Цель:
- сформировать систему представлений о средневековой Индии;
- обеспечить условия для совершенствования умений работать с исторической картой, текстом учебника, логически мыслить;
- формирование уважительного отношения к традициям и культуре других народов.
Тип урока: освоение новых знаний.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование: УМК Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История средних веков, Москва, “Просвещение” 2006–2007г., карта “Индия в средние века”, компьютер, мультимедийный проектор.
Оформление доски: тема урока, вопросы:
- Что привлекало иностранцев в средневековую Индию?
- Каковы преимущества и недостатки географического положения Индии?
- Почему Индия в средние века была легкой добычей для завоевателей?
- Таблица “Развитие науки и искусства в средневековой Индии”.
Направления культуры | Достижения и открытия |
Наука | |
Архитектура | |
Живопись |
Основные понятия: раджа, Делийский султанат, империя Великих моголов
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Изучение нового материала.
- Географическое положение Индии.
- Индийские княжества.
- Завоевание Индии.
- Культура средневековой Индии.
- Закрепление.
- Подведение итогов. Оценки.
- Домашнее задание.
Конспект урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей
Учитель: Ребята, посмотрите на тему. А что мы уже знаем об Индии? (Из истории Древнего мира нам известно, что Индия родина шахмат, арифметических цифр, которые мы привычно используем сегодня, впервые ввели цифру “ноль”, существовало деление общества на касты.)
– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (Ответы детей.)
– Действительно, история средневековой Индии не менее интересна и сегодня весь класс будет участвовать в игре “Чистая доска”. Посмотрите на доску, она совсем не чистая, а наоборот вся заполнена разными вопросами и заданиями. В течение урока вы сможете получить ответы на все эти вопросы, и помогут вам это сделать: учебник, компьютер и, конечно же, я. В конце урока я уберу с доски те вопросы, на которые вы сможете ответить и помните, наша доска должна быть чистой!
III. Изучение нового материала
1. Географическое положение Индии. (Работа с картой.)
Где расположена Индия? Какой океан омывает берега Индии? Самые высокие горы, расположенные в Индии? Назовите самые крупные реки, протекающие в Индии. Какой климат в Индии? Назовите основные занятия жителей Индии? Какие сельскохозяйственные культуры выращивали в Индии?
Индия всегда привлекала большое количество купцов и путешественников, не только своими природными богатствами, но и мастерством ремесленников. Ювелиры делали изящные золотые и серебряные сосуды с тонкой чеканкой, искусно шлифовали драгоценные камни. Очень ценились изделия из слоновой кости и ценных пород деревьев и тончайшие как паутина, ткани. Не зря в сказках и легендах Индия изображалась страной сказочных богатств.
2. Индийские княжества
В VI–VII вв. в Индии образовалось около 70 самостоятельных княжеств. Земля в Индии была собственностью государства, но владели землей князья (раджи). (См. Приложение, слайд 2) Часть земли вместе с крестьянами князья раздавали своим родственникам и придворным за несение военной службы, так как из этих отрядов состояло войско правителя. Также князья дарили земли жрецам-брахманам, храмам и монастырям. За пользование землей раджи собирали с крестьян налог. Индия оставалась раздробленной страной, раджи воевали между собой, заключали союзы между собой и вновь становились врагами.
Вначале VIII в Индию вторглись арабы, завоевали Саид – часть Западной Индии, и утвердились там. (Слайд 3) А в начале XIII века на севере Индии образовалось государство мусульман со столицей Дели – Делийский султанат (работа с картой). Однако в султанате происходили междоусобицы и беспорядки. Начали отделяться целые области. Окончательный удар ослабевшему государству нанесло вторжение в 1398 году войск Тимура, потомка Чингисхана, правителя Самарканда из Средней Азии. (Слайд 4) В 1526 году из Средней Азии в Индию вторгся новый завоеватель – Бабур (“тигр”), он разгромил Дели. На севере Индии образовалось государство – империя Великих Моголов (работа с картой).
3. Культура средневековой Индии
Просмотр слайдов-презентации (Слайды 5–9) с комментариями учителя.
Заполнение таблицы “Развитие науки и искусства в средневековой Индии”.
Направления культуры | Достижения и открытия |
Наука | Математические действия с дробями Вычисление площади фигур и объемов тел Вычисление числа пи Высказали предположение, что Земля – шар, который вращается вокруг своей оси. |
Архитектура | Создание храмов в скалах. Строительство храмов в виде башен Строительство мавзолеев (гробниц). |
Живопись | Фрески Миниатюры. |
IV. Закрепление изученного материала
– Мы совершили увлекательное путешествие по средневековой Индии. Можем ли мы сделать нашу классную доску “чистой”? Кто готов ответить на вопросы? (отвечать на вопросы можно в любой последовательности, убирать вопрос только после полного ответа).
V. Подведение итогов
Учитель выставляет оценки.
VI. Домашнее задание
п.45, приготовить рассказ о средневековой Индии.