Форма урока: игра.
Цели:
- Повторить и обобщить знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе.
- Дать представление о некоторых моральных нормах и установках феодалов.
- Закрепить знания дат, имен, понятий по теме: "Феодализм".
- Воспитывать дружбу, взаимовыручку, чувство коллективизма.
План:
- Организационный момент.
- Турнир, который состоит из интеллектуальных конкурсов и физических упражнений. 8 туров.
- Подведение итогов, награждение участников и победителей. Чаепитие.
Оборудование:
- листочки и карандаши,
- шарики воздушные и нитки,
- грамота для победителя и подарок (настольная игра "Рыцарский турнир"),
- карточки со специальными заданиями по словарю,
- кроссворды,
- шахматы,
- песочные часы - 1 минута и 3 минуты,
- шлем и оружие,
- музыка "Арагонская охота" - М.И. Глинка
Содержание
I. Орг. момент.
Вступительное слово учителя.
Ведущий. Когда-то очень давно жили-были рыцари. Любимым развлечением европейского рыцарства были не игра в кости и ни шахматы. А рыцарские турниры!!! Только в турнирном бою можно было продемонстрировать публике и конечно своей Даме сердца своё военное искусство. Ведь настоящий бой обычно проходил без свидетелей. Устроителем такого турнира обычно был сам король. Могла быть Дама сердца или знатный феодал. Устроителем-герольдом нашего "Рыцарского турнира" буду я Ну что же!!! Ни пуха, ни пера нам! Сражайтесь честно. И пусть сегодня победит сильнейший. Итак, начинаем. Разрешите представить:участников, "Жюри" (учителя истории, литературы). Участникам предлагается поделиться на 3 группы:"Рыцари" (мальчики), "Дамы сердца" (девочки) и "Круглый стол" (все остальные учащиеся, которые не вошли в первые две группы - гости) и пройти занять свои места за столами.
Ведущий (герольд). Прежде чем стать рыцарем, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания. Начиналась она, когда мальчику исполнялось 7 лет. Отец отдавал сына своему сеньору. И мальчик становился - учеником (пажом). В 15 лет он становился оруженосцем. Выдержав экзамен - рыцарем. За годы учебы мальчика учили грамоте, если того хотели его родители или сам учитель - его сеньор. Но, вот обязательно рыцаря учили военному ремеслу. Это были виды рыцарского искусства: фехтовать, плавать, верховая езда, охота, стрелять из лука, владеть копьем. играть в шахматы, слагать стихи и петь их, религии. Мы посмотрим, как наши рыцари владеют всеми этими видами искусства. И победитель турнира будет посвящен в рыцари.
Герольд. Задолго до турнира рыцари и их Дамы сердца получили задание придумать и нарисовать свой герб и девиз, ведь какие же рыцари без рыцарского герба? За 2-3 минуты объясните, что символизирует ваш герб. Максимальное число баллов за конкурс
Представление рыцарей.(Проверка домашнего задания) Рыцари объявляют свое название и девиз. Дамы раскрывают значение элементов герба: форма щита, щитодержатели, хоругви и знамена, эмблемы, цвета. Возможно представление в стихах, музыкальное представление: песня или танец и т.д. На доске записываются имена рыцарей - участников турнира.
II. Турнир
Тур №1."Фехтование"
Задание: составить за 3 минуты как можно больше слов.
ГОСУДАРСТВО |
Ключ: ус, ад, ар, год, оса, сад, суд, дар, дог, род, рот, рог, тур, вор, ров, град, сода, сорт, сало, удар, угар, удав, враг, вода, город, овраг, сосуд, устав, дрова, досуг, дорога, родство. (Всего:32 слова)
Тур №2."Плавание"
Задание: 1). Надуть как можно больше шариков за 1 минуту; 2). Назвать стиль плавания (дополнительный бал)
Тур №3."Верховая езда"
Задание: Вы сотворили себе замечательных коней. Необходимо их оседлать и проскакать на них. Желательно коней не топтать, не душить, чтобы они не испустили дух. Или оседлать коней (как можно больше раздавить шариков).
Тур №4."Шахматы"
Тур №5. "Охота"
Задание: В эпоху средневековья охота была излюбленным развлечением баронов. Впрочем, и право на нее имели только рыцари, владеющие лесными угодьями. Существовало несколько видов рыцарской охоты. Назовите, какие виды охоты вы знаете? (псовая охота, охота на тяге, соколиная охота, загонная охота). Продолжением станет метание дротика. Игра.
Тур №6."Стихи"
(Проверка домашнего задания мальчиков рыцарей!!!)
Задание: В 12 веке былая простата и даже грубость рыцарских нравов сменилась строгими и утонченными нормами куртуазного поведения, т.е. своеобразным сводом правил рыцарского этикета. Они предполагали изысканность, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения Даме сердца. Рыцари умели сочинять стихи в честь дамы сердца. Давайте посмотрим как наши рыцари - участники турнира сумеют это сделать.
Тур №7.
Задание: расшифруйте запись:
"Начало крестовых походов?" н е р а л к о м т ш 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Ключ: 5 4 1 3 7 8 0
К л е р м о н
Тур №8. Блицтурнир на Победителя! Отличника рыцарской школы!!!
Вопросы:
1. Что относится к оборонительному вооружению рыцаря? (Доспехи, щит, кольчуга, латы, шлем, забрало)
2. Наступательное вооружение рыцаря? ( Меч, шпага, сабля, копье, кинжал, топор, булава, лук, арбалет, пушка, ружье, пистолет). Что вечно искали рыцари, к чему стремились? (Это священный сосуд, который люди называют святым краалем. Из него Христос вкусил агнца на тайной вечере, перед тем как был распят на кресте и своей смертью искупил все грехи мира).
