Цели:
- Дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета.
- Развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности предшествующих князей.
- Воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор; выработка умения учиться на примере выбора пути исторической личностью.
Оборудование:
- Карта “Киевская Русь в XIX–XI вв.”.
- Видеофильм “Древняя Русь”.
- Раздаточный материал (отрывки из “Повести временных лет”, “Русской Правды”).
Основные понятия: государство, усобица, политика, посадник, династический брак; холоп, рядович, смерд, закуп.
План урока:
- Актуализация темы урока, постановка проблемно-познавательного задания (ППЗ).
- Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
- Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
- Власть и законы. “Русская Правда”.
- Личность в истории.
1. Актуализация темы урока, постановка проблемно–познавательного задания (ППЗ).
Учитель: “У каждого человека в нашей стране есть фамилия, имя и отчество. Так было не всегда. В Древней Руси при рождении ребенок получал имя, при крещении мог получить другое имя, а уже позднее у него появлялось прозвище. Не были исключением и князья: Владимир Красное Солнышко, Андрей Боголюбский, Мстислав Удалой, а позже первый русский царь – Иван Грозный. В одном слове глубокая информация о человеке. В одной и той же ситуации один человек становится героем, а другой трусом, один – Мудрым, другой – Окаянным, каждый делает свой выбор. Сегодня мы будем говорить о выборе Ярослава – сына Владимира. Народная мудрость назвала его Мудрым, и добрая память о нем живет уже почти 1000 лет.
ППЗ: почему Ярослав – Мудрый; чему мы должны учиться у него?” ( Тема урока и ППЗ обозначены на доске)
2. Борьба за киевский престол сыновей Владимира.
Учитель обращает внимание детей на раздаточный материал и знакомит с отрывком из “Повести временных лет”. По ходу чтения отрывка на карту крепятся флажки, акцентирующие внимание детей на землях Древней Руси: “ Было у него (Владимира) 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярогслава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле”.
Вопрос учителя классу: “Как Вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей?” (Укрепление государства)
В тексте выделено слово “посадил”. Учитель обращает внимание на понятие – посадник. Посадник – назначаемый или выборный глава местной власти. (Понятие записывается в “словарь”, учитель просит подчеркнуть карандашом слова “или выборный” и комментирует, что их смысл будет понятен позднее, при характеристике управления разных земель в период феодальной раздробленности.)
Объяснение учителя по плану:
- Намерение Ярослава не платить дань Киеву.
- Смерть Владимира Красное Солнышко.
- Святополк Окаянный (1015–1019):
происхождение (сын Ярополка – брата Владимира, убитого им);
убийство Бориса и Глеба; Святослава – сыновей Владимира;
битва на реке Альте – победа Ярослава. - Мстислав Удалой и раздел Руси между братьями по реке Днепр.
- Начало единоличного правления Ярослава с 1035(36) года.
В ходе рассказа учителя на доске учителем и в тетрадях учащимися рисуется опорный конспект (рис. 1):
Рис. 1
Вопросы учителя классу:
- Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть, а разделил ее с Мстиславом?
- Какие последствия для Древнерусского государства имело участие кочевников (печенегов) в междоусобных княжеских столкновениях?
3. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого.
Учитель: “Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О человеке лучше всего говорят его дела. Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма и определим те области деятельности, в которых преуспел Ярослав Мудрый”.
Демонстрация фрагмента фильма о Ярославе Мудром.
Учитель повторяет задание, данное перед просмотром фильма: перечислите области деятельности, в которых преуспел Ярослав.
(Ответ: распространение христианства и грамотности, управление государством и внешняя политика.
Учитель делит класс на 6 групп в соответствии с названными областями (2 группы занимаются одним направлением). Каждая группа получает рисованный конспект, который требует доработки и конкретизации.
Группы получают задания: в течение 7 минут изучить текст учебника по данному направлению, конкретизировать “конспект” и доработать его, представить свою работу классу. Так как одним направлением занимаются 2 группы, то одна из них представляет работу, а другая – анализирует ее, обращая внимание на полноту, правильность, логику изложения, сделанные выводы.
Названия групп и их направление работы | Моменты, которые должны быть отражены в конспекте (написаны, зашифрованы, нарисованы) |
Группа № 1 Управление государством. |
Рис. 2 |
Уточняющий вопрос группам: почему князь и местная власть вынуждены были считаться с волей вече? (Вече ведало народным ополчением) | |
Группа № 2 Внешняя политика |
Рис. 3 |
Уточняющие задания группам:
|
|
Группа № 3 Внутренняя политика |
|
Задание группам: попытайтесь на данном этапе урока частично решить ППЗ. |
4. Власть и законы. “Русская Правда”.
Организация работы по тексту “Русской правды”. Учащимся предлагается поэтапно читать текст и комментировать его содержание.
Текст | Комментарий |
“Если убьет муж мужа, то мстить за убитого отцу, брату, племяннику” | Закон допускает кровную месть, но круг “мстителей” ограничивается |
Дополнение учителя: Ярославичи заменили месть вирой. Вира – штраф. | |
“Если убьет свободный человек свободного…” | Есть свободные и несвободные люди, существует неравенство. |
Работа с понятиями, встречающимися в тексте “Русской
правды”:
|
Вопросы учителя после анализа всего текста документа:
- Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? (Община, кровная месть)
- Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? (Социальное расслоение общества)
5. Личность в истории.
Учитель приводит два высказывания ученых о деятельности Ярослава и просит сравнить их.
С.М.Соловьев “В 1054 году умер Ярослав. Он, как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории”.
Н.М. Карамзин “ Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия: не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокоил отечество и любил свой народ”
Учитель просит учащихся высказать свое личное отношение к деятельности Ярослава Мудрого; решить ППЗ.
Литература:
- Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2008.
- Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII–XV вв. – М.: МИРОС, 1995.
- История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. В.Н.Абрамов и др. – М.: Дрофа, 1999.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей: В 6 кн. Кн.1. – М.: Современник, 1992.
- Амелькин А.О., Кретинин С.В., Филюшкин А.И. Всемирная история в лицах для детей. – Воронеж, Центрально-Черноземное книжное издательство, 1996.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
- Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России 6–11 класс. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Фактор А.М. Время и люди. – Воронеж, 1996.