленно вкладывать деньги в мануфактуры
Расположите данные причины в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.
6. Россия была разделена на губернии, провинции, уезды, дистрикты R период царствования:
а) Федора Алексеевича;
б) Бориса Годунова;
в) Алексея Михайловича;
г) Петра 1 Алексеевича.
7. Отметьте отличия системы коллегий от приказной системы:
а) меньшее число коллегий по сравнению с приказами;
б)более четкий порядок рассмотрения и решения дел в коллегиях;
в) выборность руководства коллегий;
г)осуществление принципов камерализма в деятельности коллегий
д) коллегии являлись центральными органами управления;
е) индивидуальный принцип решения дел в коллегиях;
ж) коллегии не дублировали функции друг друга в отличие от приказов;
з) наличие большого числа коллегий, управляющих отдельными областями;
и) коллективный принцип решения дел в коллегиях;
к) полное подчинение коллегий царской власти.
8. Отметьте функции Коммерц-коллегии:
а) занималась торговлей;
б) занималась финансами;
в) занималась легкой промышленностью.
9. Коллегии – это:
а) новое название Боярской думы
б)царская канцелярия
в) подразделение Сената
г) учреждение, которое ведало определенными участками государственного управления и распространяло свою деятельность на всю территорию страны.
10. Кто работал на мануфактурах и заводах при Петре I?
а) крепостные крестьяне;
б) наемные рабочие;
в) разные слои населения, а после 1720 г. в основном крепостные крестьяне.