3. Как назывались походы, в которые отправлялись рыцари? Почему? (Крестовые; благословлялись церковью).
4. Сколько таких походов состоялось? (8)
5. Когда состоялся первый поход? (в 1096году)
6. Как называлась эпоха, в которую появились рыцари? ( Средние века).
7. Что такое "средние века"? (Средние века - новый период всемирной истории ( сер. 5 - сер17 вв), который изучает феодальное общество; называется так потому что лежит по середине между эпохой Древнего мира и новой истории.)
8. Кто, когда и где призывал к первому крестовому походу? ( В 1095 году у французского города Клермон выступил с речью Папа Римский. Его звали - Урбан II. Он призывал собравшихся "опоясаться мечом" и двинуться в восточные страны на "освобождение гроба Господня из рук неверных" - мусульман. В Палестине родился, жил и был распят Иисус Христос. Его гроб находился в Иерусалиме. Всем участникам похода Папа Римский обещал полное прощение грехов.)
9. Как называется сообщество рыцарей? (Орден.)
10. Как называется сообщество, в которое входили и рыцари и монахи? (Духовный орден.)
11. Какие Ордена знаете? (Существовали следующие Ордена: орден тамплиеров. (Орден был создан группой французских рыцарей. Главная резиденция находилась на месте разрушенного древнего иудейского храма."Тампель" по-французски-храм; рыцари - храмовники);орден госпитальеров.(Орден итальянских рыцарей. Сначала заботились о паломниках, прибывших в Палестину: обеспечивали их пищей и ночлегами, лечили больных. С этой целью они открывали на Ближнем Востоке, в Западной Европе и в Византии дома для странников - госпитали. От лат. сл."госпитали-с" - гость);Тевтонский орден (Немецких рыцарей); Мальтийский орден; Ливонский орден.
12. Рыцари, какого ордена потерпели сокрушительный удар от князя Александра Ярославича Невского? (В 1242г. Тевтонцы были разбиты на Чудском озере.)
13. Назовите известных Вам рыцарей, чьи имена дошли до нас из глубины веков? (Роланд; Карл Великий; Ричард I по прозвищу Львиное Сердце; Фридрих I Барбаросса по прозвищу Рыжебородый; Филипп II Август; Король Артур; Дон Кихот; Айвенго).
14. Какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней? (И ныне мужчины сопровождает даму справа от себя - так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой. При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, - так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику чтобы знал, с кем имеет дело.)
IV. Итог.
Герольд: Добрыйконец-венец.
Вот и нашей игре конец.
Итоги вам жюри объявит,
А мы пока хотим поздравить
Призеров исторической олимпиады.
Итак, вручаются награды:
Звучит средневековая музыка. Награждение победителей турнира.
Герольд: Уважаемое жюри, Вам слово.
Жюри: Победитель турнира-рыцарь сэр-Ф.И.О.
Награждение: вручение грамот и призов игрокам и наиболее активным болельщикам.
Герольд: Рыцаря награждали. Это могли быть доспехи или его конь либо награда устроителя. Но, иногда лучший рыцарь довольствовался славой и признательностью благородной дамы. Она уводила его с поля боя во дворец, и он пировал в ее обществе. Имя победителя заносилось в турнирную книгу для памяти потомкам. У нас победитель турнира посвящается в рыцари!
Сценка:"Посвящение в рыцари" Действующие лица:1-2 чтецы, графиня, граф, сестра рыцаря-Элеонора, рыцарь-победитель турнира, священнослужитель, оруженосец.
1-й чтец:
Люблю я видеть, как народ,
Отрядом воинским гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
А войско следует за ним.
И радуюсь душою.
Смотрю, как замок осажден,
Как приступом берется он.
Иль вижу над рекою
Ряды построенных полков, укрытые за тын и ров.
Жизнь в мире мне не дорога,
Люблю я криком: " На врага!"
И ржанию коней внимать.
Звучит музыка "Арагонская охота" - М.И. Глинка.
2-й чтец:
Наступал знаменательный день! День удара мечом, день, в который предстояло принять удар мечом, посвящающий в рыцари.
Графиня: Сын мой! Завтра ты посвящаешься в рыцари.
Граф: Ты примешь удар мечом.
Элеонора: Брат мой! Завтра ты оденешь алое одеяние, как кровь, которую ты обязан проливать, защищая церковь и установленный богом порядок.
Рыцарь: Завтра! Скорее бы наступило завтра!
2-й чтец: И вот наступал этот день.
Священнослужитель: Одеваем коричневые башмаки. Башмаки коричневые, как сама земля, в которую всем нам предстоит сойти. Пояс белый как чистая совесть. Хранить которую, ты давал обет.
Звон колоколов.
Оруженосец: Одеваем на голову воина шлем. Кольчугу, чтобы защищала тело. Вручаем щит для защиты. Меч для нападения. Шпоры золотые -теперь ты можешь выехать на бой за правду и добродетель.
Рыцарь опускается на колени.
Священнослужитель: Посвящается в рыцари раб божий.
Рыцарь: Обещаю никогда не обнажать меча против невинного, всегда защищать им право и святой порядок, установленный богом.
Клятва рыцаря: "Обещаю никогда не обнажать против невинного меча, всегда защищать им право и святой порядок, установленный богом".
Чаепитие.